Религия рабов?
В Книге «Бытие» Ветхого Завета говорится, что Бог создал человека по образу и подобию своему и отдал людям свое творение, Землю: «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт 1:28). Он повелевал людям владычествовать над всякими живыми существами на земле. Разве Бог отдал бы с любовью созданное творение во владение презренного невольника, не имеющего никаких прав? И теперь, когда по вине человека весь тварный мир потерял гармонию, человеку даны огромные полномочия. Ему необходимо примириться с миром, в котором он живет, "объединить все сотворенное с миром духовным... с Самим Богом, так, что настанет день, когда Бог будет все во всем (1Кор;15:28)[1].
О свободной воле человека на заре христианства говорил Августин Блаженный (354-430), один из Отцов христианской церкви, епископ, философ-богослов. Августин утверждает, что свобода воли ему дарована человеку Богом для того, чтобы он поступал правильно, делая выбор в пользу добра. Но и прегрешения человек совершает в силу свободы воли, в противном случае, они не могли бы рассматриваться как грех, как и праведные поступки без свободы воли не могли бы ставиться ему в заслугу. «Ведь то, что не сделано добровольно, не было бы ни грехом, ни праведным поступком» - пишет Августин А.[2].
Исследовав вопрос рабства в период раннего христианства, А.С.Волчков (1981 г.р.) - историк, богослов, кандидат теологии, также отмечает, что «осуждение рабства в теории и спокойное сосуществование с ним в реальной жизни были характерны для всех философский школ античности», и «ранняя церковь была довольно лояльна к патриархальному, рабовладельческому порядку общества эпохи принципата»[3].
После утверждения в 380 году христианства в качестве государственной религии Римской империи, христианство стало даже модным, атрибуты религии отражались на одежде, что конечно не одобрялось Церковью. Многие богатые и знатные римляне принимали христианство, никто не называл христианство религией рабов. Более того, выражение "раб Божий" тогда все понимали соответственно его истинному смыслу.
Слово раб - от "праславянского корня orb, родственного санскритскому arbha – пахать, работать", немецкому arbeit - работа. Отсюда "раб Божий" - это работник, исполняющий волю Божию, которая заключается в том, чтобы люди освободились от страстей, то есть греха: злобы, жадности, зависти лени и т.п.. Без нашего желания и нашей воли Он не может изменить нашу греховную природу, Богу требуется помощь - наша работа над собой, мы "соРАБотники" Его, и "христианское послушание – это не принуждение и не подчинение... если взять латинский корень этого слова, оно означает слушание: слушать всем своим умом, всем своим сердцем, всем своим существом для того, чтобы услышать Бога, говорящего нам, ...Бог дожидается гармонии и единства между тобою и Им, а не того, чтобы из страха или по принуждению ты делал что-то..." - говорит А.Сурожский[4].
Христос сказал: "Я вас называю друзьями, потому что раб не знает, что делает его господин, – вам Я все сказал(Ин;15:15).
В средние века христианство не могли называть религией рабов, так как религия в тот период являлась неотъемлемой частью общественной жизни, частью культуры. Наряду с политической существовала сильная конфессиональная власть, по мнению выдающегося государственного деятеля и правоведа К.П.Победоносцева (1827-1907), тогда существовала «самая древняя, и самая известная система отношений между церковью и государством» - политическая власть официально устанавливала государственную религию, признавала и поддерживала только одну Церковь[5].
И лишь в период секуляризации общества, когда религиозные традиции сменялись светской моделью общественного устройства, библейское выражение «раб Божий» стало использоваться для спекулятивных рассуждений, без обращения к его истинному смыслу. Это стало возможным в период формирование нового класса буржуазии и становления экономики, основанной на частной собственности, накоплении капитала. Идеи капитализма противоречат христианским ценностям, поэтому новому классу нужна была иная идеология. Все европейское сообщество конца XVIII - начала XIX было пропитано свободомыслием, социалистическими, коммунистическими и анархистскими идеями.
Именно тогда Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), всем известный под псевдонимом Вольтер, философ, писатель-сатирик, стал яростно критиковать Церковь и религию, впрочем, как и атеизм тоже. Он хорошо зарабатывал на литературном творчестве и был одним из богатейших людей Франции.
Станкевичюс А., наш современник, историк, писатель публицист, автор нескольких книг о христианстве, утверждает, что о христианстве, как о религии рабов, которая призывает «все и вся» прощать, активно пишут «антихристианские авторы последние двести пятьдесят лет». Он полагает, что начало этому дала работа Ф.Энгельса «К истории первоначального христианства»[6]. Это не удивительно, фабриканта Энгельса больше интересовал капитал, накопление которого возможно любым путем, в том чсле "войной на уничтожение" ("Демократический панславизм", "Борьба в Венгрии" ПСС т.6), а не христианская мораль.
