Великий романтик... Джон Констебль

Мельница в Джиллингеме. 1825 г

Джон Констебль ( 11 июня1776, Ист-Бергхоулт, Саффолк — 31 марта1837, Лондон) — английский художник-романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом. Картины Констебля прославили местность близ его дома — Дедхэм Вэйл (англ.Dedham Vale) — которую с тех пор называют «Край Констэбля».

В настоящее время работы Констебля высоко ценятся и весьма популярны у коллекционеров, однако при жизни художник не добился финансового успеха. Членом Королевской академии художеств он стал в 52 года. Констеблю удалось продать больше своих картин во Франции, нежели на родине в Англии.

Констебль родился в небольшой деревушке Ист-Бергхоулт на берегу реки Стаур (англ.river Stour), в семье зажиточного мельника Голдинга и Энн Констеблей. Джон был вторым сыном в семье, но по причине нездоровья его старшего брата основные надежды семьи возлагались именно на Джона. Своё образование художник начал в интернате Лавенхема, а позднее был переведён в дневную школу в Дедхэме. После окончания школы Джон работал на мельнице, но через некоторое время заботы о семейном бизнесе на себя взял младший брат Голдинга, Абрам. В юности Констебль много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды. По словам самого художника, эти сценки «сделали его художником, за что он очень благодарен».

В 1799 году Констебль принял важное решение просить разрешения отца позволить ему посвятить себя искусству. На удивление, художник не встретил возражений на свою просьбу и даже получил от отца некоторую сумму денег. В этом же году Констебль поступил в Королевскую Академию художеств в Лондоне, но основную школу прошёл, самостоятельно работая на натуре. В этот период на него глубоко влияли работы Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Якоба ван Рейсдаля, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи. В то же время Констебль был поклонником поэзии и ценителем жанра проповеди, что позднее привнесло в его творчество особую лиричность и выразительность.

По стилю ранние работы Констэбля мало отличались от его зрелых работ: тот же свет, цвета и мазки, которые во многом выдавали влияние на творчество Констэбля так называемых старых мастеров, особенно Клода Лоррена. Сюжеты картин Констэбля были взяты им из жизни и представляли собой бытовые сценки, что для его времен не было модным, поскольку в большей моде были романтические сюжеты с дикими пейзажами и руинами.

О художественной манере Констебля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: «Констебль говорит, что превосходство зелёного цвета его полей достигается сочетанием множества зелёных красок различных оттенков… То, что он говорит здесь о зелени полей, приложимо ко всякому другому цвету». Под впечатлением от работ Констэбля, выставленных в галерее Эрроусмита, Делакруа переписал фон своей знаменитой картины «Резня на Хиосе». Цветовые решения Констэбля, по признанию самого Делакруа, помогли ему многое познать в живописи.

В 1809 году Джон женился на Марии Бикнелл, с которой дружил с детства. Родители Марии были против этого брака, так как не верили, что Джон Констебл сможет содержать семью. Они даже угрожали лишить Марию наследства, но не смотря на все препятствия свадьба все таки состоялась.

В 1819 году художнику удалось удачно продать первый большой пейзаж "Белая лошадь". За свою жизнь в Англии художник смог продать всего около 20 пейзажей, в то время, как за границей его картины охотно покупались, и его имя стало известно многим ценителям английского пейзажа.

После рождения седьмого ребёнка в январе 1828 года Мария тяжело заболела и умерла в ноябре того же года от туберкулёза в возрасте 41 года. Констэбль очень тяжело переживал её смерть, в письме своему брату он писал: «Ежеминутно ощущаю я потерю моего усопшего Ангела. Одному Богу известно, как теперь будут расти мои дети… Весь мир рухнул для меня».
Всю оставшуюся жизнь после смерти Марии он носил траур, и, как утверждал Лесли, «предавался меланхолии и тревожным размышлениям». Он самостоятельно заботился о всех семерых своих детях до конца жизни.

В феврале 1829 года Джона Констебля избрали членом Королевской академии художеств, а в 1831 году был назначен Инспектором Академии, где снискал большую популярность среди студентов. Констебль стал читать лекции по истории пейзажной живописи. Эти лекции были весьма популярны у широкой публики. На одной из таких лекций в Королевском институте он сформулировал три правила: во-первых, пейзажная живопись столь же техническая, сколь и поэтическая; во-вторых, воображение не может в одиночку породить художественное мастерство, которое выдержало бы сравнение с действительностью; и в-третьих, ни один из великих художников не был самоучкой. В 1835 году он дал свою последнюю лекцию студентам Королевской академии, в которой он восхвалял Рафаэля, а Академию назвал колыбелью Британского искусства. Он умер 31 марта, по всей видимости от диспепсии. Джона Констебля похоронили рядом с его любимой женой на городском кладбище Хампстеда.

 
          @


Рецензии
Очень познавательное и интересное эссе. Прочитал с удовольствием.

Игорь Фёдоров 3   20.11.2020 19:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь, за отзыв и поддержку! С уважением,

Алексей Гончаров2   20.11.2020 19:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.