Стихотворение месяца 91-обзор Натальи Илларионовой
1. "Дайвинг"
Слежу за парой в глубине
И не решаюсь прыгнуть следом.
Зачем?
Я только пообедал.
Хотя...
Делов-то: прыг и...
Нет.
Здесь глубоко, но море – шик!
Нет ни волнения, ни ветра.
Нырну.
Хотя, зачем мне это?
Вернутся, скажут: не мужик.
А я в торец...
Они в ответ...
И что докажешь мордобоем?
Мне надо прыгать.
Я спокоен,
считаю: раз, два, три-и...
Нет.
Сказать, что маюсь животом,
чего-то съел?
Все рыбу ели.
Так что я – трус на самом деле?
Всё, надо прыгать!
Нет, потом.
Звонок!
Жена?
Нет, мать её!
Мне будет утопиться проще,
чем говорить о чём-то с тёщей.
Решил – иду на дно.
Адьё!
*****
чего-то съел? – что-то съел? - скорее второе все же. Разве что только ЛГ так говорит… Шуточное, что-то вроде бородатого анекдота. Написано неплохо. Ровненько. Стиль выдержан. Не могу сказать, чтобы сильно-сильно впечатлило, но для своих целей хорошее.
4-4
-------------
2. "Австрия"
Золотом медового заката
И дурманом заливных полей,
Штруделя волшебным ароматом,
Переливом звучных: "Йо де лей"...
Цокотом копыт по тёмной штрассе...
Шёлком, что зовёт на Венский бал...
Бельведера силуэтом ясным,
Рислингом, волнующим в бокал...
Белоснежным пиком взбитых сливок,
Что скрывает жар кофейных струй,
Пылко, но весьма благочестиво –
Австрия мне дарит поцелуй!
*****
Рислингом, волнующим в бокал... – это что там такое рислинг в бокал делает???))))). Корявенько как-то звучит.) Остальное все вполне. Классическое стихотворение-перечисление. Форма не нова, но почему бы и нет.
4-4
-------------
3. "Мечтатель"
Он мечтатель вправду пылкий:
в тёмной комнате улыбки,
секс с красивой незнакомкой,
охи-вздохи очень громко.
Бюст упругий на закате.
Тело жаркое в кровати.
Нет покоя общим чреслам.
Кот испуганно из кресла
смотрит в окна на кометы,
на далёкие планеты.
Наполняет страсть пространство.
Явь уходит в дымку транса.
*****
Экстэзи, если аж прям до транса?) Иногда слишком прямой подход к теме снижает поэтичность. Как и волнение снижает души. Здесь к какой-то механике все движется, на мой взгляд. А еще позабавило, что у мечтателя упругий бюст.))) Кометы и планеты – рифма так себе. Слишком уж однородная и из одной области.
3-3
-------------
4. "Не вышло"
Этот город
в судорожной толпе,
захлебнулся,
тихо прося пощады.
Закипая,
хор "Марсельезу" пел -
город плакал
и заклинал "Не надо!"
Навалились
скопом, нагайки в ряд -
подавить и
выставить на колени
"Что, заветы
я написал не зря?" -
рассмеялся
на постаменте Ленин.
Маски против
шлемов, забрал, щитов.
Все плакаты
порваны водомётом.
В переулке
"ПАЗ"ик принять готов
тех, кто ропщет.
Тех, кому надо плёток.
Город плакал.
Очень хотел помочь.
Но не вышло -
не запереть ворота.
Опустела
площадь, шагая в ночь.
Больно. Стыдно.
Холодно отчего-то...
*****
Хорошо написано. Зазывно, ритмично. Политика, правда, совершенно не мое. Поэтому трудно оценивать. Возможно, хотелось бы более впечатляющей концовки. Ярче. Ну и ночь-помочь конечно уже… м…
5-4
-------------
5. "Сожжённые мосты"
Снисхождения любви выпрашивать –
Для меня нехарактерно: с кражею
Я равняю милостыню. Ты –
Отраженье гаснущей звезды,
Что коснулось ледяного крошева.
