Философии древнего Китая - обзор
Восток и Запад - в чём различие?
Их философий? Их пути?
На жизнь их взгляды? Их величие?
Быть может Дао объяснит?
Вся мудрость Дао есть в структуре
Всех изменений и во всём -
И в приложении к культуре
И к жизни мы всегда найдём.
С времён великих древних греков,
Учение Запада пошло
На изучение Предметов,
Вещей… Не Духа… Не Всего.
Наука, также как искусство -
Один предмет, один закон…
Отдельно, без присутствия Чувства.
Материя! Где связь времён?
Восток пошёл тогда иначе
И Дао путь им осветил -
Везде Баланс и связь им. Значит -
Всё есть в движении. Весь мир.
Мы все частички друг от друга
И все болезни от того -
Не сбалансированы чувства,
Они - не так, не там, не то.
Симптомы гасим мы таблеткой,
А кто стаканом. Кто иглой…
И каждый день нам “чёрной меткой”,
И каждый шаг в балансе сбой.
Восток подходит к организму,
Не спрашивая – “где болит?”,
Он ищет дисбаланс, причину
Несоответствий Ян и Инь.
ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА
Сложна Востока философия,
А ей уже пять тысяч лет!
В ней мысль заключена глубокая -
Кто ищет – тот найдёт ответ.
Символика - её основа,
Борьба и Оппозиция сил…
Нам диалектика не нова -
Платон её нам объяснил.
Но до Эллады мудрых мнений
В Китае знали Ян и Инь - (1)
Единство разных всех сомнений,
Первопричину всех причин.
Так Свет и Тьма, и Твёрдый - Мягкий,
Жара и Холод, День и Ночь,
Луна и Солнце, Юный - Старый…
Пример контрастов нам помочь.
Вся философия Китая
На дуализме стоит том -
Мужское - Женское начало,
Душа и Тело – всё есть в нём.
Нет одного - и нет другого,
Лишь вместе жить им суждено
Взаимодействием живого
И дополнением его.
Итак: Меняется всё, всюду…
И цель ясна - ХРАНИ БАЛАНС.
Гармония прийдёт оттуда.
Но нет гарантий. Только Шанс.
(1) Инь и Ян — одна из основных концепций древне-китайской натур-философии, вследствие которой возникают противоположности, из согласованности действий которых возникают перемена, движение и взаимное проникновение — и вследствие этого возникает мир.
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ КИТАЯ
В отличие от иудеев
И древних греков тех времён
Китай не баловал идею -
Как сделан мир? Лишь - как жить в нём?
Лишь ДАОСИЗМ его решает,
Там Космос-Человек – одно,
Там всё в движении проникает
И нет причин и тьма дорог.
Там есть два Дао - один знаем,
Или пытаемся понять;
Другой – он нам непознаваем
И никогда его не знать.
Там всё - борьба противоречий,
Баланс стоит на острие.
В гармонии жить и не перечить,
Лишь созерцанием в душе.
МОИЗМ – о том, как жить нам стоит;
Там деспот во главе угла.
Любви всеобщей он достоин
И лишь тогда не будет зла.
ЛЕГИЗМ - политика в законе.
Закон всегда, во всём, везде.
Проступок меньший - больше стоит,
Пресечь росток плохих идей.
Ещё КОНФУЦИЯ есть школа -
Там афоризмов мудрых строй:
Традиция всему основа…
Таков их древний Домострой. (1)
Была ИМЁН значений школа,
Где имя вещи - ключ к всему!
Контроль судьбы - есть нём основа…
Мы возвращаемся к тому.
1. Книга «Домострой» содержала в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому православному — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
ШКОЛА ДАО И ЛАО-ЦЗЫ (604 - ? гг до нэ)
Вот Даосизм - вторая школа,
Где философия Востока
Слилась с религии ореолом
И в древности берёт истоки.
Там в центре есть Великий Дао -
Закон Всеобщий, Абсолютный…
Где всё в Движении Непрестанном,
Единство Космоса и Духа.
Единство Мира и Сознания,
Безвременно и Безгранично,
Без формы, звука, обоняния -
Оно везде и всюду видно.
Лишь слившись с Дао - найдёшь счастье,
Познать его - твоя задача.
Там Вечный Дух (Душа иначе)
В Всемирном Космосе контачит.
А как познать? Учите Дао:
Не поступай вразрез с природой
Что ей на пользу - делать надо,
А остальное - вред особый.
Там созерцание, медитация
Откроют суть вещей и смысла…
Себя познаешь - эта акция
Тебе откроет мира ритмы.
Отшельник там есть идеал,
Высокий духом; в состоянии
Преодолеть желаний шквал…
В общении с Великим Дао.
Там всё меняется и дышит
Символикой довольно сложной…
Лишь там Душа едина с Миром!
И Дао в этом вам поможет.
Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец) — древнекитайский философ VI–V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин».
ДАО или ТАО (буквально — путь) обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который
отвечает за происхождение единицы и двойственности и вместе с тем за начало всего мира и творение («10 000 вещей»).
ДАО – это принцип неотъемлевого и непознаваемого внутреннего и внешнего мира
ШКОЛА КОНФУЦИЯ (551-479 до н.э.)
Конфуций создал свою школу - (1)
Столетий двадцать пять тому
Его учение дало всходы -
Примером этики всему.
Его влияние беспримерно
В Восточной Азии. С тех пор
Он был Учителем нетленным
И нам оставил свой урок.
