Я так вижу! - Новый алгоритм восприятия искусства
я задумался - что она мне напоминает?
С литературной точке зрения, конечно, Есенина:
«Будто я весенней гулкой ранью
проскакал на розовом коне»
А с точки зрения изобразительной – картина Петрова-Водкина
по цвету и композиции, один в один, ассоциируется с картиной
Джона Кольера 1898 года, «Леди Годива» .
И если никто из искусствоведов еще не осветил этот факт,
значит я сделал славное искусствоведческое открытие.
В любом случае - это повод углубиться в сюжет картины, ведь
англичане считают леди Годиву одной из самых великих женщин
в истории человечества.
Заметка для ясности :
(Леди Годива и ее муж граф Леофрик жили в 11 веке в Англии,
в городе Ковентри.
Имя Годива означает дарящая.
В словах «Годива и Ковентри» - ударение падает на первый слог).
Что же произошло сотни лет тому в городе Ковентри,
мэром которого был граф Леофрик?
Ведь это событие вошло в мировую
легенду древнебританской истории и создало национальную героиню
Англии.
А произошло то, чего и сегодня везде полным-полно.
Народ жил тяжко разоряли непомерные пошлины.
"Аппозиция" вышла на улицы, умоляя Леди Годиву
упросить мужа, графа Леофрика, снизить непомерные налоги.
Но услышав мольбы жены, граф рассвирепел!
- Если ты, так печешься об этих людишках, - закричал он, -
то сядь на коня обнаженной, проедь по городу
и увидишь, как те, кого ты защищаешь, покроют тебя позором,
изгонят навсегда, как прокаженную!
Но если этого не случится - я снижу пошлины!
Каково же было изумление графа, когда леди Годива
согласилась на эти условия.
А жители, узнав, что ради них графиня пошла на такое унижение,
спрятались в домах, закрыли ставни и обнаженную
женщину никто не видел.
Так леди Годива совершила подвиг, при этом не потеряв чести.
А граф сдержал слово и понизил пошлины.
____O tempora, о mores!
В переводе с латыни: — О времена, о нравы!
Фраза констатирует упадок нравов целого поколения,
подчёркивая неслыханный характер события.
_____________ЛЕДЕ ГОДИВЕ__________
Был город Ковентри не столь велик.
Гнездилась всюду бедность, зло и нужды.
"Жизнь становилось с каждым годом хуже!".
А мэром в городе был Лео-фрик.
Налоги поднимали до небес.
Все стало слишком нищенским и пошлым.
Взымали столько мзды, и столько пошлин,
Как будто в графа поселился бес!
Графиня попросила перемен
И милосердия для бедных граждан.
Граф разразился бурей эпатажной
И в гневе, не подняв ее с колен,
Издал указ: — Ступай, средь бела дня,
Пусть в окна смотрят и мужья, и жены,
Как ты проедешь напрочь обнаженной
Сев, без одежд на белого коня!
И тот народ, о ком молилась ты,
Воскликнет: "Боже, как она блудлива!"
Презреньем обольёт тебя спесиво
И сплетни разнесёт до хрипоты!
*
Но граждане узнали, что она
Садится обнаженною на лошадь,
Закрыли двери, ставни и дома,
И леди вышла на пустую площадь!
Граф обещанье данное сдержал.
Наладилась житьё в его предместье.
Мир сохранил понятие о чести
И в Ковентри никто не пострадал.
*
А в наши дни – моральная война,
Упадок сил духовных всей державы.
Век двадцать первый – ну, и времена!
О Времена, как говорят, о нравы!
Ведь зрители программ: "Пусть говорят",
Чьи души в желтой прессе свили кокон –
Небось повыпадали бы из окон,
Без исключений, просто все подряд!
*
__________РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ___________
Один из читателей восхитился в отзыве:
- здорово ты «зарифмовал легенду»!
«Для кого пишем, подумал я для кого работаем?»
Каждое произведение только тогда искусство, когда в нем звучит
АВТОРСКИЙ ГОЛОС, а не камуфляж зарифмованных Википедий.
Параллель, которую я провел между картиной "Леди Годива"
Джона Кольера - 1897г. и "Купанием красного коня"
Петрова-Водкина - 1912 - это искусствоведческая вкусняшка,
которую само-собой нелишне заценить.
картина Кольера написана на 15 лет раньше, Петров-Водкин не мог
не знать о ней, он был высоко образованным человеком, о чем свидетельствуют
его книги "Хлыновск", "Пространство Евклида" множество статей.
Возможно Леди Годива явилась источником вдохновения Петрова-Водкина,
источником рождения самой идеи красного коня! В картине Кольера
хороша различная текстура: каменная стена, лошадь, ткань попоны, теплая,
жемчужно-трепетная кожа женщины... А у русского художника Взгляд коня
пронизывает душу - об этом можно диссер наваять, отметив, что
на красного коня наводит красная попона на лошади Леди,
которая у Петрова-Водкин превратилась в образ красного коня:
И это настолько манкий образ, что он будто витает в воздухе,
находя свое воплощение и в картинах, и в стихах, и в песнях:
Белая кобыла с карими глазами,
с челкой вороною. Красная попона,
Крылья за спиною, как перед войною.