Унижаясь, клянчить – что хорошего?
Но безумно жалко твой наив
Уничтожить, хрустко преломив.
Оживление былого – чудо, но
Пробуждение души бесчувственной
Не добавит счастья никому.
Одного никак я не пойму:
Неужели неподвижность мёртвая
Огневого чувства не испортила?..
Не желай могильной красоты –
Холодны' сожжённые мосты.
*****
Точность выражения мысли оставляет желать… Два захода про одно и тоже – клянчить и выпрашивать. Наив еще какой-то вдруг… Во второй части – вообще не понятно откуда взялись мертвая неподвижность, могильная красота, сожженные мосты… Что все эти фразы выражают? Что-то такое нарезано – аккуратно, красиво, но единым блюдом не стало. Возможно, я не знаю какой-то предыстории и в этом дело. Но стороннему читателю надо почти все объяснять, ибо не понятно.
4-3
-------------
6. " * * * "
Снегам — зима, похмелью — утро,
Прокуренному спору — ночь.
Хоть поиск истины абсурд, но
Народ до истины охоч —
Когда под Хеннеси, Агдам ли,
Подвесив к потолку топор,
И альфа-мужики, и мямли
Хрипят натруженностью горл.
Как вспышка слева, вспышка справа
Искрят попытки доказать,
Лишая права быть неправым,
Стирает лица злой азарт,
Бессмысленно и беспощадно
Стучат стаканы по столу,
И слово истины прощально
Скользит в предутреннюю мглу.
Но кто-то, в форточку окурок
Движеньем точным запустив,
Посмотрит долгим взглядом в утро,
И вслед за словом улетит.
*****
Мужская пьянка с погружением в «философские разговоры» описана великолепно. А вот концовка сбивает с толку. Это про суицид? Да? Но зачем? Ничто не предвещает же и к тому не ведет. Для чего? В чем логика поступка? Как-то все впечатление от прекрасной зарисовки сходит на нет. Ничего не поняла.
5-4
-------------
7. "Хроника одного убийства"
Пишу сие неведомо зачем.
Ну да, убил, и в том признался сразу!
Но прокурор, туды его в качель,
потребовал подробного рассказа.
***
Он полз к воде: вода давала жизнь.
Он ранен был, отравлен и контужен,
и голоден, но уповать на ужин
никак не мог.
Крутые рубежи
преодолел, и не попал на мины,
и кое-как добрался до ручья,
к живой воде.
Но там дежурил я,
вооружённый и неумолимый.
Не помешав ему войти в поток,
все шлюзы я открыл одновременно;
вода неслась, бурлила и гремела, –
добраться он до берега не смог.
Так и погиб.
Он был не то чтоб враг,
а просто – вреден.
Но соизмеримы ль
весь вред – и обречение на гибель,
хотя бы даже не за просто так?
Я действовал уверенно и смело,
но вот – исповедальная строка,
и то, что о н – всего лишь...
таракан, –
нисколько не меняет сути дела.
*****
Сразу так и подумала, что придем к таракану. Забавно вышло.) Понравилось.)
5-5
-------------
8. "Верую"
Верую в Бога и в небо дождливо-серое,
Верую в бурю, что треплет мои суда,
В бездну морскую, что смотрит мне в душу, верую,
Но без надежды смотрю я, как смертник, вдаль.
Как обрести бы терпенье и в бурю выстоять,
Чтобы не стал я добычей лихих акул,
Чтобы приплыл к берегам сокровенной истины
И отыскал негасимый горящий куст?..
Верую в радугу радости после шторма и
тихо молюсь я ходившему по воде,
Чтобы мои паруса хорошо заштопал он,
Путь указал и улыбкой украсил день.
_______________________________________________________
Горящий куст (Неопалимая купина) — горящий, но не сгорающий терновый куст,
в котором Бог явился Моисею.
