Конкурс Хорошие рифмы - Надстроечная
Продолжаем поэтическое плавание в поисках ХОРОШИХ РИФМ.
Из спокойной, казалось бы, гавани под названием "Рифма с вклинением" мы надстроим наш корабль и поплывём дальше на горизонте мы видим интереснейшую рифму:
РИФМА НАДСТРОЕЧНАЯ (или УСЕЧЁННАЯ)
НАДСТРОЕЧНАЯ РИФМА – рифма, в которой пассивное слово заканчивается на гласную (иногда на согласную), а активное имеет надстройку в виде добавочного согласного звука (или двух согласных звуков, реже - трёх), как правило, при равном количестве послеударных слогов.
Примеры: речи - широкоплечиЙ, квиты – бритыЙ, ухо - слухоМ, шляпа - лапоТЬ, демонстрация – операцияХ...
Усеченная рифма — противоположная надстроечной рифме, прием рифмовки, когда наоборот одно (активное или как его называют зависимое от первого) из рифмуемых в конце стиха слов не полностью покрывает созвучия другого слова. В активном слове рифмы, или втором в паре, не достаёт согласного, или больше, звуков на конце. Также к усеченным рифмам можно отнести рифмы, когда у одного слова присутствует одна конечная согласная, а у другого их две, но отсекаться должна именно последняя согласная (не путать с рифмой с выпадением или вклинением!)
Пример: расскаЗ-тоска, унылыЙ - мило, топоЛЬ – Европа, омуТ- другому, стильныЙ – обильно, кречеТ – вече, дальниЙ - спальня…
Обратим внимание, что за основную рифму мы принимаем именно надстроечную рифму, а не с усечением. Почему? Давайте разбираться:
Надстроечная рифма является фактически тем же, что и усечённая рифма, но звучит более благозвучно.
На слух всегда лучше воспринимается рифма, в которой активное слово с «надстройкой» звучит после пассивного без таковой. Так, при последовательности "свежесть - реже" появляется ощущение незаконченности, оборванности (в этом смысле такую рифму действительно можно назвать усечённой).
Однако в обратном порядке рифма "реже - свежесть" звучит более комфортно - надстроечные согласные звуки, слегка скрадываясь, придают рифме достаточно законченный и гармоничный вид.
Пример: Вечер - встреча Лучше: встреча = вечер.
Также обращаем особое внимание, что парные согласные, созвучные гласные в рифмообразовании имеют место быть, что наглядно появляется в представленных примерах. Поэзия - речь звучащая, и мы в первую очередь имеет дело не с буквами, а звуками! Помните об этом!
Выделим ВИДЫ надстроечной (усечённой) рифмы:
1 вид - ЙОТИРОВАННАЯ рифма — наиболее распространённый вариант надстроечных (усечённых) рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й» (j — йот). Поле — волей, этой — лето, бури — фурий, почила — могилой, оковы — новый, думы — угрюмый, волны — полный, нашей — чаше...
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучиЙ;
Мутно небо, ночь мутна… (А. С. Пушкин)
*
Мы растём, развёртывая плечи,
Завоёвываем воздух, радио, кино;
Но — сквозь новый облик человечиЙ
Просквозит внезапно век иноЙ. (Н.Асеев)
*
Прошла гроза. Дымился лес,
Густой, просмоленный и едкиЙ,
И дым, приподымая ветки,
Как бы тянул их до небес. (Лев Озеров)
2 вид - РИФМА ОТКРЫТЫЙ - ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ
надстроечная рифма, пассивное слово (начальное) заканчивается на гласный звук, а активное слово - на согласный, реже два или три.
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише ораторы!
Ваше слово, товарищ маузеР.
(В. Маяковский)
3 вид - ЗАКРЫТЫЕ рифмы, в которых одно из слов имеет на одну согласную больше НА КОНЦЕ: шёл - долг, ложь – дождь, стар – шарф, стук - фрукт …
В обратной последовательности диссонанс в таких рифмах ощущается значительно острее, поэтому подобные рифмосочетания применяются, как правило, именно в "надстроечной" последовательности.
И чудаки — ещё такие есТь! —
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такТ
Такого же неровного дыханья.
