Письмо Василия Пробатова патриаршьему местоблюстит

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Сергию, Заместителю Патриаршаго Местоблюстителя

Бывшаго Смотрителя Коломенск. Дух. Училища и Настоятеля Колом. Собора протоиерея Василия Александровича Пробатова.

Епископ Коломенский Феодосий запретил мне священнослужение в г.Коломне е его уезде. Хотя я считаю это запрещение немилосердным, а потому и несправедливым, 1) (1) оно постигло меня только за то, что на требование Преосвященного пасть пред ним на колени и совершить земные поклоны я ответил: считаю подобные коленопреклонения и поклоны холопством и унижением ч(еловече)ского достоинства) однако я покорился своей участи не осмелился ни разу преступить воли епископа, сан которого привык почитать и почитал от родителей своих. И я готов был нести свою тяжкую долю до конца дней моих (которых мне осталось уж немного) и не стал бы безпокоить ваше Высокопреосвященство настоящим представлением, если бы не вынудили меня к тому следующие обстоятельства.
С того времени как еп. Феодосий подверг меня запрещению он не перестает напоминать мне 1) (1) Это он делает чуть ли не каждый месяц) через третьих лиц (ко мне близких и даже неблизких), что он готов снять меня запрещение, но под тем непременным  условием, чтобы я в алтаре положил пред ним земные поклоны. При этом он весьма настойчиво утверждает, что так требует его епископский сан, что иначе меня за гордыню и непочтение к епископскому сану постигнет вечное осуждение от Бога, при чем пытается доказать свои утверждения разными сказаниями из житий святых и даже Св. писанием, и многие простодушные люди (преимущественно женщины) принимают все Это, как слово архипастыря, за чистую истину, осуждая и укоряя меня за мою сатанинскую гордыню и неповиновение. Кроме угроз Епископ пускает в ход также и ласкательства: обещает мне какия то великия блага вероятно высшия награды (хотя я уже имею митру) и лучший приход, и все это для того, чтобы вынудить себе от меня земные поклоны.
Но Это еще не все. Епископ Феодосий старается воздействовать на меня через моего духовника. Он не один раз внушал ему, чтобы он повлиял на меня в нужном ему, епископу, направлении, что иначе на нем будет лежать страшная ответственность пред Богом, а недалее как месяц тому назад он прямо ему предложил, чтобы он в качестве епитимии за мой грех непоклонения и непочтения запретил мне причащаться св. таин.
Вот этот – то последний поступок еп. Феодосия и переполнил чашу моего терпения, и я решил обратиться в Вашему В.Прео(священ)ству с настоящим представлением. Почтительнейше и усерднейше прошу оказать мне защиту и авторитетным словом представителя Российской церкви разъяснить:
Имеет ли право епископ требовать себе самому  земных поклонов от кого бы то ни было, а тем более от пресвитеров, к(ото)рые не суть служители епископа, а суть «его сотоварищи и соначальники» (Голубинский «История русской церкви» т.1, стр.496).
Согласно ли это требование с духом христианской любви ,свободы, братства и благодати и с прямыми указаниями Св. Писания (Деян. 10, 25-26; Апок. 19,10; 22,8-9). Остается ли в силе тот пункт Духовного регламента 1) (1)в наших руководствах указан в числе источников действующего церковного права (см.Нечаев), где в самых энергичных выражениях предписываеся епископам, чтобы они не т(оль)ко не требовали, но даже не допускали пред собой поклонения в ноги.
Наконец должны ли мы, Преп., соблюдать то, что нам внушается в Ставленнов. Грамоте, т.е. «примерно и часто прочитывать» упомянутый Регламент « и по оному исполняти».
Прошу Вас, Ваше В.-Пр-ство, обратить на мое дело долженствующее внимание и принять какия либо меры для вразумления Еп.Феодосия и укрощения его непомерной мстительности. Я пред лицом Божием и пред судом своей совести во всеуслышанье заявляю, что я считаю себя чистым пред еп. Феодосием. Все свои вины и прегрешения пред ним (в коих и теперь глубоко каюсь пред лицеем Вашего В. Пр(еосвящен)ства) я с лихвой загладил своим четырехкратным извинением, 1) (1) из них два было письменных, и два усным, из коих одно было принесено было мною в квартире преосв. Феодосия в присутствии еп. Егорьевскаго Иоанна, а другое в алтаре пред престолом Божьим в присутствии сонма священно и церковнослужителей), бесчестием и тяготою удаления от должности настоятеля (к(ото)рое продолжается вот уже 2 ; года), и наконец, позором и скорбью запрещения в течение 1 ; лет (из коих полгода полного и безусловного).
Если В.Пр(еосвящен)ству благоугодно будет (на что я крепко надеюсь) вникнуть в мое дело с еп. Феодосием, то подробное изложение всех его обстоятельств Вы можете найти в той обширной (на шести листах) докладной записке, к(ото)рую я подал в апреле прошлаго года Высокопреосв.(неразборчиво).


Рецензии