*****
Хорошо. Вот только про бурю повтор в двух местах. Ну и лихие акулы – странное словосочетание. Скорее даже забавное, а поэтому вряд ли отсюда. Акул – куст – не уверена, что рифма.
4-4
-------------
9. "Качнётся"
«…Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево.»
И. Бродский
Снова в воздухе пламя лета
Угасающей нежной тенью,
Не ищи впопыхах ответов
Под набрякшей осенней сенью.
Был весенний портной искусен,
Только ткань порвалась на части...
Просто осень - пространство грусти
Вслед за летним порывом страсти.
Синевой небосвод надлесен,
Листопад - конфетти бумажным.
Просто осень - пространство песен,
Наболевших о самом важном.
Не подглядывай за грядущим
На тоскливое дно колодца.
Влево-вправо... А может лучше -
Снизу вверх наша жизнь качнётся?
*****
Тенью – сенью как-то не очень… Близковато. Синевой небосвод надлесен,
Листопад - конфетти бумажным. Листопад конфетти бумажным что делает? Явно глагола недостает. И тире его в данном случае не заменяет. Какая-то форма не та. Не подглядывай за грядущим На тоскливое дно колодца. Как это можно подглядывать на? Ну, за, ну, в, но на??? А здесь еще и за, и на…
3-4
-------------
10. "Недо..."
Недостучаться в холодное сердце,
Недообняться с когда-то ушедшим.
Недопроститься мне с произошедшим,
Недолюбиться закрыты все дверцы.
Недовозможности, недоответы,
Недосказания, недосюжеты.
Недосдержали мы недообеты,
Недопечалью теперь лишь согреты.
Сколько же, недо-то... недопонятий,
Как недоделан-то я, недотянут.
Жаль, недоправдою я дообманут
И не до истины, не до принятий.
*****
Недолюбиться закрыты все дверцы. – извините, смешно звучит. Кто-то там любится в какие-то дверцы… Пыталась представить, а воображение богатое…))))) Концовка тоже поставила в тупик. Не до каких принятий? Что это за принятия? А еще не понятно, почему не с глаголами вдруг стало вместе писаться.
3-3
-------------
11. "Снова снег..."
Снова снег, как будто и не таял,
Словно я зимой закрыл глаза.
Придремал, а крики белых чаек
Мне приснились. Летняя гроза,
Где-то там, во сне прогрохотала,
Отшумел на старицах камыш,
Даль полей лоскутным одеялом,
Да заплатки разноцветных крыш
Посреди ухоженных деревьев,
Вдоль дорожек ароматных роз
С запахом фруктовой карамели
И жужжаньем полосатых ос.
Снова снег, а было так чудесно!
Тёплый бриз, пушистая трава.
Показалось я, чуть-чуть воскреснул
И от счастья кругом голова.
Летний сон сменился листопадом
И колосья золотистой ржи
Опустились дивной колоннадой
До стерни непаханой межи.
Вот вошёл в закат багрово-красный
Лебединый кликающий клин...
Господи, да как же здесь прекрасно -
Летний сон и предосенний сплин.
Снова снег... А может это правда -
Жизнь не жизнь, а просто сладкий сон?
Или я, один из миллиарда,
Думаю немного не о том?
*****
Даль полей лоскутным одеялом,
Да заплатки разноцветных крыш
Посреди ухоженных деревьев,
Вдоль дорожек ароматных роз
С запахом фруктовой карамели
И жужжаньем полосатых ос. – не хватает какого-то сказуемого. До этого все понятно, все есть, а с этого момента перечисления повисают в воздухе. Хотя красиво, почему и жаль. После воскреснул – запятая. Сложное предложение. После листопадом – то же самое. А может это правда – запятая после может. Подружить бы этот стих с правилами русского языка – и стало бы идеально. Ведь правда очень красиво.
4-5
-------------
12. "Хэллоуин в полнолунье"
Полнолунье. Хэллоуин. Дивная ночь.
