Я так вижу! - Новый алгоритм восприятия искусства

Как-то рассматривая картину Петрова Водкина «Купание красного коня»
я задумался  - что она  мне напоминает?
С литературной точке зрения, конечно, Есенина:

«Будто я весенней гулкой ранью
 проскакал на розовом коне»

А с точки зрения изобразительной –  картина Петрова-Водкина
по цвету и композиции, один в один,  ассоциируется с картиной
  Джона Кольера 1898 года, «Леди Годива» .
  И если никто из искусствоведов еще  не осветил этот факт,
значит я сделал славное искусствоведческое открытие.
В любом случае - это повод углубиться в  сюжет картины, ведь
англичане считают леди Годиву одной из самых великих женщин
в истории человечества.

Заметка для ясности :
(Леди Годива и ее муж граф Леофрик  жили в 11 веке в Англии,
 в городе Ковентри.
 Имя Годива  означает дарящая.
 В словах «Годива и Ковентри» -  ударение падает  на первый слог).

Что же произошло сотни лет тому в городе Ковентри,
мэром которого был  граф Леофрик?
 Ведь это событие вошло в мировую
легенду древнебританской истории и создало  национальную героиню
Англии.

А произошло то, чего и сегодня везде  полным-полно.
 Народ жил тяжко разоряли непомерные пошлины.
 "Аппозиция" вышла на улицы, умоляя  Леди Годиву
упросить мужа, графа Леофрика, снизить непомерные налоги.
Но услышав мольбы жены, граф рассвирепел!

- Если ты, так печешься об этих людишках, -  закричал он, -
 то сядь на коня обнаженной, проедь по городу
и увидишь, как те, кого ты защищаешь, покроют тебя позором,
изгонят навсегда, как прокаженную!
Но если этого не случится -  я снижу пошлины!
Каково же было  изумление графа, когда леди Годива
 согласилась на эти условия.
А жители, узнав,  что ради них графиня пошла на такое унижение,
 спрятались в домах, закрыли ставни и обнаженную
 женщину никто не видел.
Так леди Годива совершила подвиг, при этом не потеряв чести.
А граф сдержал слово и понизил пошлины.


____O tempora, о mores!
 В переводе с латыни:   —  О времена, о нравы!
Фраза  констатирует упадок нравов целого поколения,
 подчёркивая неслыханный характер события.

_____________ЛЕДЕ ГОДИВЕ__________

Был город  Ковентри не столь велик.
Гнездилась всюду бедность, зло и нужды.
 "Жизнь становилось  с каждым годом хуже!".
А мэром в городе был  Лео-фрик.

Налоги поднимали до небес.
Все стало слишком нищенским и пошлым.
Взымали столько мзды, и столько пошлин,
Как будто в графа поселился бес!

Графиня попросила перемен
И милосердия для бедных граждан.
Граф разразился бурей эпатажной
И в гневе,  не подняв ее с колен,

Издал указ: —  Ступай, средь бела дня,
Пусть в окна смотрят и мужья, и жены,
Как ты  проедешь напрочь обнаженной
Сев, без одежд на белого  коня!

И тот народ, о ком молилась ты,
Воскликнет: "Боже, как она блудлива!"
 Презреньем обольёт тебя спесиво
И сплетни разнесёт до хрипоты!
*
Но граждане узнали, что она
Садится обнаженною на лошадь,
Закрыли двери, ставни и дома,
И леди вышла на пустую площадь!

Граф  обещанье  данное сдержал.
Наладилась житьё в его предместье.
Мир сохранил понятие о чести
И в Ковентри никто не пострадал.

*
А в наши дни – моральная война,
Упадок сил духовных всей державы.
Век двадцать первый  – ну, и времена!
 О Времена, как говорят, о нравы!

Ведь зрители программ: "Пусть говорят",
Чьи души в желтой прессе свили кокон  –
Небось повыпадали бы из окон,
Без исключений, просто все подряд!

