Первые и последние

   Я посмотрел в словаре синонимов, каким словам уподобляется слово «последний»: наряду с «прошедшим», «минувшим», «отсталым», «ругательным», «предсмертным» оно означает новое, свежее, итоговое. Да это и по числам видно: 10, 100, 1000 — кажущаяся полнота и завершённость этих чисел фактически только открывает начало для подсчёта десятков, сотен, тысяч… То есть здесь и своеобразные единицы, начала.
     Евангелие от Иоанна начинается козырной фразой: В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ(Иоанн 1:1). В НАЧАЛЕ — означает повествование о творении в начале Библии, где первому дню предшествует потопленная в водах семёрка. Семёрка — тоже священное число полноты по лунному календарю и отождествляется с единицей. То есть множество согласуется и входит в Единство и из Него же опять умножается, что и видно в седмице творения. Мы привыкли давать слову определение, но слово практически не ограничено, это Путь, Путь творения, который продолжается до сих пор. МНОГИЕ ЖЕ БУДУТ ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ, И ПОСЛЕДНИЕ ПЕРВЫМИ(Матфей 19:30) -  и в Евангелии, и в посланиях апостола Павла на этом стыке характеризуется благоприятное время — НЫНЕ — день спасения. Стык — когда конец завершается началом и образуется очередной круг спирали. Осенью с дерева опадают листья, как изжитое познание, гниют плоды (старьё!) — это колеблемый процесс, однако, весной он закольцовывается в стволе, как видно на срезе, витком спирали, который всякий раз увеличивает мощь дерева, а это уже нечто надёжное, неколебимое. И не зря апостол Павел цитирует пророка Исайю: ВО ВРЕМЯ БЛАГОПРИЯТНОЕ Я УСЛЫШАЛ ТЕБЯ И В ДЕНЬ СПАСЕНИЯ ПОМОГ ТЕБЕ. ВОТ, ТЕПЕРЬ ВРЕМЯ БЛАГОПРИЯТНОЕ, ВОТ, ТЕПЕРЬ ДЕНЬ СПАСЕНИЯ(Исайя 49:8; 2 коринфянам 6:2). Когда конец и начало едины, едины и гармоничны все противоположности, дополняющие и поддерживающие друг друга(Сирах 42:25-26) — богатый и скудный, домовитый и бесприютный, врач и больной, сильный и слабый, старый и малый. В 58 главе о посте пророк Исайя снова возвращается к этому вопросу, уверяя человечество, что Бог не слышит эгоистов, рвачей, корыстолюбцев(Исайя 58:2-4), но благословляет тех, кто строит посты на высотах единства, когда конец гармонизируется с началом(Исайя 58:6-11). Когда конец и начало едины, когда полнота расходует и издерживает себя на скудость, а это и называется постом, жертвенностью, С СЕГО ВРЕМЕНИ ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ БЛАГОВЕСТВУЕТСЯ, И ВСЯКИЙ УСИЛИЕМ ВХОДИТ В НЕГО(Лука 16:16), - так уже сам Христос представляет благоприятное время под названием «ныне» под эгидой жертвенного усердия.  Когда сыпется цвет, листья опадают и собранные плоды гниют, - ОСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ ДОМ ВАШ ПУСТ.  ИБО СКАЗЫВАЮ ВАМ: НЕ УВИДИТЕ МЕНЯ ОТНЫНЕ, ДОКОЛЕ НЕ ВОСКЛИКНЕТЕ: БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!