Где было золото, там ржавчина видна...

Где было золото,
там ржавчина видна,
карагача листочки, что рыжели
над изумрудностью -
поникли,
цвета крови
засохшей
пятнами недобрыми пошли,
червонность прожита,
а изумрудность снится,
синица суетится в сети жил,
готовых к схватке с холодом зимы,
перед рассветом при фонарном свете,
сей карагач, моим балконным взором,
мне видится большой печальной птицей,
в капкан попавшей и летящей в небо
былого счастья силы, света, воли,
мне трудно оторваться от земли,
но дух мой звёздными корнями вскормлен,
как карагач секатором, пилою,
карнают люди ради лучшей формы,
так не одну судьбу режимом ели,
непостижимо глупым и корыстным,
ах мысли, мысли,
далеко заносит
тоску по мировому совершенству,
больницы, да темницы -
кузни выси,
ваятели духовного блаженства,
благословенна Болдинская осень
в не лгущем сердце среди своры лисьей,
и кольцеванья ходом волокнистым
мой слух над кронами масличными вбивает
в воздушно-каменный театр с народом чистым
времён растущих незакатным маем...


Рецензии
Вась, по мне — первая половина очень красива образами и какой-то непроизвольностью выговора, в который они вплетены или, скорее, который они плетут-"выплетают", даже не половина стихотворения, а первые две трети таковы, а дальше "переутяжелено", особенно в конструкции "мой слух... вбивает // в воздушно-каменный театр с народом чистым" (поди разбери, где тут подлежащее, где сказуемое! похоже, что подлежащего здесь и нет; но и при таком понимании конструкция тяжела и сомнительна с точки зрения стилистической [нечто, выступающее в роли подлежащего и в контекст не включённое, "вбивает" "твой слух" "в воздушно-каменный театр": далее следует "с народом чистым", и синтаксически непрозрачно — "вбивает с народом чистым" или "театр с народом чистым"; не говоря уж о том, что конструкция, уже переутяжелённая, "умутнённая", распространяется на целый стих и дальше]...

Максим Печерник   21.11.2020 19:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Максим! Вот в первых строчках я слышу Державина: "Где стол был яств, там гроб стоит..." чисто по выговору, ну и смысл в обоих случаях - бренность земного существования - необходимость задуматься о ином. В конце очень много отсылок к Мандельштаму, смысл полнее откроется знающему образы на которых главный смысл моего уже стихотворения прочно держится, вот, что меня волновало в момент фиксации строк - полностью здесь реализовалось, зафиксировалось, мне свободу духа подарило.

ах мысли, мысли,
далеко заносит
тоску по мировому совершенству,

(тоска по мировой культуре :)))

больницы, да темницы -
кузни выси,
ваятели духовного блаженства,

(сколько несчастья, столько и счастья :)))

благословенна Болдинская осень
в не лгущем сердце среди своры лисьей,

(пушкинский гуманизм в наше время :)))

и кольцеванья ходом волокнистым

(Я б слушал под корой текущих древесин
Ход кольцеванья волокнистый…

16 января 1937. Воронеж )
мой слух над кронами масличными вбивает

(Гефсиманский сад - одиночество и жертвенность по Иисусу)

в воздушно-каменный театр с народом чистым
времён растущих незакатным маем...

(Воздушно-каменный театр времен растущих
Встал на ноги, и все хотят увидеть всех -
Рожденных, гибельных и смерти не имущих.
1937 г.)

незакатным маем...

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.

Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.

Салют, Максим! "Ходом кольцеванья волокнистым" мой слух вбивает в в братство, выстрадавших бессмертие духа здесь в юдоли и это не в раю, которого никто из нас не видел, а здесь, сейчас в наших живых сердцах - знающих и помнящих. Как-то так.

Василий Муратовский   21.11.2020 22:08   Заявить о нарушении