*

__________РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ___________


Один из читателей восхитился в отзыве: 
 - здорово ты «зарифмовал легенду»!

«Для кого пишем, подумал я для кого работаем?»

Каждое произведение только тогда искусство, когда в нем звучит
 АВТОРСКИЙ ГОЛОС, а не камуфляж  зарифмованных  Википедий.

Параллель, которую я провел между картиной "Леди Годива"
 Джона Кольера  - 1897г. и "Купанием красного коня"
Петрова-Водкина - 1912 -  это искусствоведческая вкусняшка,
которую само-собой нелишне заценить.
картина  Кольера написана на 15 лет раньше, Петров-Водкин не мог
не знать о ней, он был высоко образованным человеком, о чем свидетельствуют
его книги "Хлыновск", "Пространство Евклида" множество статей.
 Возможно Леди Годива явилась источником вдохновения Петрова-Водкина,
 источником рождения самой идеи красного коня! В картине Кольера
хороша различная текстура: каменная стена, лошадь, ткань попоны, теплая,
жемчужно-трепетная кожа женщины... А у русского художника Взгляд коня
пронизывает душу - об этом можно диссер наваять, отметив, что
 на  красного коня наводит красная попона на  лошади Леди,
которая у Петрова-Водкин превратилась в образ красного коня:
И это настолько  манкий  образ, что он будто витает в воздухе,
находя свое воплощение и в картинах, и в стихах, и в песнях: 

Белая кобыла с карими глазами,
с челкой вороною. Красная попона,
Крылья за спиною, как перед войною.
Б.Окуджава.

Интересно уловить   исторический дух творческих ассоциаций,
 наблюдая, как один шедевр,  порождает другой!

____________ПОЗОР - СИНОНИМ НЕ СТЫДА, А ПИАРА___________

Кроме того, фишка моей нетленки  вовсе не в 
истории о Леди Годиве, - история рассказана до меня, и для меня, является,
 лишь основой, на базе которой высмеивается пошлость,
 вульгаризм и страсть к сплетням моего поколения.
Страсть к наживе через рекламу опустившего  уровень морали ниже плинтуса.
В результате публичный  позор - стал синонимом не  стыда, а пиара.

Кроме того авторская метафора о " ДУШЕ, что СВИВАЕТ КОКОН В ЖЕЛТОЙ ПРЕССЕ "
говорит о духовном "ОКУКЛИВАНИЕ ", что само по-себе, достояние
 лирики, далекое от понятия:  "зарифмованная легенда".

Интересно проанализировать:
Какое значение для автора имеет отклик?
Чем  ценен читателю только что созданный стиш?

Едва созданное произведения отличается от давно написанного
 трепетом еще не остывшего вдохновения!
Будто автор в одиночестве поймал восход Солнца и вдруг, кто-то воскликнул:
–  Я тоже это вижу!
– Радость совместного узнавания чудесного творческого начала воодушевляет!
В то время, как строки, ушедших поэтов,  при всей
их прелести, не дают чувства реального соприкосновения с личностью автора.


____________ПРАВДА О ЛЕГЕНДЕ_______________

Что же  до самой легенды, ну уж не лживым британцам "МИ-6" учить нас благородству!

Ибн эта знаменитая история имеет несколько совершенно разных трактовок.
 Самая добрая повествует, что у леди Годивы
 мгновенно выросли  волосы до пят и скрыли ее наготу от чужих глаз.

Но поскольку мне нравится картина Джона Кольера,
 но не шибко нравится сама  легенда,  я придумал свой финал,
облагородив граждан: "Народ закрыл глаза и ставни окон!"
  Ведь любая легенда, в любом случае, вымысел.
Надо сказать, что в  стихотворение поэта Теннисона под
названием "Годива", речь идет о позоре, уготованном ей супругом.

