Стихотворение месяца 91 - обзор Анонимного Арбитра

1. "Дайвинг"

Слежу за парой в глубине
И не решаюсь прыгнуть следом.
Зачем?
Я только пообедал.
Хотя...
Делов-то: прыг и...
Нет.

Здесь глубоко, но море – шик!
Нет ни волнения, ни ветра.
Нырну.
Хотя, зачем мне это?
Вернутся, скажут: не мужик.

А я в торец...
Они  в ответ...
И что докажешь мордобоем?
Мне надо прыгать.
Я спокоен,
считаю: раз, два, три-и...
Нет.

Сказать, что маюсь животом,
чего-то съел?
Все рыбу ели.
Так что я – трус на самом деле?
Всё, надо прыгать!
Нет, потом.

Звонок!
Жена?
Нет, мать её!
Мне будет утопиться проще,
чем говорить о чём-то с тёщей.
Решил – иду на дно.
Адьё!
--------------
Добротное такое ироничное стихотворение. Спасибо.
Я и сам задумался – так прыгать или нет?…
4/4
*****

2. "Австрия"

Золотом медового заката
И дурманом заливных полей,
Штруделя волшебным ароматом,
Переливом звучных: "Йо де лей"...
Цокотом копыт по тёмной штрассе...
Шёлком, что зовёт на Венский бал...
Бельведера силуэтом  ясным,
Рислингом, волнующим в бокал...
Белоснежным пиком взбитых сливок,
Что скрывает жар кофейных струй,
Пылко, но весьма благочестиво –
Австрия мне дарит поцелуй!
--------------
Да, уж… В благочестии европейцев сомневаться не приходится)
Всё стихотворение уложено в одно предложение, и, как мне кажется, никаких многоточий быть не должно.
4/4
*****

3. "Мечтатель"

Он мечтатель вправду пылкий:
в тёмной комнате улыбки,
секс с красивой незнакомкой,
охи-вздохи очень громко.
 
Бюст упругий на закате.
Тело жаркое в кровати.
Нет покоя общим чреслам.
Кот испуганно из кресла
 
смотрит в окна на кометы,
на далёкие планеты.
Наполняет страсть пространство.
Явь уходит в дымку транса.
--------------
- Бюст упругий на закате. – а на рассвете или в полдень упругость исчезает?
- Нет покоя общим чреслам. – «общие чресла» это что-то из области фантастики)
- Кот испуганно из кресла
смотрит в окна на кометы – при всём уважении к коту, смотреть он будет явно в одно окно.
3/2
*****

4. "Не вышло"

Этот город
в судорожной толпе,
захлебнулся,
тихо прося пощады.
Закипая,
хор "Марсельезу" пел -
город плакал
и заклинал "Не надо!"
 
Навалились
скопом, нагайки в ряд -
подавить и
выставить на колени
"Что, заветы
я написал не зря?" -
рассмеялся
на постаменте Ленин.
 
Маски против
шлемов, забрал, щитов.
Все плакаты
порваны водомётом.
В переулке
"ПАЗ"ик принять готов
тех, кто ропщет.
Тех, кому надо плёток.
 
Город плакал.
Очень хотел помочь.
Но не вышло -
не запереть ворота.
Опустела
площадь, шагая в ночь.
Больно. Стыдно.
Холодно отчего-то...
--------------
А что изменится, если записать традиционно?
Этот город в судорожной толпе,
захлебнулся, тихо прося пощады.
Закипая, хор "Марсельезу" пел -
город плакал и заклинал "Не надо!"

Навалились скопом, нагайки в ряд -
подавить и выставить на колени
"Что, заветы я написал не зря?" -
рассмеялся на постаменте Ленин.
 
Маски против шлемов, забрал, щитов.
Все плакаты порваны водомётом.
В переулке "ПАЗ"ик принять готов
тех, кто ропщет. Тех, кому надо плёток.
 
Город плакал. Очень хотел помочь.
Но не вышло - не запереть ворота.
Опустела площадь, шагая в ночь.
Больно. Стыдно. Холодно отчего-то...

Авторифмой, сверхсхемным ударением, подстрочным смыслом стихотворение не обременено. Нормальный, чёткий дольник (хорей вперемешку с дактилем). Так зачем мудрить? Правильно расставить паузы при чтении?

В смысловом отношении очень понравилось, спасибо.
4/5
*****

5. "Сожжённые мосты"

Снисхождения любви выпрашивать –
Для меня нехарактерно: с кражею
Я равняю милостыню. Ты –
Отраженье гаснущей звезды,
Что коснулось ледяного крошева.
Унижаясь, клянчить – что хорошего?
Но безумно жалко твой наив
Уничтожить, хрустко преломив.
 