Его учение - не религия,
В нём теология мертва:
ГАРМОНИЯ - вот та стихия,
Что роль играет божества.
Лояльность младшего по чину -
Он ставил во главе угла.
Он правило тогда и вывел,
Что “Золотым” звалось всегда. (2)
Назвал он “Милосердие” - долгом
За пять столетий до Христа.
1. “Люби людей, не делай подлость"
Сказали так его уста.
2. “Всегда будь честным, справедливым”
Второй закон его гласит.
3. “Будь строгим, не используй силу
И выгоду сам не ищи”.
4. “Храни обычаи. Им верность
Предпочитай ты новшеству.
Обряд, обычай, этикеты -
По жизни пусть тебя ведут”.
5. “Будь рассудительным, спокойным,
Рассчитывай всё наперёд.”
6. “Упрямство - чувство недостойных
И к глупости оно ведёт”.
7. “Будь искренным, непринуждённым
И добросовестным всегда.
Не лицемерь. Интриги, козни
Тебе лишь повредят тогда”.
Так говорил мудрец Востока -
Он воспитание, бытиё,
Образования истоки
Добавил в этику своё
(1) Конфуций (латинизированная форма имени Кун-цзы, или Кун-фу-цзы, 552/551-479 до н.э.). Он подчеркивал, что его основной принцип — «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее». Начиная с эпохи Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) конфуцианство превратилось в национальную идеологию и фундамент китайской системы образования.
(2) Конфуций первым сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
ШКОЛА МОИЗМА (V—III века до н. э.)
Не следует путать с маоизмом.
Сказал, задолго до Христа,
О том, что “мир спасёт любовь”,
Создатель секты (без креста)
Мо-цзы - один китайский вождь.
Моизм - название секты было,
Конфуций был их первый враг:
“Люби семью с особой силой,
Всех остальных люби не так”.
Мо-цзы считал: “Любви достойны
друзья, родные и враги”.
Всё до Христа учение стройно,
Четыре сотни лет прошли.
Любить всех равно, без различия,
(Не как Конфуций подытожил),
И в этом интересном смысле
С учением Христа похожий.
Моизм пытался перестроить
Всё общество посредством знания.
Обрядов всех забыть устои
Лишь лично небу поклоняясь.
Их школы мир был целью главной!
И каждому- своя цена.
Людей со знанием, отважных
Брать государству на дела.;
Не долго длилась эта школа,
Не получилось. Это жаль.
Любви была бы в ней опора,
Живём сейчас, как было встарь.
Моизм - древнекитайская философская школа V—III веков до н. э., которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание, основанная Мо-цзы (468—376 гг. до н. э).
Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия.
После смерти Мо-цзы его организация распалась.
ШКОЛА ЛЕГИЗМА IV—III вв. до н. э.
Есть философия легизма,
Она понятна и близка,
Кто не признал тоталитаризма,
Кому “Закон” - всему глава.
Где “все равны” перед законом,
Как и в глазах их божества.
Давать позиции не “по роду”,
А “по заслугам” всем истца.
Ценились знания особо,
Способность мыслить самому.
Знать все истории подходы,
Не подражая никому.
Знать экономики влияние,
Считать способность, предсказать
Эффект любого указания -
Стране богатой, бедной стать.
Единовластие им важно,
И бюрократия на местах.
Судить бесстрастно, непродажно -
Будь то богач или бедняк.
Слепая преданность и вера,
Лояльность снизу вверх идёт.
Народ и власть несоразмерны -
Одно из них лишь вверх идёт.
Любой проступок, даже малый
Законом - смертью покарать!
Там - конституция бесправных…
Потом был Мао… и опять.
Легизм - политика в законе.
Закон всегда, во всём, везде.
Проступок меньший - больше стоит,
Пресечь росток плохих идей.
Легизм - — философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников
Легизм разделился на ранний и поздний. Более поздние последователи отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.
ШКОЛА ИМЁН V—III века до н. э.
Nomina sunt omina = Имена определяют судьбу
Давно в Китае была школа
Где слово было “во главе”,
Значение имени, глагола -
Меняло жизнь внутри, извне.
Они - китайские софисты,
Речь ставят “во главе угла”.
Им, как поэтам, слово близко,
Но логика для них - глава!
Учила школа сочетать
Реальности и слов значения,
Ту философию надо знать -
Судьбу меняла, было мнение.
Ценилось в школе красноречие,
Риторика, дебаты, спор…
Что интересно, в древней Греции,
Тогда же - тот же разговор.
Там каждой вещи есть название,
И от него зависит мир!
Слова - фундамент мироздания,
И потому они - кумир!
Так совместить реальность вещи
С её названием мирским -
Вот философия школы вещей,
Сегодня в мистику включим.
Хоть все названия условны,
Одни приятны нам на слух,
Они качают нас, как волны...
А от других спирает дух.
Одним есть место в разговоре
И за столом, и среди дам.
Другим лишь место на заборе,
Ну и в поэзии, коль хам.
Мы имена даём младенцам,
Чтоб больше в жизни им везло.
И с каждом именем - Надежда,
Любовь иль Вера! Помогло б.
"Бином Ньютона" звучит лучше,
Чем там: "квадратный многочлен"-
Не “режет слух” и благозвучней
Ассоциации не те.
Школа имен Китая - - Мин цзя (5-3 века до нэ ). Проблема соотношений имен и реалий. Вокруг нее формируются философские построения номиналистов. Между именами и реалиями есть связь.
Свидетельство о публикации №120111506843