За окошком в сиянии звездном
ветер гонит унылую армию прочь
туч небесных жестоко и грозно…
Разогнал. И светло под огромной луной:
ясно видно, как всякая нечисть
пролетает, спешит праздник сказочный свой
дикой оргией встретить на Млечном*.
Загляделся на ночь. И подумалось мне:
"Хорошо бы слетать вместе с ними!
Отогреть душу грустную в адском огне,-
ведь замёрзла в тоске и унынье".
В ступе Баба-Яга, рой вертлявых чертей,
Водяной средь русалок и Леший...
Вдруг неясная тень в свете лунных лучей
запорхнула в окно. Я опешил.
И не тень, а красотка: вся жизни полна,
в складках платья – роскошное тело,
а в глазах огоньки, что пьянят без вина.
Сон? Евтерпа ко мне прилетела!
В полнолунье свершатся любые мечты,
если веришь в планиду и чудо;
если сердцем романтик, и мысли чисты,
а стихи не загружены флудом**.
Обняла меня муза, сказала: "Летим!
Покажу высоту, звёзды, вечность..."
В небесах встретил с музой я Хэллоуин.
Никогда не забыть эту встречу.
---------------
* Млечный путь — это название нашей Галактики. В ней находится Солнце и окружающие его планеты, а помимо него — ещё 200 миллиардов других звёзд.
** флуд - болтовня, словесный мусор, трёп
*****
Ночь-прочь(. Летим- Хэллоуин – на мой взгляд, не рифма. Дикая оргия на Млечном, хм… а почему там? Странное место для нечисти и оргий. Отогреть душу грустную в адском огне – неожиданные вещи, оказывается, отогревают душу. Еще раз хм… Унынье – форма не очень. В компанию к Яге, чертям, водяному и лешему – неожиданно Евтерпа. Смесь Руси и Греции. Хм… в третий раз. Ну, допустим. И вдруг слово флуд. Ну на редкость выпадает за рамки этого стиха. Концовка очень слабая. Совершенно проваливается строка. Ни о чем. Я концовка важна. Иногда стихи с концовки начинают писаться – с самого яркого и объединяющего момента. Словом, идея ничего, но поправить бы некоторые вещи. Кстати, сноски здесь совершенно не нужны. Вряд ли кто-то из читателей будет не в курсе, что это за штуки такие – флуд и Млечный путь.
3-3
-------------
13. "Председатель" (саркастическое)
Во времена, когда за нами следом
крадётся невидимкою чума,
пренебрегите дружеским обедом
и наглухо заприте вход в дома.
Уединитесь, как велит правитель:
"На свежий воздух носа не совать!"
Чумных растяжек гибельные нити
сулят болезнь и смертную кровать.
На карантине Пушкина читаю.
В чумное время бесшабашный пир
срывал покровы с помыслов, что втайне
хранили те, кто покидает мир.
Во мне сидит незримый Председатель,
подзуживая в яростных словах:
"Без риска жизнь полна тоски, приятель.
Пируй в чуму, рискуя в пух и прах!"
Тайком я сам хотел такую долю:
в пиру разгульном встретить смертный час.
Пора пришла, ступай на пир раздольный!
Да на раздолье силы не припас...
*****
пир раздольный – два р подряд… И концовку бы поярче. А так – ну, да, хорошо.
4-4
-------------
14. "В пламени свечи"
Прозрачней лес, а небо всё плотнее,
Как серая в разводах простыня.
И время никого не пожалеет –
Ни яблонь, ни рябину, ни меня.
Октябрь деревья раздевает донага,
Добавит волосам седые пряди,
И каждая минута дорога
Щемящей грусти.
Сердце, Бога ради,
Стучи, но не расстраивайся зря,
Унылую картину наблюдая.
Проглянет луч из тучи октября
И яблок щечки алым заиграют.
И вспыхнут ярким пламенем свечи
Роскошные серёжки дождевые!
А сердце беспокойнее стучит,
Вбирая день осенней литургии.
*****
яблок щечки алым заиграют – инверсия. Перемена порядка рифмовки после первого катрена не очень нравится. А стих красивый, с настроением.