Б.Окуджава.
Интересно уловить исторический дух творческих ассоциаций,
наблюдая, как один шедевр, порождает другой!
____________ПОЗОР - СИНОНИМ НЕ СТЫДА, А ПИАРА___________
Кроме того, фишка моей нетленки вовсе не в
истории о Леди Годиве, - история рассказана до меня, и для меня, является,
лишь основой, на базе которой высмеивается пошлость,
вульгаризм и страсть к сплетням моего поколения.
Страсть к наживе через рекламу опустившего уровень морали ниже плинтуса.
В результате публичный позор - стал синонимом не стыда, а пиара.
Кроме того авторская метафора о " ДУШЕ, что СВИВАЕТ КОКОН В ЖЕЛТОЙ ПРЕССЕ "
говорит о духовном "ОКУКЛИВАНИЕ ", что само по-себе, достояние
лирики, далекое от понятия: "зарифмованная легенда".
Интересно проанализировать:
Какое значение для автора имеет отклик?
Чем ценен читателю только что созданный стиш?
Едва созданное произведения отличается от давно написанного
трепетом еще не остывшего вдохновения!
Будто автор в одиночестве поймал восход Солнца и вдруг, кто-то воскликнул:
– Я тоже это вижу!
– Радость совместного узнавания чудесного творческого начала воодушевляет!
В то время, как строки, ушедших поэтов, при всей
их прелести, не дают чувства реального соприкосновения с личностью автора.
____________ПРАВДА О ЛЕГЕНДЕ_______________
Что же до самой легенды, ну уж не лживым британцам "МИ-6" учить нас благородству!
Ибн эта знаменитая история имеет несколько совершенно разных трактовок.
Самая добрая повествует, что у леди Годивы
мгновенно выросли волосы до пят и скрыли ее наготу от чужих глаз.
Но поскольку мне нравится картина Джона Кольера,
но не шибко нравится сама легенда, я придумал свой финал,
облагородив граждан: "Народ закрыл глаза и ставни окон!"
Ведь любая легенда, в любом случае, вымысел.
Надо сказать, что в стихотворение поэта Теннисона под
названием "Годива", речь идет о позоре, уготованном ей супругом.
А мне кажется что не унижения жены хотел граф, он хотел доказать,
что люди, ради которых она готова пожертвовать собой, не стоят ее жертвы!
И поскольку, я расхожусь с Теннисоном в самой трактовке, ибн
"чудо с волосами" ни разу не греет - не показывает благородство граждан,
и вапще, велико-британцы какие-то не великие, - мелко это все!
Толи дело княгиня Ольга или Жанна Дарк!
Исходя из наших масштабов, мне пришло на ум усовершенствовать историю
с Годивой, чтобы и Леди, и граждане оказались лучше того, что думал
о них граф - выразитель всеобщих трюизмов!
В результате, Леди в моей интерпретации - проявила ВОЛЮ и МУЖЕСТВО,
а народ - УВАЖЕНИЕ и ТАКТ.
На это желание восхитится толпой, меня навел один из любимых
виршей Надсона, о котором шла речь намедни
http://www.stihi.ru/2017/02/19/13304 :
Не презирай толпы: пускай она порою
Пуста и мелочна, бездушна и слепа,
Но есть мгновенья, когда перед тобою
Не жалкая раба с продажною душою,
А божество - толпа, титан - толпа!
Воты живописал «Не жалкую рабу с продажною душою
но божество толпу! Титан толпу…»
А аллитерация с латинским афоризмом:
«O tempora! O mores!», передает месседж,
который я оставляю читателю на автоответчике своего произведения:
"Закройте окна!
СТЫДИТЕСЬ своей БЕСПАРДОННОСТИ, ГОСПОДА!"
Потому что - поэт властитель дум! ЧИТАТЕЛЬ ИДЁТ ЗА ПОЭТОМ!
а не наоборот!
А когда публика диктует художнику дорогу к себе,
то работая на потребу художник производит уже не искусство, а конъюнктуру.
*
Другой читатель в отзыве написал, что понятия
чести и бесчестия поменялись местами.
И в ток-шоу "Пусть говорят" у всех на виду мамаша выясняет кто из кучи
"претендентов" является биологическим донором ее чада.
Но в этом случае, по отношению к общему вектору моральных ценностей
мои нравственные акценты сильно смещены в сторону.
.
Ибн меня не смущает, сколько интимных связей у героини - в конце, концов - такова се ля ви:)
Но смущает, что масса людей находит приличным для себя - выяснять это.
Сто лет назад Гоголь спросил:
- "А СУДЬИ КТО?!"
