Пара мыслей об Американской культуре
Захотелось написать длинный сумбурный текст про Америку, где не будет ни одного слова ни о Трампе, ни о Байдене. Я крайне скептически отношусь к американской культуре в целом. Это отнюдь не значит, что не было в Америке хороших писателей, поэтов или хороших режиссёров. Разумеется, были и много. Проблема гораздо тоньше и масштабнее. Слышал не столь давно цитату из одного исследователя Данте, что Данте был помешан на классификации. Вот это помешательство на классификации, как раз и про США. Данте так любил всё разложить по кругам и рвам, поскольку был под сильнейшим воздействием философии Аристотеля (собственно само слово «категории» пришло к нам от Аристотеля). Как получилось, что такая же маниакальная страсть стала краеугольным камнем в культуре США сказать не берусь. Более того возможно это изначально было не про Юг, с его другой манией играть в рыцарей на манер героев Вальтера Скотта, а только про Север. Но как бы то ни было сейчас это общее проявление. На любой продукт обязательно нужно наклеить «возрастное ограничение», «количество негров, задействованных в съёмках», «калорийность», «религиозную принадлежность» … На всё. От йогуртов до порнографии. И потому всё и есть продукт, который делается для специальной полочки, а не произведение и высказывание. И от этого так невыносимо душно в этой культурной реальности. Раньше от этого сбегали в Париж. Аствацатуров, объясняя почему было столько американских писателей в Париже говорит довольно метко, что «Америка это про работу», что бедный художник в Америке не интересен и потому неуважаем. А в Париже тогда было всё иначе, вот и отправлялись туда словно в Мекку все эти паунды, гертруды стайн, хемингуэи и прочие генри миллеры, и впитывали там что-то совсем другое. Не сказать, чтобы это варево получалось уж очень хорошим. Если вовсе не сказать более резко, но всё же им тогда было куда бежать, а теперь бежать некуда, и свои полочки с комиксами они установили везде. Заметить разницу легче всего на низовых жанрах. Скажем та же порнографическая литература. В Америке это индустрия, где нет именитых писателей. Это под копирку написанные тексты для разных категорий жанра: инцест, бисексуалы, доминирование… Во Франции может появиться порнограф с именем, как Esparbeq https://en.wikipedia.org/wiki/Esparbec , который будет искать литературные формы, в США это невозможно. Его просто не понятно в какой раздел ставить, а стало быть не нужно и писать такое. Или взять Научную фантастику, и тут мы подходим всё ближе к мысли, к которой я веду, Фолкнер или Стейнбек на пике просто не могли бы взять и написать научно-фантастичекий роман. Это совершенно немыслимо, как же большие писатели могут взять и такое писать. И от этого и высоколобое отношение к собственным прекрасным фантастам той поры: Хайлайну, Саймаку, Бестеру, Полу Андерсону, Желязны… Во Франции лауреат Гонкуровской премии Мерль мог взять и написать фантастичесие романы «Мальвиль» или «Разумное животное». И это при том, что фантастика США объективно самая сильная и лишь Британия, где-то рядом валялась. И вот чтобы сломать эти полочки и выйти из этих рамок, которые давят как мерки снятые гробовщиком, нужно быть гением. И ломать можно только изнутри. И тут мой тезис: в США за всю их историю было только два настоящих гения в культуре. Филип Дик и Боб Фосс. На самом деле ничего революционного я сейчас даже и не говорю. В 2007 году Филип Дик стал первым автором научной фантастики, включённым в серию американской классики Library of America . Три огромных сборника Дика вышли в этой серии прежде, чем там вышла книга Хемингуэя и это именно то, как сегодня расставлены эти авторы по значимости в сознании «культурной Америки». Фосс сделал то же самое с мюзиклом. Оказалось, о самых сложных и самых важных вещах можно говорить, приплясывая и пританцовывая. США давно перестали смотреть по сторонам. Все бестселлеры New York Times уже многие годы — это тексты, написанные изначально только по-английски и в основном только в США. Когда-то там был «Доктор Живаго» (не знаю правда зачем он там был :)), теперь это просто немыслимо. Сейчас, когда США полностью заняты замером штангенциркулем размера собственной