4-5
-------------
15. "Да"
Мне говорят: "Ты что, очень умный?"
Да! Я знаю законы Киргофа.
В моей голове есть ток и напряжение.
Вот только не надо вздыхать и охать,
человек не может прожить без движения.
Когда уйду, поставьте мне памятник,
из мрамора, естественно.
У меня в голове неидейное месиво.
У меня в голове Пастернак, Есенин, Бродский.
И ещё кто-то,
возможно – Лаэрт Добровольский.
Мне плевать на ваши сомнения:
идите лесом, идите боком.
Обсуждаю Сталина, Рузвельта, Ленина...
Не трогаю только Христа и Мохаммеда
Пророка.
Боюсь, что меня не поймут,
Но я знаю законы Киргофа.
А таких, как я, совсем не пруд.
Так, небольшая лужа –
мелкая, но с подвохом.
Постарайтесь не нырять,
Можете повредить голову.
А голова это кладь!
Тут не поможет олово,
не поможет золото и даже летящий свинец.
А что Киргоф?
Киргоф молодец.
Жизнь продолжается,
никто не знает, когда наступит конец.
*****
Мне такое сложно воспринимать, честно скажу. Вижу, что здорово. Но вот это то рифма, то ее нет… сбивает очень. Ну, меня сбивает. Другого кого – вряд ли.
5-5
-------------
16. "Октябрь"
Октябрь надменен, важен и богат:
Шелковый фрак и в бриллиантах гарда,
Тяжёлая мошна всегда туга...
Но пагубную страсть имеет - карты.
Когда в ночном лесу густела тьма,
Садился за сукно, улыбку выткав,
Вертел в руках монету - талисман
И обирал соперника до нитки.
Полушки не прощая должникам,
Не оставлял в дому ни корки прелой...
И алчность, словно яд, исподтишка,
Безжалостно дыру в душе разъела.
И не было бы равного ему,
Но не дал, видно, бог достичь предела...
Стекла звезда в небесную сурьму,
Когда она за стол его подсела.
- Молва дурная ходит неспроста,
Что шулер ты особого пошиба.
Старик монету для игры достал,
Но талисман из рук внезапно выпал.
Он проиграл от замка до плаща
И от смешных потуг стал медно-красным.
Не попросил прощений и пощад,
В последний раз бросая карты страстно.
Шкатулку проиграл, где клин дождей, -
Совсем ручных, нескладно - долговязых.
Старик Октябрь отчаянно седел,
И проиграл, вконец, под утро разум.
Безумный взгляд и голос с хрипотцой...
Дряхлел старик, грозясь скатиться оземь:
- Скажи мне имя, - выдохнул в лицо.
Она шепнула, исчезая:
- Осень.
*****
Очень образно. Хотя вот это - Стекла звезда в небесную сурьму, - сильно заковыристо. Не попросил прощений и пощад, - по-моему, так не говорят во множественном числе. Звучит странно. Он проиграл от замка до плаща – явно куда-то делось слово все. В размер не влезло.
4-4
-------------
17. "О зиме"
Вспоминаю зиму – каждый рассвет
Был особенным в течение лет:
На пурпурном покрывале зари
Расцветали декабри, январи,
Феврали стучались яростно в дом,
И буянила метель за окном.
Свежий снег, струясь с седых облаков,
Разлетался по земле далеко.
Лед на крышах отливал голубым,
Из трубы котельной шел серый дым;
Было радостно морозом дышать,
От волненья замирала душа...
*****
Был особенным в течение лет – в течение скольких лет? Зарисовка. Хорошая. Концовки нет, на мой взгляд. Так и хочется спросить – и что в итоге? Волненья – не очень хорошая форма.
4-4
-------------
18. "Перекрёсток"
И я бывал на перекрёстке этом.
Там людно так, что некуда шагнуть.
Народ толпится и зимой, и летом,
И каждый ищет свой особый путь.