Оживление былого – чудо, но
Пробуждение души бесчувственной
Не добавит счастья никому.
Одного никак я не пойму:
Неужели неподвижность мёртвая
Огневого чувства не испортила?..
Не желай могильной красоты –
Холодны' сожжённые мосты.
--------------
- … с кражею Я равняю милостыню. – уважаемый автор, вы серьёзно?
- Ты – Отраженье гаснущей звезды – простите, очень банально)
- …хрустко преломив – интересно, да)
- Пробуждение души бесчувственной
Не добавит счастья никому. - ??? это почему же? Пробуждение любой души – это благо, имхо.
- Неужели неподвижность мёртвая
Огневого чувства не испортила?..– очень неудачная фраза. Во-первых, непонятно что за «неподвижность мёртвая».
Во-вторых, правильнее – огненного чувства, а не огневого (не рубежи же)
В-третьих, мёртвая-испортила, не смотря на ёрт-орт не звучит. В дактилической рифме желательны и в оконцовке общие фонемы.
3/3
*****

6. " * * * "

Снегам — зима, похмелью — утро,
Прокуренному  спору — ночь.
Хоть поиск истины абсурд, но
Народ до истины охоч —
Когда под Хеннеси, Агдам ли,
Подвесив к потолку топор,
И альфа-мужики, и мямли
Хрипят натруженностью горл.
Как вспышка слева, вспышка справа
Искрят попытки доказать,
Лишая права быть неправым,
Стирает лица злой азарт,
Бессмысленно и беспощадно
Стучат стаканы по столу,
И слово истины прощально
Скользит в предутреннюю мглу.
Но кто-то, в форточку окурок
Движеньем точным запустив,
Посмотрит долгим взглядом в утро,
И вслед за словом улетит.
--------------
Это что-то из «Ты меня уважаешь?» )) Вспомнилась сцена с воблой из фильма «Москва слезам не верит».
Уважаемый автор, для меня осталась загадкой в смысловом отношении заключительная строка. Кто улетит-то?
4/4
*****

7. "Хроника одного убийства"

Пишу сие неведомо зачем.
Ну да, убил, и в том признался сразу!
Но прокурор, туды его в качель,
потребовал подробного рассказа.
***
Он полз к воде: вода давала жизнь.
Он ранен был, отравлен и контужен,
и голоден, но уповать на ужин
никак не мог.
Крутые рубежи
преодолел, и не попал на мины,
и кое-как добрался до ручья,
к живой воде.
Но там дежурил я,
вооружённый и неумолимый.
Не помешав ему войти в поток,
все шлюзы я открыл одновременно;
вода неслась, бурлила и гремела, –
добраться он до берега не смог.
Так и погиб.
Он был не то чтоб враг,
а просто – вреден.
Но соизмеримы ль
весь вред – и обречение на гибель,
хотя бы даже не за просто так?
Я действовал уверенно и смело,
но вот – исповедальная строка,
и то, что  о н – всего лишь...
таракан, –
нисколько не меняет сути дела.
--------------
Рассмешили, честное слово. Так мастерски перейти от трагедии к комедии! Браво, автор.
5/5+
*****

8. "Верую"

Верую в Бога и в небо дождливо-серое,
Верую в бурю, что треплет мои суда,
В бездну морскую, что смотрит мне в душу, верую,
Но без надежды смотрю я, как смертник, вдаль.
 
Как обрести бы терпенье и в бурю выстоять,
Чтобы не стал я добычей лихих акул,
Чтобы приплыл к берегам сокровенной истины
И отыскал негасимый горящий куст?..
 
Верую в радугу радости после шторма и
тихо молюсь я ходившему по воде,
Чтобы мои паруса хорошо заштопал он,
Путь указал и улыбкой украсил день.
________________________________
Горящий куст (Неопалимая купина) — горящий, но не сгорающий терновый куст,
в котором Бог явился Моисею.
--------------
- Верую в Бога и в небо дождливо-серое – по семантике для меня никак в одну строчку не укладывается. Веровать можно во что угодно, но вы, уважаемый автор, поставили на одну ступеньку Бога и пейзажный мазок.
- шторма и – заштопал он – не прозвучало! Писал № 5, повторюсь: в дактилической рифме, а тем более в составной, желательны и в оконцовке общие фонемы.
Интересная, звучная ритмика, что порадовало) Уважаю логаэд.
4/4
*****

