Рассказ деда Чекмаря. Бык и кузнец
в деревне друзей и товарищей я решил сходить в гости к деду Чекмарю.
Это был очень старый человек, сколько ему лет он никогда не говорил,
а для меня он всегда был дед Чекмарь.
Не смотря на то что голос у него был тонкий и немного писклявый
он всегда и везде любил петь.
Песни он пел разные и не смотря на его писклявый голос, его все очень любили слушать.
Человек он был общительный и очень хороший рассказчик. Он знал
тысячи историй и редко когда повторялся. Пьяным, чтобы упал я его
никогда не видел, но выпить любил. Я принес бутылку водки, как говорил
дед Чекмарь, запечатанную или казенная. Мы сели в саду под большой яблоней,
на крепко сколоченные лавки такой же крепкий, квадратный стол.
Дед Чекмарь был хороший плотник и славился в округе как самый лучший строитель лодок.
Из закуски на столе лежало несколько яблок, смородина и крыжовник.
Стакан на столе был всегда один, второй дед Чекмарь ни когда не приносил, говорил
что и одним можно выпить ведро, было бы что выпить, а чем или из чего уже найдется.
первому он всегда наливал гостю, говоря, вот Бог послал хорошего человека,
мы за его здоровья и выпьем. Тот, кто знал Чекмаря, ни когда с ним не спорил и делал так как велел он. Через некоторое время он становился разговорчивее,
и после нескольких вопросов сам начинал что-нибудь рассказывать из своей жизни.
Я очень любил слушать его рассказы и редко его перебивал, только уточнить в каком году это было. Он мало рассказывал про военные годы, а про свою молодость рассказывал и увлекательно. Я всегда ждал, когда он что-нибудь вспомнит и расскажет о своей молодости, юности. Это было незадолго до войны с фрицем, начал он , кулаков раскулачили, жизнь в колхозе стала налаживаться, колхозники стали строить больше, хорошие дома, у многих появились пятистенки и некоторые стали крыть крышу не соломой а черепицей, а самые богатые дома, где в семье были два,- три мужика в доме даже железом.
В деревне росло поголовье скота, почти в каждом доме появилась корова.
В деревне появилось большое стадо домашних коров, но в связи с тем что за все надо было платить налог, в деревенском стаде коров не было быка.
Быки конечно были, но только в колхозном стаде и чтобы получить быка для покрытия
частной загулявшей коровы, нужно было идти к председателю колхоза,и просить его дать разрешение чтобы колхозный бык покрыл частную корову колхозника. А если ты единоличник и не работаешь в колхозе, то лучше и не ходи и не проси и веди свою корову куда хочешь и сам ищи быка и решай свои проблемы.
Ну в общем так, если колхозник и председатель дали тебе записку заведующему фермой:
"осеменить колхознику Голубкову И. П. его личную корову быком из стада колхоза имени Ленина."
Проверить что это его личная корова, а не какого либо единоличника и не дай бог посторонняя,по завершении дела доложить на правлении колхоза. Получив такой мандат от председателя надо было идти к
заведующему молочно-товарной фермой, прихватив с собой купленную в магазине запечатанную.
Заведующего фермой нужно было вылавливать на ферме, но лучше дома.
Лучше конечно было дома, в домашней обстановке он был гораздо сговорчивей.
Отыскав заведующего и подав ему записку от председателя, надо было не мешкая подать ему запечатанную.
После прочтения несколько раз записки, заведующий шел искать бумагу и карандаш найдя бумагу и карандаш он садился за стол и долго писал слюнявя во рту химический карандаш записку Василию старшему пастуху колхозного стада. Записка обычно была написана так: "Василий , покрыть колхозным быком личную корову колхозника Голубкова И.П., распоряжение председателя колхоза имени Ленина, по исполнении доложить лично мне."
Это было уже почти пол дела. Колхозный пастух Василий был в деревне одним из уважаемых людей.
Он все лето ходил в резиновых сапогах, огромном плаще (палатке), в военной фуражке и вещмешком за плечами.