Хотя слегка пугает указатель
(как в старой сказке про богатыря):
Пойдёшь налево - общий знаменатель,
Пойдёшь направо - жизнь загубишь зря.
А если прямо - там вопросов много:
Куда идти, назад или вперёд?
И где она, та верная дорога,
Никто не скажет и не намекнёт.
Я выбрал влево, в знаменатель общий,
Чтоб быть как все, идти к плечу плечом.
Прошли года, душа, конечно, ропщет,
Что жизнь за зря и песня ни о чём.
Да пусть судачат, пусть собака лает,
Что что-то в жизни не сумел, не смог.
А кто, скажи, на сто процентов знает,
Какую нужно выбрать из дорог?
*****
Тема оооочень традиционная. Указатель – знаменатель – не очень.
4-4
-------------
19. "Смысл"
Человек умирает чуть-чуть, когда
Болт и гайка фантазий не собрались,
У любви обесточены провода,
Да и всё остальное теряет смысл.
Поначалу в детстве он был велик —
Пирожок в песочнице, бант в косе...
А потом кто-то мышкой добавил клик —
И идеи твои потускнели все.
Опустились в словесную чехарду,
Перекинули значимость — чур меня!
Стали успокоительное "иду"
Погонять или попросту прогонять.
Киноплёнка — эпоха. Один прогон.
Как умеешь наспех — так и лепи!
Человек рассеянный, твой вагон
Без колёс мотается по степи.
Отложить соломинку муравью?
Мухе слить надежду на комара?
Вот на этом месте тебе "адью!",
Хоть ещё не выплачен гонорар.
И пускай обесточены провода,
И руины духа не собрались,
Человек рождается иногда,
Если сам себе выдумал в этом смысл.
Шепчет дама безносая: "Налицо
Есть солидные поводы для УДО.
"Доживание" — мерзкенькое словцо,
И особенно эта приставка "до".
Не пора ли в ножны убрать клинки? "
Но опять озарение — нет, живой!
Каждым утром рождаются старики,
Прорывая бессмысленности конвой.
*****
И идеи – звук подвывает. В целом – здорово. В частности – длинновато для выражения данной мысли. Некоторые образы скорее растекаются мыслею по древу, чем ведут к кульминации и развязке. В концовке первая фраза про стариков – впечатляет, а последняя строка, на мой взгляд, провисает. Конвой какой-то вдруг… да с инверсией…
5-4
-------------
20. "Лето. Кухня. Телевизор"
Мы с тобой не расстанемся, друг мой сердешный,
Разбегаться нам поздно уже.
В телевизоре драки. На кухне черешня.
Выбирай, что тебе по душе!
В телевизоре ловят опасных шпионов
И ракеты идут на парад.
Только это пустяк для нормальных влюбленных,
Их глаза друг на друга глядят.
Чтобы искры в любимых глазах не потухли,
Чтобы счастьем дышала семья,
Я решила: пускать телевизор на кухню
Не позволю. Не сдамся. Нельзя!
*****
После шпионов запятая. Сложное предложение. Глаза два раза – повтор. По смыслу и образам, по исполнению – очень понравилось.
4-5
-------------
21. "Ненужные люди"
Суда-то и не было, всё было наспех и срочно:
с нами велели управиться за полдня.
Сверяли по спискам и ставили крестик в строчке.
Вязали руки, потом вели исполнять.
И мы заполняли собой пустоту траншеи,
в позорную смерть уложенные ничком.
Палачи не жалели уточек-серых-шеек,
не различали синих и белых воротничков.
Нас заровняли землёй, тяжёлой и влажной,
в нежном июне над нами взошла трава.
Страна прокляла нас, и было стране неважно -
виновны ли мы, или новый нарком кровав.
А потом случилась война, и нас не хватало -
в окопах, цехах, институтах, госпиталях.
Страна задыхалась, сражалась, и дым глотала.
А мы распадались без пользы в её полях.
А здесь нечего и сказать. Сильное.
5-5
Свидетельство о публикации №120110903100