Профориентация
Любой выбор есть баланс между возможностями и желаниями. Поговорим о них подробнее.
Возможности. Прежде всего необходимо отметить, что оценивать надо не возможность обучения в каком-то конкретном учебном заведении, а возможность дальнейшего трудоустройства по выбранной специальности. Многие видят перед собой ложную цель - поступление, а потом жалуются, что, получив диплом, не могут найти достойную работу. Хочется их спросить: "А кто Вам её обещал?" Вам обещали дать качественное образование, а то, как Вы будете его использовать, Вам решать. Поэтому, если у Вас нет возможности не думать о заработке и учиться просто для души или ради диплома, сразу ориентируйтесь на трудоустройство после обучения. Учитывайте востребованность специальности в Вашем регионе, наличие связей в этой области. Возможности также зависят от личных качеств - пробивных способностей, уровня IQ, талантов, иногда внешности. Конечно, не сбросить со счетов семейные обстоятельства. Не у всех есть возможность ждать 10 лет, чтобы стать полноценным квалифицированным врачом или адвокатом.
На второй чаше весов лежат желания. Их не отбросить и не заглушить. Они всё равно себя проявят. Но, если с возможностями всё более-менее понятно, то с желаниями могут возникнуть трудности. Как часто можно слышать от старшеклассников: "Я не знаю, чего хочу. Вроде нравится биология, но я не уверен..." Никогда не ориентируйтесь на интерес! Во-первых, интересы меняются в течение всей жизни. А текущий интерес к предмету и вовсе может зависеть от школьного учителя. Во-вторых, изучать предмет - это одно, а работать по специальности, предполагающей знание этого предмета - другое. Разные рабочие атмосферы. Тут, кстати, остановлюсь подробнее. Сразу оцените склонность к академической или прикладной деятельности. Сейчас в школах ученикам предлагается написание научных проектов. Это прекрасный опыт и способ познать себя! Попробуйте взять проект по интересующей теме. Если ученик способен к долгой погруженной исследовательской работе, рассмотрите вариант академической карьеры: после бакалавриата магистратура, затем аспирантура, написание диссертаций, наука и преподавательская деятельность. Если это не Ваше, тогда - прикладная деятельность. Здесь всё просто - главное отбросить то, что явно не подходит. Для этого используйте подразделения людей на типы : Человек-Человек, Человек-Знак, Человек-Техника, Человек-Художественный образ, Человек-Природа (тесты Е. Климова, Л. Кабардиной и другие). Как правило, человек относится сразу к двум-трём типам. Копать глубоко не надо, очевидное лежит на поверхности. Например, всё школьное обучение является знаковой системой. Поэтому, если подростку с трудом даётся учёба в школе, он скорее предпочтет общение с техникой (или с другими материальными предметами), или же с людьми. Также можно оценить склонность к организации бизнеса. В целом, надо ориентироваться на вопрос : "Что любит делать?", чтобы понять, в какой атмосфере человеку наиболее комфортно. И соотнести это с предполагаемой рабочей атмосферой. Если сказать короче - ориентируйтесь не на интерес, а на темперамент. От него не уйти, он всё равно себя проявит. Вот, пожалуй, и всё. Для тех, кто хочет разобраться более детально, очень рекомендую тест "16 персоналий". Он раскрывает суть личности, но и понимать его надо на более глубоком уровне.
Итак, обобщая всё вышесказанное - ориентируйтесь не на интерес, а на темперамент, с учётом возможностей.
В завершение темы скажу, что жизнь и Ваше предназначение в ней могут быть гораздо шире и важнее, чем учёба и карьера. Поэтому, если нет реализации в этих аспектах, Вы отрабатываете свой земной урок с помощью саморазвития. Верьте в свою индивидуальность и будьте счастливы!
Свидетельство о публикации №120112002971
Татьяна Теплинская 08.10.2022 11:58 Заявить о нарушении
Юлия Альт 08.10.2022 12:13 Заявить о нарушении
Татьяна Теплинская 08.10.2022 12:32 Заявить о нарушении