Уездная старина. Запрет на сто лет

Из поколения в поколение передавались в народе легенды о колдунах и ведьмах. Поверья о них бытовали среди разных народов, населявших Аткарский уезд. Колдунами считались и знаменитые  разбойничьи атаманы, такие, как Стенька Разин, Кудеяр. Молва их наделяла колдовской силой, они могли мгновенно сделаться невидимыми, не тонули в воде, не горели в огне, накладывали страшные заклятия на свои сокровища, да так, что их до сих пор не могут отыскать.

В своей книге «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии» А. Н. Минх передаёт рассказ, записанный им в селе Белгаза-Маматовка Аткарского уезда в 1868 году: «В реке Белгазе под селом, между Жадовым и Страховым оврагами, никогда не кричали лягушки, хотя их здесь и много, между тем как крик их раздаётся по остальной части речки. Народ объясняет это явление следующим обстоятельством: Лет сто тому назад, когда в окрестностях Маматовки водились разбойники, одна из шаек получила известие, что ночью приедет в Белгазу проезжий богатый купец с товарами; разбойники расположились караулить его немного выше села в Жадовом овраге (другие же говорят в Страховом), через который пролегала дорога. Ночь была тёмная, лягушки страшно кричали в реке и озёрах; разбойники просидели в овраге до света и не слыхали никакого движения по дороге». Оказалось, что из-за лягушачьего «хора» разбойники упустили добычу. Атаман был колдуном и наложил на квакушек заклятие: не кричать сто лет.

Минх сообщает, что местные священники Михаил Павлович и Андрей Михайлович Розановы говорили, что лягушачьи «концерты» в том месте возобновились не более четырёх лет назад, а прежде отец Михаил, живший здесь с 1826 года, ни разу их не слышал. Знать, кончилось заклятье атамана.

Многие народные поверья благополучно дожили и до наших дней. Некоторые легенды, записанные А. Н. Минхом, до сих пор ходят в народе, обрастая новыми подробностями и обретая новое значение.

                Алексей НИКИТИН


Рецензии