Я помню время аллегорий

Я помню время аллегорий,
Где я ложился позже зорей.
Где жизнь вокруг была без прока,
И сердце пылко билось в грогги.

На берегу толпились клёны,
Цвели апрельские бутоны,
Садилось солнце неуклюже,
И пузырьки тонули в луже.
 
И облака, касаясь неба,
Просили: «Зов любви истребуй»,
Слезились каплями на воду
И призывали день к исходу.
 
Луна искала вдохновенья,
Закат ушёл, и наважденье
Писало вечер шалой тенью,
И щуплый дождь мусолил землю.

Собака, белая от течки,
Скулила жалобно на речку.
Кружилось небо кукловодом,
И жизнь бежала тихим ходом.


Рецензии
Возьму на себя смелость утверждать, что это небольшое поэтическое произведение написано практически изумительным «пушкинским» слогом (классическое «Зимнее утро» тому доказательство). Парная или смежная рифмовка придаёт произведению исключительную музыкальность. А лёгкие и красивые рифмы добавляют поэтическим образам больше объёма и рельефности:
«Луна искала вдохновенья
Закат ушёл, и наваждение
Писало вечер шалой тенью,
И щуплый дождь мусолил землю»
Согласитесь, что не надо быть искушенным поклонником музы Эвтерпы, чтобы понять красоту этих бесподобных строк!
И каждая строфа этого произведения заслуживает самой высшей оценки.
Это действительно masterpiece поэта Михаила Гуцериева в жанре пейзажной лирики (и следует заметить, что не единственный!). Однако, не стоит забывать, что это аллегорическое произведение, наполненное аллегорическими образами, что следует даже из его названия.
Я когда-то читал возмущение некоего критика по поводу одной строки этого произведения. А именно строки о белой собаке. По этому поводу хочу заметить следующее -никогда не следует забывать, что такое аллегория вообще, и зачем поэт использует именно этот приём. Восприятие любого слова или строки зависит от психического состояния и мировоззрения читателя, а тем более человека, который берёт на себя роль критика. Не стоит воспринимать все слова стихотворного произведения буквально, тупо и примитивно. В конце-концов, аллегория - это завуалированный язык, иносказание. Ведь здесь автор через конкретный образ животного, в данном случае собаки в период весенней активности, передаёт абстрактное понятие страстного желания близости. И это никоим образом не выходит за рамки логики этого стихотворного текста и его смыслового содержания от первой строки до последней. А вырывать отдельную строку из контекста произведения и строить на этом глобальную критику - это просто глупость, зависть и mauvaises manières.
Конечно, обращает на себя внимание смелое использование поэтом неординарных для поэзии слов «грогги» и «мусолит». Его лексика всегда обширна, он не чурается ни иностранных слов, ни просторечных, что придаёт его произведениям особые нотки, особый вкус. И, безусловно, его метафоры исключительны - «толпящиеся клёны», «неуклюже садящееся солнце»… создают у читателя состояние полного погружения в поэтический мир, становящийся реальным.

Браво поэт!

Сергей Ростовъ   13.09.2023 19:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей. Спасибо за отзыв, за доброе отношение к моему творчеству. Поэзия всегда воспринимается субъективно, она может нравиться или нет, радовать или оставлять равнодушным; кто-то понимает, чувствует автора, кто-то нет. Другой вопрос, насколько корректно высказывается критик. Форма высказывания всегда разоблачает говорящего, это, по сути, самопрезентация. Лермонтов в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» обращается от лица читателя к журналисту-критику, для которого «приличие, вкус - всё так условно»:

«В чернилах ваших, господа,
И желчи едкой даже нету -
А просто грязная вода».

Если своим высказыванием человек признался в дурном воспитании, с ним не нужно спорить, ему можно только посочувствовать.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   05.10.2023 14:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.