Вот те крест!..

К записи "На дальней станции сойду..."

Колокольня среди сосен,
Среди елей и берез
Одинока... И не спросишь:
Как такое удалось?
То ли церковь заплутала
"Во дремучем во лесу...",
То ли паства перестала
Принимать, что ей несут...
Покопать бы там пошире
И поглубже на сажень -
Двести лет... И в Русском мире -
Ни церквей, ни деревень!
Если тренды сохранятся -
По избе на благовест -
Ни до нас не дозвонятся,
Ни до них - мы, вот те крест!

Двухсотлетняя церковь потерялась в глухом лесу. Где-то в России.


Рецензии
Хорошо, дорогой Григорий!..

А это - про клятвы ("...вот-те крест!" -
Древние евреи не только часто произносили имя Бога напрасно, то есть для маскировки своей лжи, для оправдания корыстолюбия и стяжательства, но и открыто нарушали свои клятвы, скрепленные именем Бога. Такие поступки в еврейском государстве стали массовыми, потому что фарисеи, потворствуя клятвопреступлениям, измышляли многочисленные оправдания этого греха. Так, например, фарисеи, успокаивая совесть евреев, утверждали, что в клятвах запрещено клясться только именем Бога и поэтому все другие, заведомо ложные клятвы, якобы не содержат греха. Именно фарисеи и советовали евреям в таких клятвах вместо имени Бога клясться небом, землею, Иерусалимом, головою своею и т.п. Фарисеи также лживо утверждали, что якобы допускается ложная клятва во имя личной выгоды и корысти, в тех случаях когда нельзя доказать неискренность клятвы и если такая клятва позволяет ловко обойти Закон и удачно устроить свои дела. При этом фарисеи забывали указать народу на то, что любая ложная клятва, независимо от того произносится она с именем Бога или нет, все равно остается ложной и является грехом.

Поэтому Иисус Христос со всей непримиримостью осудил фарисеев, заявив что такие клятвы в любом случае нарушают Закон Божий. В Нагорной проповеди Иисус Христос дал исчерпывающее пояснение того, почему нельзя применять такие фарисейские клятвы. Иисус Христос призывает не верить фарисеям, которые, попустительствуя человеческим слабостям, разрешают клятву без имени Бога. Иисус Христос в Нагорной проповеди поясняет, почему нельзя употреблять фарисейские клятвы и клясться ни небом ни землей, ни Иерусалимом, ни головою. «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Матф.5:34–36). Понимать слова Иисуса Христа надо в том смысле, что и небо, и земля, и Иерусалим, и все остальное, принадлежит только Богу. Все к человеку приходит от Бога и все в мире Божие. И из того, что человек получил от Бога, все омыто искупительной кровью Спасителя. Поэтому чем бы человек не клялся, по сути он клянется тем, что принадлежит не ему, а Богу, потому что у человека нет ничего своего, не данного Богом. В таком случае человек и не должен ничего выставлять в подтверждение своей правоты. Всё, что имеют люди, как и сама человеческая жизнь, несет на себе отпечаток искупительной жертвы Иисуса Христа. И именно с этой точки зрения и нужно рассматривать клятву.

Маргарита Метелецкая   20.11.2020 09:53     Заявить о нарушении
О наказании за божбу
Однажны пришли двое прокаженных к преподобному Авксению и попросили исцелить их от болезни. На вопрос преподобного за что они наказаны, больные лишь кланялись и просили об исцелении. «Господь наказал вас за то, – сказал им преподобный Авксений – что вы имеете привычку божиться и клясться без нужды». Больные признали свой грех и изумились прозорливости Святого. Тогда Святой помазал их с головы до ног священным елеем и сказал «исцеляет вас Иисус Христос!». И больные мгновенно выздоровели. (Эпизод пересказан по книге «Четы-Минеи», 14 февраля).

«1865 года июня 14 дня один крестьянин по имени Игнатий Григорьев, разгорячившись побил деревенского пастуха. Пастух на крестьянина принес жалобу на сходке. Крестьянин стыдясь своего поступка и желая скрыть его, поклялся перед мирской сходкою такими словами: «Убей Бог меня громом, если я бил пастуха». Крестьяне так и оставили Григорьева без наказания, уважая его трезвую жизнь. Но Бог взыскал с злоупотребившего клятвою для общего вразумления. На другой день после сходки крестьянин Игнатий Григорьев, идя по своим делам из одного села в свою деревню, по слову своему, указанному на мирской сходке, действительно был убит громом. Вот что значит во лжи божиться перед людьми. Божба часто считается делом маловажным, только бы поверили человеку. Но перед Богом она имеет высокую цену» (Российский духовный журнал «Душевные чтенья» за 1870 год, март).