А мне кажется что не  унижения жены хотел граф, он хотел доказать,
 что  люди, ради которых она готова пожертвовать собой, не стоят ее жертвы!
И поскольку, я расхожусь с  Теннисоном  в самой трактовке, ибн 
"чудо с волосами" ни разу не греет - не показывает благородство граждан,
 и вапще,  велико-британцы какие-то не великие, - мелко это все!
 Толи дело княгиня Ольга или  Жанна Дарк!
Исходя из наших масштабов, мне пришло на ум усовершенствовать историю
 с Годивой, чтобы и  Леди, и граждане оказались лучше того, что думал
 о них граф - выразитель всеобщих трюизмов!
В результате, Леди в моей интерпретации - проявила  ВОЛЮ и МУЖЕСТВО,
 а народ - УВАЖЕНИЕ и ТАКТ.

На это желание восхитится толпой, меня навел один из любимых
виршей  Надсона, о котором шла речь намедни
 http://www.stihi.ru/2017/02/19/13304 :

Не презирай толпы: пускай она порою
Пуста и мелочна, бездушна и слепа,
Но есть мгновенья, когда перед тобою
Не жалкая раба с продажною душою,
А божество - толпа, титан - толпа!


Воты живописал «Не жалкую рабу с продажною душою
но божество толпу! Титан толпу…»
А  аллитерация с латинским афоризмом:
«O tempora! O mores!», передает месседж,
который я оставляю читателю на автоответчике своего произведения:

"Закройте окна!
СТЫДИТЕСЬ своей БЕСПАРДОННОСТИ, ГОСПОДА!"

 Потому что - поэт властитель дум! ЧИТАТЕЛЬ ИДЁТ ЗА ПОЭТОМ!
а не наоборот!
А когда публика диктует художнику дорогу к себе,
то работая на потребу художник производит уже не искусство, а конъюнктуру.
*
Другой читатель  в отзыве написал, что понятия
  чести и бесчестия поменялись местами.
И в  ток-шоу "Пусть говорят"  у всех на виду мамаша выясняет кто из кучи
"претендентов" является биологическим донором ее чада.
Но в этом случае, по отношению к общему вектору моральных ценностей
 мои нравственные акценты сильно смещены в сторону.
 .
  Ибн меня не смущает, сколько  интимных связей у героини - в конце, концов - такова се ля ви:)
Но смущает, что масса людей находит приличным для себя - выяснять это.

Сто лет назад  Гоголь спросил:
  - "А СУДЬИ КТО?!"
И резюмировал:
 - НАД КЕМ СМЕЁТЕСЬ?
 - НАД СОБОЙ СМЕЁТЕСЬ!
С ведущим этого ток-шоу Малаховым  я познакомился в Лос-Анджелесе
 на дне рождении Олега Видова.
Мне рассказали что А.М.  ведет очень популярное шоу,  решил
 посмотреть,  но НЕ СМОГ! - Какой-то  моральный эксгибиционизм,
гости программы кошмарят героиню,  ведущий,  крикливо наскакивает
 и ковыряет вавы  от чего героиню  плющит и колбасит
по всем подиуму! Сама эта схема - калька с американских программ
30-летней давности - просто рвотный порошок.

___________КАЗУС УКАЗАТЕЛЬНО ПАЛЬЦА _________

Вообще-т, образ женщины-жертвы,
размусоленный в литературе, АФФТОРАМИ МУЖЧИНАМИ  доведен до абсурда!

На мой взгляд, толпа, кидающая в грешницу камни -
НИЧТОЖНЕЙ И ГАЖЕ -  СОБСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ!
 КАЖДЫЙ, кто замахнулся  с КАМНЕМ В РУКЕ ниже и греховней самой грешницы.

Так же, как фанаты ток-шоу "Пусть говорят" смакуя чужой интим,
выглядят  разнузданней тех, которых они обсуждают,
 роясь в подвалах чужой жизни - СЕБЯ НЕ СТЫДЯСЬ!
Такому зрителю я бы сказал:

- Когда твой указательный палец тычет в кого-то,
в этот миг -  остальные пальцы - указывают на тебя!
И в этом КАЗУС УКАЗАТЕЛЬНО ПАЛЬЦА!
*

___________МОРАЛЬНАЯ СТЕРИЛЬНОСТЬ_______

Не так давно в разговоре о  «Бесприданнице»,
препод литературы доказывал мне, что героиня безнравственна,
потому что с пьяными мужиками пошла на "Ласточку".