Найти Василия было легко, если стадо в поле, он там, если на ферме, он дома. Найдя Василия ему подавали записку от заведующего фермой. Посмотрев на нее Василий не сразу начинал ее читать. Ну и что, всегда говорил он. Тогда доставалась бутылка казенной и передавалась ему, посмотрев на этикетку и на пробку, он всегда говорил:»завтра в восемь утра приводи корову к колхозному стаду к реке, буде покрывать. Сам будешь присутствовать или доверишь мне?»
Все знали что лучше доверить ему и принести после сделки еще оду запечатанную. Иногда этот процесс длился долго, и если корова не покрывалась, а это значит корова не отелена и на следующий год молока она давать не будет. Семья останется без молока, яловая корова пойдет под нож или на колбасу. В конце концов это всем надоело и решили собирать деревенский сход и рас и на всегда решить эту проблему. Сход был назначен на следующее воскресенье. В назначенное время, не смотря на то что день совпал с большим церковным праздником или наоборот в связи с этим на деревенской площади собралось очень много празднично одетого народа, с некоторых хозяйств было даже по несколько человек, не считая огромного количества детей. Староста деревни открыл сход. «Уважаемые односельчане «- сказал он, « вот мы сегодня собрались тут, решить один вопрос, который нам всем очень нужен и важен, все вы знаете какой ценой и как нам достается колхозный бык для покрытия наших домашних коров, как каждая семья переживает по этому поводу, как переживают наши хозяйки, не дай бог не покроется кормилица семьи, корова, чем будет она поить своих детей, в доме не будет масла сметаны, простокваши, творога и других молочных продуктов, а ведь это может случиться в каждом доме, чтобы этого не было и могли предотвратить эту беду предлагаю один раз и на всегда разобраться и решить эту проблему. Какие будут предложения по этому вопросу?».
Предложений по быку было очень много, некоторые говорили что надо от всего общества написать жалобу-просьбу в район, да что там в район, говорили другие надо писать в область самому первому секретарю обкома партии, тогда нас поймут и решат наш вопрос. А один всех убеждал что надо писать Москву самому товарищу И.В. Сталину и отец всех народов Сталин рас и на всегда решит эту проблему, тогда в этом деле всегда будет порядок.
В деревне был один уважаемый дед, говорили что он служил в преображенском полку и даже несколько раз видел царя. Когда он попросил слово все замолчали и стали внимательно слушать его. «Уважаемый сход, сказал он, я вас всех выслушал ,
теперь вы выслушайте меня. Я предлагаю всем миром собрать деньги на покупку быка, денег на покупку быка не жалеть, купить надо молодого, племенного с выставки или с какого либо племенного колхоза, да хоть из самой Голландии. Второе, за быком послать двоих самых ответственных мужиков у которых свое крепкое хозяйство. Пока посланные мужики ищут быка, мы должны определить его местонахождение и к привозу такового, соорудить ему от общества крепкий лабаз с загоном и пропитанием. Предложение было принято единогласно, в обсуждении не нуждалось, осталось только решить сколько всего надо денег и по сколько собирать с коровы.
Решили так: деньги на быка собрать сегодня, на дорогу, пропитание и остальные расходы сопровождающим вести строгий учет общественных денег.
Через пять дней был построен из привезенных из леса толстых, длинных сосен, хороший, крепкий, просторный лабаз и огорожен большой вольер, со стожком пока еще не большим сена, и в закромах было насыпано достаточное количество комбикорма. По селу моментально пронеслась весть-привезли. У бычатника сошлась большая толпа народа, быка уже выгрузили из машины и он ходил по вольеру, обнюхивая и осматривая свое новое жилище. Бык был действительно красавец, молодой, крепкий, упитанный очень красивый цвет шерсти, не большие рога, огромный лоб и с большим кольцом в ноздрях. По всему было видно что он всем понравился. Мужики которые привезли быка были очень довольны, что они угодили обществу и просили всех разойтись чтобы бык успокоился и отдохнул от дальней дороги. Прошло не много времени, жизнь в деревне шла своим чередом, проблема с коровами и телками была решена, радости женщин и мужчин не было предела, и каждый старался найти свободное время и сходить на бычатник и что-нибудь там сделать. Что нибудь отнести ему из еды или просто покурить и посудачить с односельчанами о том о сем, о колхозных делах или международной политике. После решения такой проблемы в деревне ка то сразу стало радостнее, веселее, у мужиков и баб стало больше причин собираться по несколько человек и обсуждать другие общественные дела. Беда в деревню пришла совсем неожиданно, день подходил к концу, вечерело, деревенское стадо коров шло с пастбища домой, коровы с полным выменем молока шла не торопясь, первым шел красавец бык, коры поднявшись от реки вверх и войдя в деревню замычали, давая знак хозяйкам что ори возвращаются и их пора доить. У домов стояли хозяйки с подойниками и коркой хлеба, чтобы дать его корове. Взяв из рук хозяйки хлеб корова его ела, довольная мычала и шла в стойло и хозяйка с ведром шла за ней, что-нибудь ласковое говоря ей. На середине улицы
На середине улицы они повстречались, красавец бык и Гришка кузнец. Кузнец был огромный, сильный, крепкого телосложения. Мужчина двухметрового роста и с кулаками, как говорили в деревне, с голову годовалого ребенка.