И резюмировал:
- НАД КЕМ СМЕЁТЕСЬ?
- НАД СОБОЙ СМЕЁТЕСЬ!
С ведущим этого ток-шоу Малаховым я познакомился в Лос-Анджелесе
на дне рождении Олега Видова.
Мне рассказали что А.М. ведет очень популярное шоу, решил
посмотреть, но НЕ СМОГ! - Какой-то моральный эксгибиционизм,
гости программы кошмарят героиню, ведущий, крикливо наскакивает
и ковыряет вавы от чего героиню плющит и колбасит
по всем подиуму! Сама эта схема - калька с американских программ
30-летней давности - просто рвотный порошок.
___________КАЗУС УКАЗАТЕЛЬНО ПАЛЬЦА _________
Вообще-т, образ женщины-жертвы,
размусоленный в литературе, АФФТОРАМИ МУЖЧИНАМИ доведен до абсурда!
На мой взгляд, толпа, кидающая в грешницу камни -
НИЧТОЖНЕЙ И ГАЖЕ - СОБСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ!
КАЖДЫЙ, кто замахнулся с КАМНЕМ В РУКЕ ниже и греховней самой грешницы.
Так же, как фанаты ток-шоу "Пусть говорят" смакуя чужой интим,
выглядят разнузданней тех, которых они обсуждают,
роясь в подвалах чужой жизни - СЕБЯ НЕ СТЫДЯСЬ!
Такому зрителю я бы сказал:
- Когда твой указательный палец тычет в кого-то,
в этот миг - остальные пальцы - указывают на тебя!
И в этом КАЗУС УКАЗАТЕЛЬНО ПАЛЬЦА!
*
___________МОРАЛЬНАЯ СТЕРИЛЬНОСТЬ_______
Не так давно в разговоре о «Бесприданнице»,
препод литературы доказывал мне, что героиня безнравственна,
потому что с пьяными мужиками пошла на "Ласточку".
Но по факту она не с пьяными мужиками пошла, а с любимым человеком,
которого ждала два года! И была она там в окружении
близких людей: - друга детства Васи и уважаемого в обществе
купца Кнурова, часто бывавшего в её доме.
Но опытный подонок Паратов, клялся в любви 18 летней девочке,
цинично обманул ее.
А ничтожество жених, по пьяни реально с бадуна застрелил.
«ВЫ И УБИЛИ-С» сказал Достоевский в "Преступлении и наказании"
Но почему-то не того, ни другого подонка не судят?
Хор квази моралистов наехал на бесприданницу.
В своем глазу бревнА не углядят.
И когда я слышу от педагога не сострадания к бесприданнице
а осуждение - мне делается дурно!
Ибн сама нравственность такой оценки мне представляется безнравственной.
И хотя это всего лишь литература, но по сути - это те модели поведения,
которые взрослые закладывают в головы детям.
В результате таких ИСКРИВЛЕННЫХ нравственных ориентиров,
мужчины, позволяют себе быть чудовищными негодяями, но
возносят собственную мерзость в культ достоинств,
и при этом требуют от женщины, несуществующей в природе моральной стерильности.
___ «Я ТАК ВИЖУ» – НОВЫЙ АЛГАРИТМ ВОСПРИЯТИЯ____
Бесприданница столь благородна, что критикам, оценивающих ее нравственные качества, зачастую не достает духовной глубины, чтобы осмыслить личность лит.героини.
Ведь в ее в жизни была всего одна ночь любви, за это ее убили, да еще
осудили.
Но, умирая, она не прокляла своих убийц, она сказала:
«Я вас всех люблю, вы все хорошие люди».
Взяла из рук убийцы ружье и прошептала - «это я сама!»
– спасая от вечной каторги того, кто отнял ее жизнь.
Бесприданница, будучи христианкой, взяла на себя грех, преступление чужое убийства.
Это означает, что ее будут считать самоубийцей и даже в церкви не отпоют... значит душа останется неприкаянна.
Великодушие, которое своим всепрощением проявила
бесприданница, свойственно только поистине благородным людям.
И не понимать этого, значит опримитивить и само произведение,
и образ героини до местечковых оценок, ибн мирское и божественное
слишком разные ипостаси.
Отодвигаю, бестрепетной рукой, моральные претензии к бесприданнице,
изменяю легенду о леди Годива, потому что вижу в таком ракурсе.
- Я так вижу! - Сказал художник Джексон Поллок ляпнув краской
на холст в картине "Лавандовый туман" и этой фразой заложил новый
алгоритм восприятия искусства.
- Я так вижу!- говорю я - и тот, кто разделяет такое виденье,
гораздо ближе мне по духу, чем традиционное большинство,
бревен в своих глазах невидящих.
Свидетельство о публикации №120111910060
Спасибо, Санто, за бесконечное беспокойство мысли.
Юлия Харакк 21.11.2020 12:15 Заявить о нарушении