Христианство - это не религия рабов, это религия любви. Бог есть Любовь (1Ин 4:7-8). Да любите друг друга (Ин 13:34) - одна из главных заповедей Христа. Но нельзя любить по принуждению или поведению, по предложению или совету. Любовь идет из глубины, по зову сердца, для ее проявления нужна свобода, прежде всего духовная. Однако, «кто может честно сказать, что он изо дня в день живет всеми глубинами своей души, сердца, ума, в полную силу… Господь создал нас великими, сильными, прекрасными, а мы измельчали и почти совсем уже забыли, какими могли бы быть»[8]. Мы находимся в рабстве своих страстей, утратив с вязь с Богом, не видим Царства Божиего. Христос говорил: «Не придёт Царствие Божие приметным образом, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20,21)
Чтобы увидеть внутри себя это Царство, необходимо пробудить в себе стремление к духовному росту, «искать в себе все то, что нас делает родными Ему, сродняет с Ним, уподобляет нас Ему, делает нас на Него похожими, - говорит А.Сурожский, - научиться верить в себя, но верить в себя разумно, верить в себя с радостью, верить в себя творчески»[9]. Уподобится Богу - в этом наша цель, рабу такие цели не ставятся.
«Дело не в том, чтобы нам простились наши грехи, дело в том, чтобы мы стали другими людьми, о которых говорит Новый Завет», - утверждает А. Сурожский. Это значит не только освободиться от греха, но и обрести внутреннюю свободу, А.Сурожский называет это устойчивостью. Мы же часто не действует, а лишь реагируем: человек покупает ненужную ему вещь в ответ на неискреннюю улыбку и вежливость продавца, берется за оружие в ответ на похвалу и одобрение пропагандиста, изображающего из себя крутого супермена. Мы мучаемся совестью, вместо того, чтобы просто отказаться от греха(неправильного поведения). Уходим от чего-то, не желая нарваться на грубость и хамство, вместо того, чтобы научиться находить правильный выход из ситуации и понять: возможно, хам - несчастный и нелюбимый человек, который своим поведением пытается привлечь к себе хоть какое-то внимание, его нужно лишь пожалеть.
"Первый шаг к той внутренней свободе, которая приведет нас к устойчивости и миру (миру в душе), – это усилие высвобождения, - говорит митрополит Антоний. Не тот покой, подобный смерти, а динамичный, полный жизни и радости. Сказано: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин;14:6). Истинная свобода это жизнь в соединении с Богом. "Закон Христов – закон свободы, не закон как принуждение, а закон именно как свобода" - А.Сурожский.
Бог открыл Себя людям во Христе (явился откровением), показал человеку его истинный образ, его духовную свободу, глубину и величие. Показал, каким человек может быть, и каким Бог желает его видеть. Принимая волю Божию, человек открывает невидимую глубину своего внутреннего содержания, «бесконечности и вечности, - говорит митрополит А.Сурожский, - только тогда человек становится больше, чем видимое...[10]
Мы обязаны верить в себя, не в изуродованного грехом, но в того человека, которого видит Господь и «открывает нам видение той красоты, которую Он видит в человеке»[11].
~.~ ~.~ ~.~ ~.~ ~.~ ~.~ ~.~ ~.~
1.Сурожский Антоний. Труда. Книга первая. - 2-е изд. -М.: "Практика", 2012.-1112с./Человек. "Примирение всей твари".
2.Августин А., Свобода воли.
3.Волчков А.С. Рабы в общинах первых христиан, Вестник СПбГУ. Сер.2, 2010, вып.2
4.Сурожский Антоний. Труда. Книга первая. - 2-е изд. -М.: "Практика", 2012.-1112с./Человек. "Духовное руководство в православной Церкви".
5.Победоносцев К.П.. Церковь и государство.
6.Станкевичюс А. Христианство – религия рабов?
7.«Демократический панславизм» и «Борьба в Венгрии» (1849 год) ПСС "К.Маркс и Ф.Энгельс". Том 6.
8.Три главные молитвы. 16.03.2014 // Приход храма… сп.Георгиевка Кинельской епархии.
9.Сурожский Антоний. Труды. Книга первая. – 2-е изд. – М.: «Практика», 2012. – 1112 с. / Человек. «Вера Божия в человека»
10.Сурожский Антоний. Труды. Книга первая. – 2-е изд. – М.: «Практика», 2012. – 1112 с. / Человек. «Об истинном достоинстве человека»
11.Сурожский А. О встрече с Богом и другими
Свидетельство о публикации №120112010022