Флирт со смертью творческая неудача группы Сплин в
На примере седьмой композиции группы, посвященной теме смерти, автор рассматривает особенности взаимодействия слушателей и исполнителей, факторы влияния образности на подсознательные процессы в период перехода на цифровое мышление. В статье дается краткая характеристика и критика слабых сторон текста.
Тексты звучащих песен не принято рассматривать отдельной частью поэзии. Они воспринимаются слушателями в гармонии с музыкой. Это снижает критическое отношение к содержанию. Группе или исполнителю, имеющему свою публику, вес в эфирных ротациях, достаточно наложить на мелодию простой подстрочник, чтобы попасть на наезженную волну фанатов. Так плодятся многочисленные альбомы, пропуски для места под солнцем богемной тусовки. Подтверждением вышесказанной мысли служит текст из альбома "Ключ к шифру" группы "Сплин".
Альбом "Ключ к шифру" и СССР
Коллекция песен выпущена отдельным блоком в 2016 году. Сборник включает пятнадцать композиций. Старшему поколению поклонников группы оно напоминает число бывших союзных республик в СССР и последующий крах империи. Тема катастрофы обертоном развернется в содержании текста, но по другим каналам. Аналогия случайна, хотя в период передачи ментальной власти в цифровые проекции, любые совпадения приобретают силу созвучия. Что еще может быть связано из прошлого с числом композиций в альбоме — стоимость шоколадного мороженного в Союзе. Обычно, его покупали те, кому не хватало на пломбир и поклонники какао. Пятнадцатое — это середина каждого месяца. В остальном, люди, не интересующиеся нумерологией, в эту цифру складывают личностные паттерны.
Для молодого поколения деструкция развала союза и детская ностальгия о мороженом не значимы. Так текст объективно делит поколения. По выборочному исследованию сервиса "Яндекс", проводимому в год появления альбома, летом 2016, целевая аудитория группы "Сплин" — молодые и люди среднего возраста (25-34). Те, для кого аналогии автора не значимы. Но автор слов трека принадлежит к возрасту, успевшему ощутить пыль государственного развала.
Аудитория: объект и субъект творчества
Выбранный для анализа текст композиции расположен в середине сборника под седьмым номером. Его название "Она была так прекрасна". Сегодня цифровое обрамление не менее значимо, чем слова текста. Учитывая, что тема песни имеет сакральное энергетическое значение (речь идет о смерти), ее позиция косвенно ассоциируется с семеркой. И массивы, с числом связанные, в матрице песни приобретают разрывы и помехи энергетических волн. Число 7 неосознанно ассоциируется с множеством явлений, позволивших миру собраться в цельный образ: ноты, цвета радуги, дни недели, энергетические чакры, цифра междугородней связи и мобильных операторов, операционная система, оказавшаяся без поддержки производителя, модель старых Жигулей, создание которых пришлось на период краха империи. Все это в совокупности способно стать тем, над чем шутили в старом шлягере про гражданскую войну: "И как один умрем в борьбе за это".
Подсознание, ассоциируя все эти массивы со словом "смерть", проецирует это явление на музыку, время, цветопередачу, собственное тело, мобильные коммуникации, операционную систему, машину, делая их на время звучания композиции раздробленными, особенно если группа является любимым исполнителем.
Смерть с точки зрения обычного энергетического процесса, это окончание действия электрической системы. Такая интерференция конфликта художественного произведения и сознания слушателя кратковременна. Ее последствия для того пласта психики, который зовется "подсознание", могут быть незаметны, но значительны.
Восприятие не может обмануть
В восприятии искусства сложно солгать, потому что оно происходит, минуя рациональные каналы, основываясь на психическом опыте человека, проникает в его мир напрямую, сквозь блокпосты ума. С этой точки зрения, почти любая песня является кратковременным сеансом гипноза, во время которого можно внушить любую истину. Основываясь на том, что почитатели талантов обычно составляют определенную аудиторию, шифр к которой подобран искусством, влияние имеет не только индивидуальный, но и массовый характер. И если слушатель контактирует хотя бы с одним из фанатов коллектива, влияние песни многократно усилит свое значение. Сегодня эти контакты легко осуществляются, достаточно почитать комментарии к исполнению на глобальных медийных платформах.