Но по факту она не с пьяными мужиками пошла, а с любимым человеком,
 которого ждала два года! И  была она там в окружении
близких людей: - друга детства Васи и уважаемого в обществе
купца Кнурова, часто бывавшего в её доме.
Но опытный подонок Паратов, клялся в любви 18 летней девочке, 
 цинично обманул ее.
 А ничтожество жених,  по пьяни реально  с бадуна застрелил.
  «ВЫ И УБИЛИ-С» сказал Достоевский в "Преступлении и наказании"
Но почему-то не того, ни другого подонка не судят?
 Хор квази моралистов наехал на бесприданницу.
В своем глазу бревнА не углядят.
И когда я слышу от педагога не сострадания к бесприданнице
 а осуждение  - мне делается дурно!
 Ибн сама  нравственность такой оценки мне представляется безнравственной.
И хотя это всего лишь литература, но  по сути - это те модели поведения,
  которые взрослые закладывают в головы детям.

В результате таких ИСКРИВЛЕННЫХ   нравственных ориентиров,
мужчины, позволяют себе быть чудовищными негодяями, но
 возносят собственную мерзость в культ достоинств,
и при этом требуют от женщины, несуществующей в природе моральной стерильности.

___ «Я ТАК ВИЖУ» – НОВЫЙ АЛГАРИТМ ВОСПРИЯТИЯ____

Бесприданница столь благородна, что  критикам, оценивающих ее нравственные качества, зачастую не достает духовной глубины, чтобы осмыслить личность лит.героини.
Ведь в  ее в жизни была всего одна ночь любви, за это ее  убили, да еще
осудили.
Но, умирая, она не прокляла своих убийц, она сказала:
«Я вас всех люблю, вы все хорошие люди».
Взяла из рук убийцы ружье и  прошептала - «это я сама!»
 –   спасая от вечной каторги того, кто отнял ее жизнь.

Бесприданница, будучи христианкой, взяла на себя грех, преступление чужое убийства.
 Это означает, что ее будут считать самоубийцей и даже в церкви не отпоют... значит душа останется неприкаянна.

Великодушие, которое своим всепрощением проявила
 бесприданница, свойственно только поистине  благородным людям.
И не понимать этого, значит опримитивить и само произведение,
 и образ  героини до местечковых оценок, ибн мирское и божественное
слишком разные ипостаси.

Отодвигаю, бестрепетной рукой, моральные претензии к бесприданнице,
 изменяю легенду о леди Годива, потому что вижу в таком ракурсе.
- Я так вижу! - Сказал художник Джексон Поллок ляпнув краской
на холст в картине "Лавандовый туман" и этой фразой заложил новый
алгоритм восприятия искусства.

 - Я так вижу!- говорю я -  и тот, кто разделяет такое виденье,
  гораздо ближе  мне по духу, чем традиционное большинство,
 бревен в  своих глазах невидящих.


Рецензии
А я всегда считала, что у Петрова-Водкина прямая отсылка к "Красному танцу" Матисса (1910г.)- когда возникает ощущение сочного красного пламени на ярко-синем фоне. Спасибо, что обратили внимание на сходство композиций, но все же, Петров-Водкин далек от прерафаэлитов не по времени, но по мировосприятию. У него скорее фреска (икона, в какой-то степени - чистота цвета и простота линий Рублева, сравните), чем изысканно выписанная картина. Сразу каюсь - трактатов о Петрове-Водкине не читала, возможно все это уже не раз высказывалось, но так вижу я.))

Спасибо, Санто, за бесконечное беспокойство мысли.

Юлия Харакк   21.11.2020 12:15     Заявить о нарушении