Памяти Учителя
- А что ты понимаешь под воспитанием?
Я часто слышала во время бесед от взрослых такие слова: «Я уделяю воспитанию своих детей по 15 минут в день. Больше у меня нет времени».
Приходится этим собеседникам говорить о том, что воспитание — это непрерывный процесс. Мы воспитываем уже тем, как общаемся с родственниками, соседями, коллегами, как мы спим, как ведём себя в общественных местах, и даже когда нас нет рядом, то есть — воспитание это непрерывный процесс, 24 часа в сутки.
И здесь мне вспомнился коллега, учитель физкультуры школы, где я работаю.
Иногда возникает необходимость сопровождать детей в автобусной поездке. И если было по пути — я, по приказу директора, была вторым сопровождающим. Первый сопровождающий - он, Учитель.
Подростки, они во все времена подростки. Особенные дети — тем более. Сколько слышалось любви, преданности, готовности от наших школьников заслужить доверие в общении с Учителем. На протяжении часа поездки разговоры выходили на самые разные темы. Дети в возрасте от 7 до16 лет. К каждому, поистине, — индивидуальный, даже личностный, подход. Малышам Учитель всегда напоминал снять верхнюю одежду, поскольку в салоне автобуса температура доходила до +24 градусов. Старшие это делали сами. Он помнил и знал личные вещи каждого школьника. Расспрашивал о том, кто будет встречать ребятишек, чем планируют заниматься в выходные дни, на каникулах. Потом разговор плавно переходил в русло школьных, городских, областных спортивных соревнований. И здесь уже каждому хотелось участвовать. Но для этого надо было подтянуться в учёбе и в поведении. Наступали переговоры: кто и как, и по каким предметам должен повысить свои знания. Я, незаметно для детей, спросила как-то у коллеги: «А бывает так, что неуспевающих или нарушителей дисциплины не берёте на соревнования?»
- Да, что Вы — никогда. Но эти разговоры так стимулируют ребятишек!
Начиналась поездка почти всегда с того, что Учитель проходил по салону и раздавал детям конфеты леденцовые с лёгкой кислинкой: вроде бы и сладко во рту, и пить не хотелось, напоминая о том, где хранить обёртки от конфет.
- Вам дают гостинцы в школе? - спросила я.
- Зачем? Я иду мимо магазина, зашёл, купил 200 грамм, на поездку в оба конца хватит.
Я после этого разговора теперь всегда держу в своих запасниках леденцовую карамель.
Мне вспомнилась подобная ситуация в да-а-алёком 1958 году, когда в детсаду в круглосуточной группе, в субботу детям при расставании воспитательница давала гостинец: пряник, или печенье, или пару шоколадных конфет. Однажды я «прилипла» с вопросом: «Зачем Вы даёте детям гостинцы?» Хороший был ответ: «В понедельник дети будут собираться в садик, вспомнят, что в субботу им дали гостинец, и с бОльшим желанием придут в детсад. Вот так просто и гениально. И это тоже воспитание, и тех детей, и меня, приставучей со своими вопросами.
Далее, двигаясь по городу, дети всегда замечали на городских термометрах, какая температура воздуха. На загородной трассе, по пути к ТНХК, теперь с подачи учителя, делались ставки на определение температуры в этом месте. И как радовались победители, докладывая родственникам, их встречающих: «А я сегодня победитель по угадыванию температуры!»
Казалось бы, какая незначительность, а вот поди ж ты... И это тоже воспитание.
Как-то в одну из поездок увидели в синеве неба самолёт, инверсионный след от него. Здесь же Учитель дал краткую характеристику лайнеру, да так доступно, что все слушали, затаив дыхание.
Ещё не предполагая о трагедии, я рассказала об этом Учителе выпускнику соседней школы, с которого начинается мой рассказ. И в завершении спросила:
- А как ты думаешь? Такие разговоры в автобусе — это не воспитание?
- Ну, не знаю, - протянул он неуверенно.
- Нам бы побольше таких взрослых, Учителей, чтобы рядом с ними вам — детям, подросткам было уютно. А там пусть говорят, как ты мне сейчас, что их никто не воспитывал.
На следующей перемене выпускник нашёл меня и признался: «А ведь и правда, даже молчаливое нахождение взрослых рядом нас воспитывает...»
Этот разговор состоялся в пятницу. А во вторник моего коллеги не стало.
Светлая память Вам, уважаемый Учитель, память коллег, учеников, всех, кому рядом было уютно и познавательно...
P.S. Последний раз мне довелось ехать с детьми и Учителем 17 апреля. Я запомнила тот день: было сложно, тягостно на душе, COVID 19 уже господствовал вовсю. Учителю оставалось ровно семь месяцев радовать окружающих своим талантом воспитателя.
19 ноября 2020
Свидетельство о публикации №120111906548