о стихах и творческом росте

В детстве помнятся книжки Барто,
Где стихи про бычков и про заек.
А теперь ты и сам пишешь то,
Что порой каждым словом пронзает.

Как же так мы умеем расти.
От Чуковского, детского Хармса,
Кто-то брал, всё, что мог унести,
И впитать в себя это старался.

Становились ритмичней слова,
Постепенно и мысли взрослели,
И менялась внутри голова,
Дневники и тетради толстели.

Неизвестно зачем, почему,
И откуда приходят к нам строчки.
Нет для них никаких "не могу",
Они ломятся в дверь даже ночью. 

И пускай ты для многих "не то",
И слагаешь совсем не про заек,
Главное, что тебя самого
Это очень во многом спасает.


***
Думаю, иногда, о том, почему нас цепляет или не цепляет чье-то творчество.

Думаю много и давно, и мыслей накопилось на целый трактат по этой теме.
Но если тезисно, то есть несколько основных мыслей.

Все знают,что творец часто выражает то, чем он сам живет, о чем думает, что чувствует, переживает, проживает, или то, что его сильно беспокоит или пугает.

Но в творчестве часто важно не что, а как. То, как именно человек об этом пишет / поет / танцует / рисует и тд определяет то, будет ли отклик от его творчества, и если будет, то у кого.

Это все понимают,  но я люблю мусолить мысли и разворачивать их, разматывать как клубки с нитками, чтоб потом сидеть под всей этой бородой,  и думать "ну и нафига я все это сделала?".

Вернемся к мысли об отклике.

Если человек выражает в творчестве именно себя, то я думаю, когда нас нереально восхищает что-то в чьем-либо творении, чаще всего это именно от того, что мы тоже видим там себя.  Свою боль или радость, свой прожитый опыт или свой страх.
И отклик, иногда, это отражение того, на сколько сложна или проста мысль или эмоция для восприятия, и на сколько вкусно она преподнесена. Есть вещи, в которых каждый себя узнает, но не всем нравится форма в которой это подают. И наоборот.
Бывает очень техничная и красивая форма, в основе  которой лежит надуманная или сугубо личная проблема, или неестественная  ситуация, которая не резонирует с людьми так сильно, как хотелось бы. В итоге эту форму способен оценить по достоинству тот, кто связан именно с этим видом искусства, и понимает в чем красота именно этой формы, либо те немногие, у кого все же есть схожий опыт.
Не буду утверждать,что это аксиома и она всегда выполняется, потому что это не так, но определенная тенденция прослеживается.

Не просто так я вспоминаю детские стихи. В сознании ребенка очень сильное Сопереживание может вызвать оставленный мокнуть на скамейке зайка,  или бычок, который качается и сейчас упадет, или мячик который упал в речку.
Я любила эти стишки в детстве, я думаю, что многие любили, но выросли, и сейчас не понимают -за что любили, там же ничего нет. Но если подумать, есть. Просто мы уже взрослые, и для нас эти тексты эти уже слишком примитивные.

Например,"Наша Таня громко плачет" (текст приводить не буду, все помнят либо умеют гуглить). Здесь у детей прям на уровне подсознания воспитывается Эмпатия к Танечке, которая уронила в речку мячик. Мы учились эмоциям, учились сопереживанию, ведь все могли представить себе, как играли-играли в мяч, весело с друзьями, и вдруг-плюх... и ужаснуться. И мы конечно не рыдали с ней вместе, но понимали почему она плачет. Даже не смотря на попытку автора успокоить девочку тем, что мяч не утонет, как бы уводя мысли девочки с эгоистичного взгляда на ситуацию, и, че греха таить, обесценивая ее эмоции. )))


Я предупреждала, что мыслей много, и если меня понесло, то уже не остановить.
Но я попробую.
Пора спать. Завтра на работу.

Если кому-то интересно, как-нибудь продолжим.


Рецензии