(Матфей 23:38-39) Грядущее — это новое, радостное, светлое, гармоничное, мир, равенство, братство, любовь.  Но солнце сменяет тьма, здоровое тело постепенно покрывается ржавчиной и паршой, а в итоге гармоничное крыло святилища превращается в вертеп разбойников(Матфей 21:13). На конце организма или его частей всегда хищные коготки, зубки, злой язычок, и гармония, когда сеющий и жнущий обоюдно радуются, сходит на нет: в результате один строит, другой обживается, один насаждает, другой жрёт, один труждается, другой эксплуатирует его. Закон здесь однозначен:  ЕЛИ, ПИЛИ, ЖЕНИЛИСЬ, ВЫХОДИЛИ ЗАМУЖ, ДО ТОГО ДНЯ, КАК ВОШЕЛ НОЙ В КОВЧЕГ, И ПРИШЕЛ ПОТОП И ПОГУБИЛ ВСЕХ.  ТАК ЖЕ, КАК БЫЛО И ВО ДНИ ЛОТА: ЕЛИ, ПИЛИ, ПОКУПАЛИ, ПРОДАВАЛИ, САДИЛИ, СТРОИЛИ;  НО В ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ ЛОТ ВЫШЕЛ ИЗ СОДОМА, ПРОЛИЛСЯ С НЕБА ДОЖДЬ ОГНЕННЫЙ И СЕРНЫЙ И ИСТРЕБИЛ ВСЕХ;  ТАК БУДЕТ И В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЯВИТСЯ(Лука 17:27-30). Но кто такой Сын Человеческий? Историю, конечно, творят лица, звёздные имена, кадры. Иисус Христос тоже из этого ряда. Но прежде всего Сын Человеческий — это новая эпоха, тогда как Отец — отходящее священное, семёрочное время, и Сын без отца не бывает: они едины. Семь и сын — в этом даже созвучие слышится. Да и в немецком языке: sieben и  Sohn. И в обоих языках для отца сын как созвучие с чрезвычайным явлением — солнцем,  Sonne. ТЫ СЫН МОЙ; Я НЫНЕ РОДИЛ ТЕБЯ;  ПРОСИ У МЕНЯ, И ДАМ НАРОДЫ В НАСЛЕДИЕ ТЕБЕ И ПРЕДЕЛЫ ЗЕМЛИ ВО ВЛАДЕНИЕ ТЕБЕ;  ТЫ ПОРАЗИШЬ ИХ ЖЕЗЛОМ ЖЕЛЕЗНЫМ; СОКРУШИШЬ ИХ, КАК СОСУД ГОРШЕЧНИКА".  ИТАК ВРАЗУМИТЕСЬ, ЦАРИ; НАУЧИТЕСЬ, СУДЬИ ЗЕМЛИ!  СЛУЖИТЕ ГОСПОДУ СО СТРАХОМ И РАДУЙТЕСЬ С ТРЕПЕТОМ.  ПОЧТИТЕ СЫНА, ЧТОБЫ ОН НЕ ПРОГНЕВАЛСЯ, И ЧТОБЫ ВАМ НЕ ПОГИБНУТЬ В ПУТИ [ВАШЕМ], ИБО ГНЕВ ЕГО ВОЗГОРИТСЯ ВСКОРЕ. БЛАЖЕННЫ ВСЕ, УПОВАЮЩИЕ НА НЕГО(Псалтирь 2: 7-12). Здесь ясно сказано, что без «сына», без зачатка, конец не котируется, не имеет успеха. Например, апостол Павел цитирует из Псалтири об исходе жестоковыйного народа, раздражавшего Бога: СОРОК ЛЕТ Я БЫЛ РАЗДРАЖАЕМ РОДОМ СИМ, И СКАЗАЛ: ЭТО НАРОД, ЗАБЛУЖДАЮЩИЙСЯ СЕРДЦЕМ; ОНИ НЕ ПОЗНАЛИ ПУТЕЙ МОИХ, 11 И ПОТОМУ Я ПОКЛЯЛСЯ ВО ГНЕВЕ МОЕМ, ЧТО ОНИ НЕ ВОЙДУТ В ПОКОЙ МОЙ"(Псалтирь 94:10-11). Но и Иисус Навин не доставил еврейскому народу покой, хотя, казалось бы, ввёл его в обетованную землю(Евреям 4:8-10). разве склеп может быть покоем, удовлетворением? ВСЯКИЙ ДЕНЬ ПРОСТИРАЛ Я РУКИ МОИ К НАРОДУ НЕПОКОРНОМУ, ХОДИВШЕМУ ПУТЕМ НЕДОБРЫМ, ПО СВОИМ ПОМЫШЛЕНИЯМ, -  К НАРОДУ, КОТОРЫЙ ПОСТОЯННО ОСКОРБЛЯЕТ МЕНЯ В ЛИЦЕ, ПРИНОСИТ ЖЕРТВЫ В РОЩАХ И СОЖИГАЕТ ФИМИАМ НА ЧЕРЕПКАХ,  СИДИТ В ГРОБАХ И НОЧУЕТ В ПЕЩЕРАХ; ЕСТ СВИНОЕ МЯСО, И МЕРЗКОЕ ВАРЕВО В СОСУДАХ У НЕГО;  КОТОРЫЙ ГОВОРИТ: "ОСТАНОВИСЬ, НЕ ПОДХОДИ КО МНЕ, ПОТОМУ ЧТО Я СВЯТ ДЛЯ ТЕБЯ". ОНИ - ДЫМ ДЛЯ ОБОНЯНИЯ МОЕГО, ОГОНЬ, ГОРЯЩИЙ ВСЯКИЙ ДЕНЬ(Исайя 65:2-5). Короче, надо обрисовать этот стих надлежащими словами: не смерть является