Эта мысль нашла подтверждение в одном из интервью, записанном 4 года назад, по случаю создания собственной студии звукозаписи. Почти дословно в ответ на вопрос, о каком шифре идет речь, автор и исполнитель А.Васильев ответил, что все композиции рассчитаны на целевую аудиторию, которой творчество группы понятно и близко. Слова о том, что песни пишутся для "своих", лучше метафор и параллелей объяснили значение этого музыкального паритета. В другом интервью было отмечено, что концерты группы часто посещают дети и родители, такая прямая связь поколений.
Взлом подсознания — диссонанс смысла и звучания
Так происходит транзакция подсознательного влияния творчества современных исполнителей, которые размещают свой контент для прослушивания на платформах медийных служб, таких как "Яндекс.Музыка", подобный сервис в VK, на других ресурсах.
При чтении заголовка песни "Она была так прекрасна", читатель, в зависимости от своего жизненного опыта, рисует позитивную картину, связанную с восприятием некоего образа, может быть женского, может явления (весна, осень) или произведения искусства (поэма, картина). Не делающий этого, все равно сразу попадет под диктат слова, а не музыки. Дело в том, что среди пятнадцати треков, песня о смерти — единственная, которая начинается не с музыкального вступления, а сразу со слов. Они полностью совпадают с названием. Поэтому ситуация, когда слушатель не знаком с ним, нивелируется первой строкой, звучащей сразу, до вступления музыкальной партии.
Строка зачина подстраивает слушателей под позитивную волну своим содержанием. Причем, эта приятная волна у каждого — своя. Выражение "она прекрасна", лишенное конкретизации, можно отнести к объемному массиву значений. Собрав урожай зрительских восприятий, закрепив его на волне мотива, автор сообщает, что утратил дар речи от этой красоты. Состояние немоты — естественная реакция слушателя во время восприятия песни, если только это не происходит во время уборки квартиры при фоновом восприятии какого-либо шлягера. Причем эта немота глубже, чем в состоянии обычного молчания. Там почти всегда работает внутренний голос, а во время песни он замирает. Так, словами, совпадающими с состоянием слушателя, автор закрепляет урожай образов "Она прекрасна"и совершает по принципам НЛП калибровку аудиального канала с остальными, проще говоря производит подстройку к "своим".
Далее по тексту идет уточнение, раскрывающий образ главной героини, территория смыслов становится еще шире. Прекрасная незнакомка, как будто вышла из "песен, книг и снов". В сознание слушателя проникают упоминания о литературе, вокале, области подсознания, в которой в большей степени пребывает человек, погружаясь в чужое творчество. Строка, которая передает это перечисление по структуре звукописи очень непрофессиональна и для восприятия сложна немотивированным повторением. Предлог "из" трижды повторяется в одной строке. Что делает звучание похожим на свист чайника, жужжание мухи, надоедливый зуммер. Так подсознательная волна на уровне звукоподражания, проникая в глубины уже раскрывшегося сознания слушателей на волне позитива, открывает другие двери невербальной негативной стороны психики.
Натянутая интрига и логический бред
Когда обе створки восприятия слушателя открыты, незнакомка начинает беседу с лирическим героем. Ее речь характеризует властную даму. Целевым призывом "Не смейте на меня так смотреть", героиня расставляет акценты общения. Дальнейшая фраза звучит натянуто для интриги, затеянной в начальной части куплета. Гостья объясняет, что не боится смерти, потому что она смерть. При чем здесь страх, о котором даже не было речи, почему она не разрешает видеть себя, хотя соткалась из человеческих проявлений: художественного слова, песен и снов.
Логическая связь между шестой и седьмой строфой отсутствует или воспринимается только как допуск того, что это переосмысление автора, глубина которого не доступна обычному слушателю. В этом состоянии коана, которое вызвано отсутствием смысла, появляется момент замешательства в рациональном восприятии текста, и через эту воронку трансценденции можно легко влить любой смысл и содержание, которое минотавр ума уже не станет подвергать аналитике, а просто прожует из-за сенсорного голода.
