60. Тетради - отклики
Сочетание, равновесие силы нисходящей и силы восходящей.
Весы Креста.
Единство двух противонаправленных сил — силы тяжести и восходящей витальной силы — является еще и тем, что создает красоту греческих статуй. Скрытый центр их симметрии должен представлять собой
строго вертикальную линию. Текучая непринужденность тела или складки одежд выражают чистую силу тяжести, не потревоженную своей противоположностью.
Строго вертикальная линия есть единство между силой нисходящей и силой восходящей.
Идея гуны саттва, восходящей силы и света, показывает, что древние индийцы имели очень точное понимание того, как свет способствует выработке хлорофилла.
Человек не способен производить никакую энергию".
С. Вейль. Тетради.
Всё то, что вертикаль - это Благо, всё то, что горизонталь - это необходимость. Но необходимость не обязательно Зло. В истории с повешенным, мёртвое дерево, бывшее некогда Благом - вертикалью, становится единственным злом, которое нас душит, удерживая от обрушения, от прямого падения. Выходит так, что если бы мы даже упали, то были бы живы, а так - мёртвое Благо задушило нас.
Все примеры насквозь символичные. Падение, оказывается, не самое опасное, что ожидает человека. Самое опасное - повиснуть на суку мёртвого дерева жизни. Вот так. Повиснуть на суку мёртвой вертикали.
Урок всем нам. Никогда не увлекайся самыми различными "вертикальными" человеческими благами, если они уже иссушены, будучи сухими, они повесят тебя на самих себе, лучше займись тем, что кажется тебе таким непривлекательным и таким неблагоприятным - займись необходимым, и тогда как бы ни было тебе тяжело, оно спасёт тебя. Ты упадёшь и больно ударишься, но выживешь. Потому что сколько бы ты ни полз по сухой вертикали, сила тяжести всё равно есть, она никуда не девается, она всегда в нас, а сухое дерево, помни об этом, рано или поздно тебя не выдержит.
Это касаемо урока, а теперь касаемо плода, зрелости. Созрел - падай. Так делают все плоды, чтобы посеять своё зёрнышко, чтобы оно взошло, чтобы оно проросло, Благо - упасть.
Вот как Симона показывает нам, что необходимость, при всей её крайней противоположности Благу, сама есть Благо в универсальном смысле. Бесконечная пропасть между необходимостью и Благом не отменяется, а ПРЕОДОЛЕВАЕТСЯ, почти невозможным человеческим усилием. В нас, в нас самих, они становятся вровень - Благо и необходимость, и когда они приравниваются, наступает точка равновесия и приходит свобода.
Так человек становится Заратустрой - сверхчеловеком.
Человек не изобретает и не производит никаких энергий (хотя по факту производит, а по призванию нет), человек это весы мироздания, человек - уравновешивает.
"Мы владеем только тем, от чего отказываемся. То, от чего не отказываемся, ускользает от нас. В этом смысле мы не можем обладать чем бы то ни было, не проходя через Бога".
С. Вейль. Тетради.
Всё, что в нас не сгорело нам не принадлежит. Всё, ради чего мы не умерли, нам недоступно.
Снова испытание - проход через пустоту, смерть, огонь - обжиг гончарного изделия, без обжига как бы не было оно совершенно - сырое.
Ордалия (испытание) - что устоит. Что не разрушится под прессом смерти. Что же не разрушится под прессом смерти? То, и только то, что уже прошло через смерть.
Всё можно потерять. Иов потерял всё. У него всё было - здоровье, богатство, друзья, благосклонность Бога и вдруг он всё это теряет почти в один момент. Что остаётся у Иова? У Иова остаётся его собственная любовь к Богу. Даже божьей любви к нему у него нет, у него остаётся только своя собственная.
Итак, Иов посреди полного ничто со своей любовью. Любовь Иова требует, чтобы Бог ему ответил. Друзья шепчут: да ты с ума сошёл, смирись, видимо так надо, Бог лучше знает кому что давать и отнимать. Иов упорствует - требую ответа.
Почему требую и не упаду? Потому что любовь моя уже устояла, продолжает стоять и не падает. Поскольку она не падает, она крепка и она требует. Никто Иова не понимает, даже близкие друзья в смятении, самому Иову всё хуже, а Бог продолжает молчать. Но Иов продолжает требовать.
И вот тогда, когда уже по всей видимости "конец всему" - словно ветер проходит в небесах - это Бог даёт знать о себе Иову. Он ответил.
Таково то, что устоит. А про то, что не устоит - пусть другие рассказывают - мне не интересно.
"Все гармонии, из которых состоит наша душа, без исключения, должны быть разрушены, чтобы Бог заново создал их в нас при нашем согласии. Это смерть, предшествующая воскресению. Таким образом мы принимаем бытие и еще больше принимаем небытие, ибо с согласием подтверждаем, что наше бытие творит Бог. Бог сотворил нас без нашего желания. Нужно, чтобы Он вновь сотворил нас с нашего согласия, ибо Он не желает причинять нам никакого насилия. И наконец, с нашего согласия Он нас рас-сотворит".
С. Вейль. Тетради.
При таком подходе исключается - "меня не спрашивали а хочу ли я родиться?" Спрашивали... Точнее спрашивают... прямо сейчас... А хочешь ли ты Иван, Глеб, Александр родится? Хочешь ли ты Вера, Настя, Даша заново родится? От себя и от Бога. Не как в первый раз - только от Бога.
Тема "второго рождения" по Мерабу Мамардашвили. А как по мне, так и не тема вовсе, а больше - принцип бытия, завершающий и суммирующий в себе все остальные принципы - принцип "второго рождения".
Так что рождений у нас два - первое и второе, стоит ли удивляться, что и смерти две - смерть первая и смерть вторая в Библии. Праведники не увидят смерти второй. Они умирают первой смертью, которая перед вторым рождением и порождают себя заново. Остальные первой смертью не умирают, а продолжают наслаждаться и нежиться, пока однажды повстречавшаяся им вторая смерть, как в том анекдоте - на их вопрос "ну и чё?" ответит "ну и всё".
Свидетельство о публикации №120111608276