По следам стоиков...
Гален. О поражённых местах.
Речь идёт о дуальности работы самого нашего тела - внутренние органы (пищеварения, дыхания, кровообращения) самодостаточны, а органы движения (мышцы) и органы восприятия (обусловленные нашим движением во внешнем мире) - работают от периферии к центру и от центра к периферии, то есть иерархично. Таким образом получается, что вегетативная природа (питаться, расти, размножаться) и животная природа в нас (двигаться и ощущать) - уже в нас самих, ещё до всякого разума - разделена на горизонталь и вертикаль.
Это крайне важный аргумент против тех любителей "жизни", которые отстаивают "жизнь" в противовес разуму. Оказывается, дело тут вообще не в разуме, а в том, что сама природа приподнимается над собой, делает скачок, само тело (причём уже животного) имеет словно бы две половины - горизонтальную (самодостаточную) и вертикальную (обусловленную). И когда мы так ясно начинаем видеть это даже на телесном уровне, когда мы перестаём видеть тело как цельный монолит, а начинаем видеть его как "два в одном", тогда к нам внезапно приходит озарение о том, что вовсе не разум "разрывает" и калечит нашу жизнь, что он скорее наоборот, является тем самым, что завершает и скрепляет этот странный двойственный союз в нас самих. Разум это то единственное, что может привести в полное согласие нашу вертикальную и горизонтальную телесность.
И в этом смысле его появление не случайно.
В этом смысле только разум (мышление) и есть по настоящему цельное тело. Вот почему разум это лебединая телесная песнь.
Двигательная надстройка тела (животная) над вегетативной (вожделеюще-растущей) - чудо природы, созданное без всякого нашего участия. Человек лишь принимает обе в Дар - как условия своего собственного существования и осуществления. Между тем, человек несёт вместе с собой новый дар - мысль. Тело и мышление полностью соответствуют друг другу - как величайшая реализация и исполненность (тело) и "бесконечно малое", осуществляющее предел этой реализации (мысль).
Свидетельство о публикации №120110906764