Первая строка следующего куплета, где лирический герой оппонирует властному образу — свидетельство бедности стиля и художественной обесточенности автора текста в создании речевой характеристики лирического героя. Строфа "И я так рассмеялся" звучит косноязычной и пустой, не вызывающей доверия к правдоподобности психической реакции героя. Смех, выглядит неестественно и наигранно, как строчка. Обилие личных местоимений, союзов в тексте играет роль ритмических подпорок, спасая проседание стихотворного размера, текста, бедного тропами, содержанием и глубиной. Как положительное явление во второй части песни можно выделить умение смерти подстраиваться под уровень своего визави. Экспрессивная окраска ее очередной реплики выдает в ней отнюдь не даму. Употребление просторечья "не лезьте" снижает первоначальный замысел неожиданного трагического мотива, к которому прибегают поэты, рассуждая о смертях и суицидах, обычно, чужих.
Стоит ли с ней шутить
Топологическое оформление текста говорит о том, что смерть для автора текста является персонифицированным образом. Это отражено в употреблении местоимения "Вы" с заглавной буквы. Получается, что для лирического героя, это не явление, а обычный человек. Придание смерти обычного человеческого лица снижает ее значение. Диалог опускается на уровень привычного флирта, где герой заявляет о своем желании выпить с незнакомкой вина, пригласить на вальс. В таком развороте событий рефрен, который героиня повторяет, как заевшая шарманка или металлофон, во втором куплете воспринимается уже кичем. Между тем, в подсознание слушателей проникает тема выпивки и искусство пластики тела. Искусство все глубже ныряет в открытые волны подсознания, в глубины личных историй. Если слушатель в это время употребляет то самое, расслабляющее сознание вино, песня превращается в неотъемлемую часть его жизни уже навсегда.
В интерпретации, разрывающей сознание отсутствием рациональной и художественной логики, тема смерти появится в жизни поклонника Сплина при любых новостях о погибших, в случае личных утрат, при воспоминаниях об утратах. Она будет дробить его массивы, связанные с цифрой "семь". Это будет происходить через образы композиции в пространстве литературы, музыки и времени сна. Безобидная, ни к чему не обязывающая песня, с плохо продуманным сюжетом, в силу особенностей существования цифрового контента, может стать причиной не только расщепления сознания на теме смерти, но и послужить входными воротами для психических расстройств и последующей депрессии.
Бессмысленный и навязчивый рефрен
Дальнейший сюжет не привносит в динамику образа ничего нового и неожиданного. Мотивировка отсутствия страха смерти по прежнему бессмысленна, а появление рефрена не оправдано конфликтом и обстоятельствами. Интересен выбор танца, который хотелось бы подарить героине — это вальс. Учитывая особенности цифровых массивов, связанных с числом "семь", в размеренность повествования, в особенности такта и парности исполнения танца, в данном контексте не подойдут другие варианты: мазурка, полька или танго. Хотя в некоторых художественных переосмыслениях, именно танго со смертью является интересной аллегорией двух частей существования "жизни и смерти". Ведь они всегда рассматриваются только ассоциативно и взаимозависимо, неотделимо друг от друга. Без одного явления — нет второго.
В песне, кроме союзного и местоименного мусора, применяемого как заглушки в слабых местах при утрате ритмики, есть штампы, которые не могут быть компенсированы оригинальностью сюжета, самодостаточностью образного уровня текста. Вот некоторые из них, третий куплет, просто соединяет их последовательно, один за другим: "не знал, что и думать", "сошла с ума". Далее встречаются такие обороты "бросило в холод", "накрыло жарой", "темнеть в глазах", "вышла вон", "до лучших времен".
Не вдаваясь в содержание сюжета, где героя по неизвестным причинам, после желания выпивки и танцев, вдруг стало лихорадить, стоит заметить, что пятикратное повторение рефрена смерти, состоящее из двух строф, при наличии очень бедной метафорической системы, обилия местоимений и союзов, делает текст не просто неубедительным и слабым, но даже опасным своим речитативным обращением к смерти, напоминающим простую истину о том, что вода камень точит.
Главным расщепителем целостности сознания слушателей песни является глубокий диссонанс между названием и содержанием. В ней прекрасного не настолько много, чтобы это могло стать созвучием вынесенного в заголовок предложения. Это несоответствие, обрывы логических цепочек, подсознательный дискомфорт от раздробленности в цифровом плане, делают прослушивание трека пустым временем, подаренным группе авансом или в силу инерции ее прошлых заслуг. Между тем, в составе альбома есть другие тексты, уровень которых значительно выше проанализированного. Наверное, это индикатор того, что тема смерти не любит поверхностного отношения.
Свидетельство о публикации №120111505353
Кшесинская Деметра 15.11.2020 19:42 Заявить о нарушении