исключительности, они стали совершенно независимыми от чужого мнения в переоценке собственных культурных ценностей. И в этом последнем я им завидую белой завистью. Солженицын он же нобелевский лауреат, а это о-го-го. Значит нужно в школе проходить. Но «Один день Ивана Денисовича» это чудовищно плохой текст, написанный напевным языком, каким говорят профессиональные нищие в электричках: «Мы от поезда отстааалиии, помогите люди добрыыые». И потому столь же внушающим доверие. И мне вот совершенно всё равно, что его наградили премией, которая пропустила ВСЕХ крупнейших литераторов XX века: Кафку, Джойса, Пруста, Музиля, Белого, Стриндберга, Золя (да он должен был получить её самым первым, и тогда это был бы поступок академии, которая никогда не была способна на поступки, какой такой Сюлли Прюдом? О чём вы?), Броха, Чехова, Хаксли, Маяковского, Павича …
И наконец почему мне собственно так захотелось написать этот длинный текст, я долго думал, что соединить Дика и Фосса невозможно. Ну прямо совсем разные они. Хоть и родились оба в Чикаго с разницей в полтора года. Как вроде ни прикладывай, получаются танцующие андроиды под ЛСД. Но оказалось, что это у меня не хватает воображения и таланта. А точка соприкосновения-то есть. Нацизм в Германии. И тут я посмотрел 1-ую серию третьего сезона «Человека в Высоком замке», и когда я услышал мальчика, поющего «Tomorrow Belongs to Me», https://www.youtube.com/watch?v=_tUctFu46_c то захотелось снять шляпу перед создателями сериала. Это было так тонко. Так изящно. Браво!
© Copyright:
Павел Арещенко, 2020
Свидетельство о публикации №120111708823
Рецензии
Спасибо...объективно об Америке, я Вас понимаю, если Вы там жили как было морально тяжело...А Париж сейчас в этом плане уже не такой? "Убежать некуда"? ВЫ,НАВЕРНО СЕЙЧАС НЕ В РОССИИ....простите спасибо за интересную информацию....
Лора Е уда ч в творчестве, стихи Ваши тоже интересные,необыч ные....
Лариса Евмина 24.09.2021 20:42
Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса.
Я в России. В Америке не жил, никогда там не был, и даже не особо хочу. Я люблю Старый Свет. Я жил 16 лет в Израиле. О том, что уехал оттуда, не жалею.
"А Париж сейчас в этом плане уже не такой?"
Не совсем понял вопрос. Париж сейчас это уже давно не культурная столица, и не "культурная Мекка". И это печально. Французскую культуру в отличии от американской я трепетно люблю. И мне очень грустно сознавать, что сегодня она, не побоюсь это утверждать, находится в глубоком упадке. Кино, литература, эстрада, и уж тем более философия Франции больше никому не интересны. Почему так произошло? Это долгий разговор, но если коротко, то как мы видим на примере контракта с подлодками Франция сегодня - это страна, о которую гегемон вытирает ноги. А культура таких стан, увы, не бывает привлекательной для обывателей. Одна из самых грустных истин, которую я усвоил - нет культуры без империи. Богатая и влиятельная культура это всегда производная империи. Иногда империя уже мертва. И мы словно видим свет погасшей звезды.Как это было в случае с австрийской литературой. Австро-венгерская империя уже была мертва, но Музиль, Брох, Шницлер, Кафка... ещё продолжали творить по инерции. Иногда империя становилась транслятором. Так было с Францией. Бодлер открыл миру непризнанного Эдгара Аллана По, Мериме популяризировал русскую литературу, импрессионисты японскую гравюру и т.д. Но США это империя, которая не смотрит по сторонам. И все мы живём в мире её культуры, и в России в том числе. Оттого и выходят такие ублюдочные фильмы, как "Коловрат", когда вместо того, чтобы поразмыслить над собственным прошлым, создатели пытаются забацать "300 спартанцев" Зака Снайдера в новых декорациях.
Павел Арещенко 25.09.2021 02:34
Заявить о нарушении
Так я и думала,грустно за современную Францию...Как сильно мы с ней были связаны, с этой утонченной культурой....сколько она нам дала...наши классики ....во многом были под ее влия
Нием...У Вас такая эрудиция, обширнейшие глубокие знания и при всем этом искренняя и нежная душа. Я удивляюсь, что с моими мизерными знаниями,читая Вас все понимаю...Знаете,душа отдыхает, когда читаешь такие строки...
Лариса Евмина 25.09.2021 10:12
Заявить о нарушении