целью жизни, но сама жизнь. Дерево и всякое растение в Библии определено с семенем на земле, с зачатком, с проростком-«сыном». Если уставший организм погибает, новое продолжает от него эстафету. Почему Иисус проклял смоковницу, когда не нашёл на ней плодов как раз для такой эстафеты? Впрочем, и бесплодный симбиоз может быть благословенным, потому что духовное важнее природного и плотского, и «сыночками» у «отца» могут быть книги, музыкальные произведения, открытия «белых пятен», Боговедение и Богопознание.  Всё это в Библии в конечном счёте называется хлебом, и есть в языке даже созвучие «хлев», как амбар для всей этой прогрессирующей роскоши. То есть, если я беру в кавычки слово «сын», то здесь многозначное понятие: и Евангелие по отношению к Торе - «сын», и на смене времён - «сын», и черешок растения - «сын», и отрасль вселенной - «сын», и отроги гор - «сыновья», и клубы дыма, и языки пламени, и морозные узоры на стекле - «сыновья». Такое общее понятие развития можно принять, но Коран конкретно против того, чтобы называть еврейского уроженца Иисуса сыном Бога, поскольку у Бога нет подруги, да и приравнивать человека к Богу, хотя подобие налицо, несопоставимо. Всё-таки сравнивать надо адекватные величины,  с версией Корана вполне может согласиться и апостол Павел: ПОТОМУ ОТНЫНЕ МЫ НИКОГО НЕ ЗНАЕМ ПО ПЛОТИ; ЕСЛИ ЖЕ И ЗНАЛИ ХРИСТА ПО ПЛОТИ, ТО НЫНЕ УЖЕ НЕ ЗНАЕМ(2 коринфянам 5:16). Если древнее, природное прошло и на подступе новое, духовное(2 коринфянам 5:17), это ближе к идеалу и порывает с идолом, ближе к Истине и удаляется от истукана: БРАТИЯ, Я НЕ ПОЧИТАЮ СЕБЯ ДОСТИГШИМ; А ТОЛЬКО, ЗАБЫВАЯ ЗАДНЕЕ И ПРОСТИРАЯСЬ ВПЕРЕД,  СТРЕМЛЮСЬ К ЦЕЛИ, К ПОЧЕСТИ ВЫШНЕГО ЗВАНИЯ БОЖИЯ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ(Филиппийцам 3:13-14). Да и Евангелие блистающего,  преображённого Христа называет возлюбленным Сыном, а подоржавевших Моисея и Илию убирает с Фавора. «Сын» — последняя фаза Единого, самая суть. Апостол Павел перечисляет целую когорту чуть ли не античных праведников, которые БЫЛИ ПОБИВАЕМЫ КАМНЯМИ, ПЕРЕПИЛИВАЕМЫ, ПОДВЕРГАЕМЫ ПЫТКЕ, УМИРАЛИ ОТ МЕЧА, СКИТАЛИСЬ В МИЛОТЯХ И КОЗЬИХ КОЖАХ, ТЕРПЯ НЕДОСТАТКИ, СКОРБИ, ОЗЛОБЛЕНИЯ;  ТЕ, КОТОРЫХ ВЕСЬ МИР НЕ БЫЛ ДОСТОИН, СКИТАЛИСЬ ПО ПУСТЫНЯМ И ГОРАМ, ПО ПЕЩЕРАМ И УЩЕЛЬЯМ ЗЕМЛИ.  И ВСЕ СИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫЕ В ВЕРЕ, НЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЕЩАННОГО,  ПОТОМУ ЧТО БОГ ПРЕДУСМОТРЕЛ О НАС НЕЧТО ЛУЧШЕЕ, ДАБЫ ОНИ НЕ БЕЗ НАС ДОСТИГЛИ СОВЕРШЕНСТВА(Евреям 11:37-40). Не думаю, что под «нами» апостол подразумевает всех христиан, но во всяком случае себя и других апостолов он объединяет со Христом. Первые, конечно, тоже получили награду, но благодаря единению с последними награда их увеличилась. По ничтожности своей я не могу представить ни награду первых, ни тем более последних, но, оперируя современными вещами, сравню телеграф с интернетом.