Изречения из книги «Творения Святого Тихона Задонского»
«Вошли в обычай божбы крайне непристойные христианам как-то: «ей Богу», «на то Бог», «свидетель Бог», «видит Бог», «на то Христос» и прочие, и поминаются они от людей часто и почти во всяких словах. Таковые божбы не иное что как сатанинский вымысел на бесчестие имени Божия и погибель человеческую изобретенных. Ты берегись так и подобно тому божиться. Когда нужно тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово Да-да, нет-нет. Прочее все от неприязненного духа»

Маргарита Метелецкая   20.11.2020 10:12   Заявить о нарушении
О клятвопреступлении на суде.
«Однажды к Святому Евтихию, патриарху Константинопольскому пришел слепец. «Давно слеп?» – спросил патриарх. «Уже год"- ответил недужный. На вопрос отчего болезнь случилась, слепец рассказал следующее: «Я судился с одним человеком и чтобы выиграть дело согрешил – подтвердил иск ложною присягою. Дело то я выиграл, но за то вскоре после этого ослеп. Помолись за меня Угодниче Божий». Святой сжалился над несчастным, сотворил о нем молитву, и Господь послал слепцу прозрение. Настоящий случай с клятвопреступлением да будет всем спасительным уроком: суд человеческий можно обмануть клятвопреступлением и лжесвидетельством, но Бога обмануть нельзя, и суд Божий строго наказывает призывающих всуе имя Божие» («Четы-Минеи» апрель).

О каре небесной за ложную клятву
«Один мелкий торговец Владимирской губернии был весьма ловок в обмане. Войдет бывало в дом самым скромным образом, поклонится перед святыми иконами, осведомится о здоровье хозяина и хозяйки, и так вежливо и убедительно предложит купить что-нибудь, что редко уходил из дома без продажи. К словам «товар заграничный, краски прочные» он постоянно прибавлял свою заветную божбу «Ей Богу копейка на погибель, без покаяния умереть, с ума сойти». И не прошли даром несчастному такие страшные напрасные клятвы. Торговля его расстроилась, он обеднел, сошел с ума и найден был замерзшим под березою при большой дороге. Таким образом этот несчастный, самовольно обрекший себя быть может из-за копейки на сумасшествие, и так охотно желавший умереть без покаяния, по неисповедимым судьбам Божиим получил и то, и другое.» (Заметка процитирована из Всероссийского журнала «Странник» за 1869 год июль. В журнале говорится о том, что в основе заметки лежит подленный случай).

Маргарита Метелецкая   20.11.2020 10:18   Заявить о нарушении
Ложная клятва монаха
«Некто по имени Иоанн, боярин киевский, облекшись в монашество в Киево-Печерской Лавре имел при себе юного сына Захарию. Чувствуя приближение смерти, Иоанн поручил сына своего покровительству Божию, и некоему иноку по имени Сергий, также бывшему боярину, оставив тысячу гривен серебра и сто гривен золота чтобы он сберег их до совершеннолетия сына и отдал ему. Таким образом, распорядившись, Иоанн скончался. Захария, достигнув 15-летнего возраста, потребовал у Сергия отцовского наследства. Сергий изумился, как бы не зная чего требует юноша; но видя неотступность требований, принял вид оскорбленного и с упреком сказал ему: «Отец твой отдал все имение Богу: у Него и проси, а не у меня. Я не виноват, что отец твой был так неразумен, что обогащая нищих, сделал нищим своего единственного сына».

При столь неожиданном вероломстве юный Захария заплакал и просил Сергия отдать ему по крайней мере половину имения, хотя бы третью часть, даже десятую. Но Сергий решительно отказался. Тогда Захария потребовал чтобы Сергий утвердил клятвою что не получал денег от отца его. Сергий при посторонних свидетелях идет с Захариею в церковь и, став перед образом Богоматери, клянется небом и землею, что отец Захарии не давал ему ни полушки. В утверждение клятвы он хотел облобызать икону Божией Матери, но невидимая сила приковала его к месту, он не мог подойти к образу и, трепеща всем телом, воскликнул: «Преподобные отцы Антоний и Феодосий! Помолитесь Матери Божией дабы ангел смерти не погубил меня!» После столь чудесного обличения в ложной клятве Сергий возвратил имение, принадлежащее Захарии.» (Четьи-Минеи, 24 марта)

Маргарита Метелецкая   20.11.2020 10:21   Заявить о нарушении
Спасибо, Риточка, за интересные истории. Ты же знаешь, никто из людей не в состоянии учиться на чужих ошибках - пока сам лоб не расшибет. Да и на своих - тоже. Правда, вторых с годами все же убавляется. А насчет клятвы, не поверишь, я в принципе не пользуюсь Его именем, не сложилось. Н- е то,чтобы я - воинствующий атеист. Нет, я с уважением отношусь ко всякой религии, ко всякой культурной традиции. Это у меня еще от школьных времен - смогли учителя правильно вложить нам идеи Дарвина и Коперника в головы. Человечество спасется здравомыслием - такова моя культурно-идеологическая парадигма. Что касается "клятв": не ври - прилетит "обратка", сам же и проколешься. Хотя и тут можно сказать: "Божье наказание". С любвью - я.


Григорий Пономарчук   20.11.2020 13:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.