62. Тетради - отклики

     "Человек не рассматривает свое существование как благо, ему всегда хочется чего-то иного, чем просто существовать. Но какое-нибудь внешнее условие своего существования он рассматривает как благо".

     С. Вейль. Тетради.


     Существовать значит быть телесным, значит быть в Другом. Но человек стремится ещё быть и в себе самом.
     Быть в себе самом практически невозможно, никто там не удерживается, все вываливаются на пятой секунде. Но тот, кто мыслит, скажем, Декарт, умеет быть в себе самом. Быть долго и уверенно, и извлекать из этого истину.
Только тот, кто умеет быть в себе самом - умеет быть и в мире свободно и самостно. Я написала самостно, а не самостоятельно, потому что это предполагает разный акцент.
    Умеет быть в себе и художник. Любой творец знает что такое "пребывать в себе".
    Собственно, когда я умею находится в себе и с собой, то это означает лишь то, что я умею соединить весь мир с чем-то таким, что изначально и активно начало однажды действовать в этом мире - обладаю способностью соединять эти расщеплённые вещи.
    Весь мир находится во вне меня - не без моего участия. Я возвращаю себе самому мою собственную участливость в мире. Я прихожу к гармонии. К любой гармонии я прихожу через себя. Минуя себя, прийти к гармонии невозможно.
Если я испытываю гармонию от природы, то видимо я нахожусь посреди неё у себя дома. В противном случае я не замечу природы или замечу как безразличный факт.
    Условия моего существования ещё меньше определяют меня, чем я сам существующий. То, что я вышел на природу и природа меня теперь окружает не делает автоматическим моё участие в ней. Я могу ей отказать в своём участии.
Но если я не откажу ей в своём участии и буду проявляться в ней и через неё, даже это ещё не приведёт меня к гармонии. Чтобы ощутить гармонию нужно несоизмеримо большее - вынести себя из природы, и охватив её теперь уже всю целиком в едином и свободном человеческом чувстве, ощутить её как себя.
    Где угодно как в себе - тайна восточных хокку - вовсе не означает неразборчивости, она означает лишь то, что в подвижном и сложном окружающем нас мире самая святая мудрость может оказаться для нас бесполезной, а самое большое зло и низость могут нас чему-то научить. То есть оно означает, что ни условия моего существования, ни само моё существование не обеспечивают мне автоматически моего блага - до тех пор пока, я не приложу к ним силы моего умения быть самим собой - пока я не скажу: вот это и теперь для меня значимо.


     "Идея жертвоприношения в том, что творения — в частности, я, как и любой другой, — отрицают финальность. Я всего лишь средство, а средство для чего, сама не знаю. «(В таких-то и таких-то обстоятельствах) не остается смысла жить...»)".

      С. Вейль. Тетради.


     Что такое человек? Человек это голое обещание.
   Один человек не в состоянии исполнить своё обещание без другого. И даже сильнее: без другого он не станет и обещать.
   Обещаем мы друг другу и когда обещаем, мы - прекрасны. При исполнении коверкаемся, разрушаемся. Чтобы высвободить обещанное из его недр надо преобразить недра - с этим моментом у нас плоховато. А вот обещания, истинные обещания, неподдельные, всё же случаются.
   Человек, который не обещает самим собой что-то другому - мёртв.
Творцы обещают сразу всем, у них своя специфика, их напряжение почти безмерно. Из задуманного осуществляется мало, но удаётся крикнуть, пролить свет, очаровать.
Наобещать означает притворится обещающим, а на самом деле им не быть. Потом это откроется, но так тянет почувствовать себя живым прямо сейчас.
   Сама жизнь - великое обещание. Для чего она?
Но кто бы ни рискнул ответить, всякий стал бы воображать, а значит жизнь уже достигла своей цели и создала себе подобных творцов, созидающих и открывающих новые миры - обещающих.

    Обещать значит приоткрывать иной мир.
   Человек самим собой приоткрывает иной мир.
 Задумка жизни удалась и удалась на славу. "Шалость удалась" - как говорили в Гарри Поттере.


     "«Илиада». С какой целью живут и действуют эти люди?"

      С. Вейль. Тетради.


     Аристотель: одна из причин - цель. Особенно для человека.
   Но тогда, какова конечная цель самого человека?
Конечная цель самого человека - прийти к себе.
Конечная цель "не самого человека", а человека -мира (то есть человека как бытия, а не как сущего) - быть... в гармонии и в Космосе вместе со всем наравне.
Конечная цель "не самого человека" как потерянного, потерявшего себя - забыть... кто он и откуда и куда...

    В Илиаде люди живут и действует для того, чтобы быть самими собой и быть наравне с Космосом - наравне с запросами и вызовами всемирного времени. Троянская война это ответ на вызов времени - вечности.


    


Рецензии