Гришка шел с работы, из кузнецы, иногда он допоздна оставался там и делал для односельчан и других деревень (кузница была одна на всю округу) лопаты, тяпки, крюки и другие кузничные изделия после работы позволял крестьянам отблагодарить его за работу, и тогда домой он возвращался не то что пьяный, но навеселе и в хорошем настроении, Встретившись с кузнецом, бык остановился, посмотрел на него, наклонив голову, ударил о землю правым копытом, замычал и быстро пошел на него. Реакция у Гришки была отличная. Он всю жизнь был кузнецом, левой рукой он взял быка за кольцо, которое было у него в ноздрях а правой со всего размаху ударил его в лоб, на какое то мгновение бык замер, постоял немного и замертво рухнул на дорогу. Даже те, кто все это видел не сразу поняли что произошла, пока кто-то громко не крикнул - убил. Сразу возле кузнеца и лежащего на земле быка собралась толпа. Некоторые еще не осознали что произошла, может в обмороке, может оглушил, говорили другие, может сбегать за фельдшером. Внимательно осмотрев быка один мужчина сделал заключение «Готов». Бык бездыханно лежал на земле. «Убил, убил», пошла весть по деревне. Гришка, кузнец быка.
В эту ночь в деревне долго не могли уснуть, далеко за полночь в домах горели лампы и на улицах долго слышались громкие разговоры.
Утром решили не дожидаться воскресенья, собрать деревенский сход. Народу на сход собралось больше чем когда решали проблему с быком. Некоторые пришли даже из соседних деревень. Староста деревни с большим трудом дождался когда народ замолчит и попросил разрешения считать сход открытым.
Речь старосты была печальной и волнующей. « Уважаемые односельчане» говорил он.
«Мы собрались сегодня здесь не по какому то большому созревшему вопросу, нас всех сегодня собрала одна беда пришедшая в каждый дом, в каждое подворье нашей деревни. « Всем вам хорошо известный Гришка, кузнец, убил нашего общественно купленного нами всем миром дорогого и горячо любимого нами быка, и сейчас перед нами стоит один вопрос. Что будем делать?»
Толпа взорвалась неистовым криком. Убить кузнеца, убить всем миром, и если мы убьем его все, то нам ничего за это не будет, спросить будет не с кого. Кто то кричал заставить его купить обществу быка. Кто то предлагал посадить его в тюрьму, но чаще слышалось убить, Убить подлеца и точка.
Вдруг раздался громкий и повелительный голос деда.
« Тихо, я вас послушал, теперь будьте любезны выслушать меня. Что же вы не разумные говорите, совсем ум с горя потеряли. Был у нас один бык, теперь его
нет. Быка убил кузнец. Все мы знаем как он нам дорого обошелся, как мы его любили, это наша общая беда. Есть у нас один кузнец, сейчас мы его убьем, не будет и кузнеца, вторая беда. Некоторые в деревне две беды не переживут.
«Ну а что же нам дела, дед, скажи»
«Пока не знаю, но прошу сход кузнеца не убивать, но предлагаю в крайнем случае, повторяю, в крайнем случае если на то есть такая необходимость или в назидание другим, у нас в деревне есть два плотника давайте одного убьем а другого оставим, тогда в деревне будет плотник и кузнец. Ну а на счет быка думать надо.
Конец.
Иван ''Иванпатриот'' Поляков
Свидетельство о публикации №120111306930