Михаил Ломоносов
Вспоминаю, как цитировал его стихи на диспутах с безбожниками в застойное время. Тогда, когда Михаила Васильевича беспардонно пытались сопричислить к материалистам и атеистам, мне довелось вступиться за его честь в запорожском Дворце культуры «Октябрьский», напомнив текст молитвы Давида в переложении Ломоносова, обращенной к Богу, на мотив 26-го Псалма:
Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных.
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных!
Кстати, о моих скромных подвигах веры в начале 80-х годов была напечатана обширная статья в журнале «Наука и религия», в котором, к сожалению, тогда не было ни науки, ни религии. Призывая титулованных атеистов не делать из этого выдающегося ученого приспособленца «по своему образу и подобию», я с нескрываемой радостью напомнил присутствующим в зале профессорам и студентам вдохновенные строки Ломоносова из его «Утреннего размышления о Божием величестве»:
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И Божия дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
Представь,Зиждитель Сам!
Творец! Покрытому мне тьмюю
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
И на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь!
В стихотворении – переложении Псалма 103, поэт Ломоносов восклицает:
Да хвалит дух мой и язык
Всесильного Творца державу,
Великолепие и славу.
О Боже мой, коль Ты велик!
Одеян чудной красотой,
Зарей божественного света,
Ты звезды распростер без счета
Шатру подобно пред Тобой.
В «Оде, выбранной из Иова» Ломоносов снова рассуждает о величии Бога:
О ты, что в горести напрасно
На Бога ропщешь человек,
Внимай, коль в ревности ужасно
Он Иову из тучи рек!
Сбери свои все силы ныне,
Мужайся, стой и дай ответ,
Где был ты, как Я в стройном чине
Прекрасный сей устроил свет?
В стихотворении на мотив Псалма 70, он пророчески предсказывает:
Да в вечном сраме погрузятся
Которые мне ищут зла.
Да на главу их обратятся
Коварства, плевы и хула.
Так и хочется сказать в рифму:
Михаил Ломоносов,
Злых оставивший «с носом»!
И еще хочется прокомментировать надежду автора на Бога следующим его четверостишием:
Надежду крепку несомненно
В Тебе едином положу
И, прославляя беспременно,
В словах и песнях возглашу.
В 1757 году в статье «О пользе книг церковных в российском языке» он изложил свою теорию о «трех штилях» в литературе, в которой определил основные литературные жанры. Кроме того, он стал новатором в поэзии, одним из родоначальников силлабо-тонического стихосложения.
Однажды высокопоставленный чиновник, указывая Ломоносову на дырку в его кафтане, издевательски спросил:
– Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?
– Нет, – ответил Михаил Васильевич, – это глупость туда заглядывает!
Находчивость его была поразительна.
Как-то хвастливый князь Иван Курагин, появившийся в кругу академиков, решил покуражиться:
– Я – Рюрикович! – спесиво заявил он. – Мое генеалогическое древо восходит к самому князю Владимиру Красное Солнышко. Кто еще здесь может сказать такое о себе? Вот ты, Михайло сын Васильев, способен такое сказать о своих предках?
– Увы, нет, – грустно констатировал ученый. – Беда в том, что все метрические записи нашего рода пропали во время всемирного потопа.
Кто сегодня помнит этого хвастливого вельможу? А Ломоносова – поэта, философа, ученого и христианина знает весь мир. И нельзя не согласиться с Апостолом Павлом: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:2-3).
Свидетельство о публикации №120111906487