   Судя по деяниям апостолов и посланиям Павла, основатель церкви в среде язычников был авторитарным патроном. Например, женщине он повелевал в церкви молчать. А зачем путаться слабому оппозиционному началу в ногах у сильных! Нарезал резьбу по своему усмотрению Павел и на апостола Петра. А с апостолом Варнавой у него вообще разошлись пути-дорожки. И я в упрёк Павлу это не нагнетаю. Ведь и современная демократическая власть стремится контролировать оппозицию, допуская только конструктивные её посылы.

Жил-был на свете чей-то Хвост,
Мошенник, жулик и прохвост:
Крутил-вилял он, как хотел,
И выгоду с того имел.
И думал Хвост, что он умён,
Что все дела решает он,
И полагал серьёзно Хвост,
Что он решит любой вопрос.
Но, к сожалению, увы,
Не мог он жить без Головы,
Не знал тот Хвост свои права:
Хвостом вертела Голова.
Хоть фраза эта не нова,
Хочу я всем хвостам сказать:
- Рулит хвостами Голова,
А ваше дело лишь вилять.
    (Виктор Пахомов, Басня про хвост)

Слабая и гнилая власть - это катастрофа. Достаточно вспомнить угождающего направо и налево Михаила Сергеевича Горбачёва.

Судачил лев - Я царь зверей!
И вдруг какой-то муравей
ему сказал - Ты чё, больной
быть царём такой отстой
в наши дни царей не чтят
вот если будешь депутат
тогда, конечно, ты крутой.
И лев с поникшей головой
ушёл в кусты и со стыда
подох, представьте, навсегда
Мораль проста - родился львом
не дискутируй с муравьём
не то проснётся твоя совесть
и станет грустной эта повесть
царю на то даётся власть
чтоб он рычал разинув пасть
а слушать речи муравьёв
прилично лишь царям ослов.
(Николай Куцырка, Лев и Муравей)

 Когда один строит, другой мешать не должен. Мне, например, вовсе не хочется смотреть по телеку художественные фильмы, где драматически сталкиваются множественные противоречивые интересы, ведь это болезненно влияет на психику. Уж когда власть явно ослабеет и промахнётся с целями, тогда пусть и вступают в борьбу поднакопившие сексуального потенциала горячие бельмондо и мачо.
   На своих страницах ПРОЗЫ.РУ и СТИХИРИ я опубликовал не так давно Евангелие от Варнавы. Грызло сомнение: не средневековая ли это подделка, чтобы оправдать ислам? Некто умудрённый Геннадий Палеолог даже написал под ним краткую рецензию, дискредитирующую имя Варнавы: дескать, Варнава — это разбойник Варавва, Карабас-Барабас, редиска, плохой человек. Об этом даже в Википедии написано.