(В. Высоцкий, Баллада о любви)
+++++++++++++++
В поэзии 20 в. усеченной рифмой называют иногда неравносложную рифмовку, где разное количество слогов (наружно – жемчужинами).
Но в рамках сего конкурса мы её рассматривать не будем и оставим на следующий раз.
Всем успехов в поисках небанальных решений! Примеры, приведенные в задании, можно смело использовать!
________________________________
Итак, задание для нашего конкурса ХОРОШИХ РИФМ «НАДСТРОЕЧНАЯ РИФМА»:
Написать стихотворение с использованием в каждой строфе НАДСТРОЕЧНАЯ РИФМЫ (ИЛИ С УСЕЧЕНИЕМ) любого вида. Это условие обязательное! Такая рифма, хотя бы одна, должна быть в строфе, но также допускается использование и других рифм.
Помните, что рифмовать предпочтительнее разные части речи. Но совсем не обязательно.
Внимание! К рифмам не будут предъявляться жёсткие требования!
Авторам предоставляется полная свобода по их разумению. Но ведущая будет мягко подсказывать, что можно было бы изменить в угоду заданию.
Принимаем только новые стихи, опубликованные после начала конкурса!!!
Тема, размер и схема рифмовки - ЛЮБЫЕ!
Объём от 8 до 28 строк (+ 2 строки)
Давайте подойдём к этому вопросу творчески и с пониманием. Мы желаем разобраться в красоте именно рассматриваемых НАДСТРОЕЧНЫХ РИФМ(ИЛИ С УСЕЧЕНИЕМ), а не каких-то иных. При всей сложности задачи, процесс должен быть максимально творческим и потому интересным. И ещё, не забываем, что главное - это поэзия, где рифмы уместны и красиво звучат.
При голосовании будут рекомендованы следующие критерии оценки (но они не обязательны, каждый решает для себя сам, какими критериями он будет руководствоваться при оценке):
1) Отсутствие ритмических сбоев внутри текста, интонационных неровностей, а также соблюдение поэтической формы, что влияет на гармонию и восприятие произведения.
2) Выбор оригинальных рифм. Редкое употребление имеет значение.
3) Звучание рифмы. Аллитерация и ассонансы (созвучия гласных и согласных) в строке, поддерживающих рифму
4)Насколько оригинально и хорошо звучат сами рифмы между собой в пределах одной строфы.
5)Насколько интересно раскрывается контекст произведения, благодаря выбранному типу рифм – мужских, женских, дактилических, что производит впечатление нужного настроения: лирического или наводящего на размышления, или производит впечатление философской афористичности, ёмкости и глубины, а может быть, большее значение имеет напевность, согласно контексту. Игровая составляющая не должна обесценивать литературное произведение!
6) Лёгкость и органичность выполнения самого задания. Насколько стихотворение может быть самостоятельным, а не просто является упражнением по выполнению задания. Читая произведение, начинаешь вчитываться и перестаёшь обращать внимание на сами рифмы.
7) Стилистика произведения не нарушается в угоду заданным рифмам. Слова рифмообразования вплетаются в текст естественно, каждое слово на своём месте, включая интонационные акценты.
8) Отсутствие неоправданных инверсий, особенно в угоду рифме.
9) Личные впечатления – достойная фабула представленного произведения
10) Дополнительные достоинства, подмеченные читателем
ЗАЯВКА оформляется отдельной и должна включать в себя:
- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице.
СТИХОТВОРЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 24-00 28 НОЯБРЯ 2020 года или до набора 20 стихов!
Затем будет объявлено голосование.
Призовой фонд:
за 1 место – 500 с\б
за 2 место – 400 с\б
за 3 место – 300 с\б
...(в зависимости от количества поступивших стихов)
Приглашаются все попробовать свои силы и умение!
Всем вдохновения и лёгкой строки!
Если что-нибудь получилось не так - не спешите удалять рецензию, вы лишаете себя участия в нашем конкурсе! Всегда можно исправить заявку! Не спешите.
ПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО НОВЫЕ СТИХИ, ОДНО от каждого участника.
Иллюстрация: "Морской пейзаж" Георгий Дмитриев.
Ведущая конкурса и автор проекта Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №120111409474
Маллар Ме 29.11.2020 01:04 Заявить о нарушении