Но теперь я утвердился во мнении, что, наоборот, в Евангелии от Варнавы пророчески полагаются базовые тезисы ислама. Вот ответка на рецку Геннадия Палеолога:


Дядь Гена! Вы ищете подтексты, подобия и созвучия, и Вы правы. Бог творит всё по образу и подобию Своему. Бог - безначальная и бесконечная космическая спираль, охвостья которой являются концами, но при их диссипации возвращаются началами в сердцевину спирали. У человека сердцевиной будет, конечно, сердце, у дерева - ствол, у стола - столешница, у компьютера - диск, у книги - переплёт, и у всякого множества - единство. Охвостья - это пары и противоположности, яни и ини, которые Бог соединяет, почему и называется Единым. Хотя они разнокалиберны и противоречивы, но похожесть чувствуется: Варнава и Варавва, хобот и хвост, солод и соль, радость и рыдание, рождение и разрушение, преданность и предательство, страсть и старость, ядь и яд, жертва и жратва, победа и беда, корни и крона, уБОЖество и БОГатство. Поскольку противоположности не что иное, как скудость и полнота, малороссийский мудрец Григорий Сковорода назвал их неравным равенством, - равными делает их динамика, движение, обратимость в свою противоположность, реинкарнационность. Для гармонии хорошо, когда противоположности обитают внутри организма, но если они разделены, неизбежны скорби, расколы, тяжбы и т.д. Один строит, а другой разрушает, одни сеет, а другой жнёт, один сажает, а другой жрёт, - что из этого хорошего? Поэтому апостол Павел, выстраивая церковь, как подобие божественной, идеальной жизни на земле, слабому оппозиционному женскому началу повелевает молчать в церкви, чтобы пассивность гармонично подчинилась активности, дополняла её. Но кризис неизбежен даже в церкви, ведь дом молитвы превращается в вертеп разбойников, так интерпретировал Христос пророка Иеремию(Иеремия 7:11; Матфей 21:13). Да и в соратничестве апостолов Павла и Варнавы произошёл раздрай. Но иньское начало апостола Варнавы не потерялось, а воплотилось его идеями в грядущей религии - исламе. Ведь грядущее - это новое, без которого невозможен прогресс: ОСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ ДОМ ВАШ ПУСТ. СКАЗЫВАЮ ЖЕ ВАМ, ЧТО ВЫ НЕ УВИДИТЕ МЕНЯ, ПОКА НЕ ПРИДЕТ ВРЕМЯ, КОГДА СКАЖЕТЕ: БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!(Лука 13:35) Вот почему иудейство заменяется христианством, а христианство исламом. Вот почему телеграф замещается радиоэфиром, радио - телевизионной картинкой, телевидение - интерактивным интернетом. То ли ещё будет!


Быть в единомыслии с апостолом Павлом — классно, но учение Иисуса Христа предполагает и более убедительную глорию: НЕТ НИКОГО, КТО ОСТАВИЛ БЫ ДОМ, ИЛИ БРАТЬЕВ, ИЛИ СЕСТЕР, ИЛИ ОТЦА, ИЛИ МАТЬ, ИЛИ ЖЕНУ, ИЛИ ДЕТЕЙ, ИЛИ ЗЕМЛИ, РАДИ МЕНЯ И ЕВАНГЕЛИЯ,  И НЕ ПОЛУЧИЛ БЫ НЫНЕ, ВО ВРЕМЯ СИЕ, СРЕДИ ГОНЕНИЙ, ВО СТО КРАТ БОЛЕЕ ДОМОВ, И БРАТЬЕВ И СЕСТЕР, И ОТЦОВ, И МАТЕРЕЙ, И ДЕТЕЙ, И ЗЕМЕЛЬ, А В ВЕКЕ ГРЯДУЩЕМ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ.  МНОГИЕ ЖЕ БУДУТ ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ, И ПОСЛЕДНИЕ ПЕРВЫМИ(Марк 10:29-31). ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ВСЕХ ПЛОДОВ ДЕЙСТВИЙ —  в этом и заключается вечный завет — ОТ ОТРЕЧЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРОИСХОДИТ МИР(Бхагавадгита 12:12). Вот и выплыл несогласный с Павлом иньский хвостик апостол Варнава, реинкарнировавшись в нынешней цивилизации вполне янской главой. Ведь если бы сегодня  быть соревновательному Фавору, Бог бы наверняка отдал блистающие одежды пророку Мухаммеду. Потому что последние — первые.


Рецензии