9. "Качнётся"

         «…Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево.»
                И. Бродский
 
Снова в воздухе пламя лета
Угасающей нежной тенью,
Не ищи впопыхах ответов
Под набрякшей осенней сенью.
Был весенний портной искусен,
Только ткань порвалась на части...
Просто осень - пространство грусти
Вслед за летним порывом страсти.
Синевой небосвод надлесен,
Листопад - конфетти бумажным.
Просто осень - пространство песен,
Наболевших о самом важном.
Не подглядывай за грядущим
На тоскливое дно колодца.
Влево-вправо... А может лучше -
Снизу вверх наша жизнь качнётся?
--------------
Угасающая тень пламени - для меня прозвучало сомнительно)
А в остальном – очень даже хорошо! И ритмически красиво)
5/5
*****

10. "Недо..."

Недостучаться в холодное сердце,
Недообняться с когда-то ушедшим.
Недопроститься мне с произошедшим,
Недолюбиться закрыты все дверцы.
 
Недовозможности, недоответы,
Недосказания, недосюжеты.
Недосдержали мы недообеты,
Недопечалью теперь лишь согреты.
 
Сколько же, недо-то... недопонятий,
Как недоделан-то я, недотянут.
Жаль, недоправдою я дообманут
И не до истины, не до принятий.
--------------
Интересный контраст, противопоставление в последних двух строчках.
- ушедшим-произошедшим – однокоренные слова)
4/4
*****

11. "Снова снег..."

Снова снег, как будто и не таял,
Словно я зимой закрыл глаза.
Придремал, а крики белых чаек
Мне приснились. Летняя гроза,
Где-то там, во сне прогрохотала,
Отшумел на старицах камыш,
Даль полей лоскутным одеялом,
Да заплатки разноцветных крыш
Посреди ухоженных деревьев,
Вдоль дорожек ароматных роз
С запахом фруктовой карамели
И жужжаньем полосатых ос.
 
Снова снег, а было так чудесно!
Тёплый бриз, пушистая трава.
Показалось я, чуть-чуть воскреснул
И от счастья кругом голова.
Летний сон сменился листопадом
И колосья золотистой ржи
Опустились дивной колоннадой
До стерни непаханой межи.
Вот вошёл в закат багрово-красный
Лебединый кликающий клин...
Господи, да как же здесь прекрасно -
Летний сон и предосенний сплин.
 
Снова снег... А может это правда -
Жизнь не жизнь, а просто сладкий сон?
Или я, один из миллиарда,
Думаю немного не о том?
--------------
Чудесное стихотворение! Художественность зашкаливает. СПАСИБО, автор.
5/5++
Вот тут желателен воскл. знак: Господи, да как же здесь прекрасно - Летний сон и предосенний сплин!
*****

12. "Хэллоуин в полнолунье"
 
Полнолунье. Хэллоуин. Дивная ночь.
За окошком в сиянии звездном
ветер гонит унылую армию прочь
туч небесных жестоко и грозно…
 
Разогнал. И светло под огромной луной:
ясно видно, как всякая нечисть
пролетает, спешит праздник сказочный свой
дикой оргией встретить на Млечном*.
 
Загляделся на ночь. И подумалось мне:
"Хорошо бы слетать вместе с ними!
Отогреть душу грустную в адском огне,-
ведь замёрзла в тоске и унынье".
 
В ступе Баба-Яга, рой вертлявых чертей,
Водяной средь русалок и Леший...
Вдруг неясная тень в свете лунных лучей
запорхнула в окно. Я опешил.
 
И не тень, а красотка: вся жизни полна,
в складках платья – роскошное тело,
а в глазах огоньки, что пьянят без вина.
Сон? Евтерпа ко мне прилетела!
 
В полнолунье свершатся любые мечты,
если веришь в планиду и чудо;
если сердцем романтик, и мысли чисты,
а стихи не загружены флудом**.
 
Обняла меня муза, сказала: "Летим!
Покажу высоту, звёзды, вечность..."
В небесах встретил с музой я Хэллоуин.
Никогда не забыть эту встречу.
---------------
* Млечный путь — это название нашей Галактики. В ней находится Солнце и окружающие его планеты, а помимо него — ещё 200 миллиардов других звёзд.
** флуд - болтовня, словесный мусор, трёп
--------------
- в складках платья – роскошное тело – получилось, что складки платья первичны, а тело вторично)
- Обняла меня муза, сказала: "Летим! – мЕня выстрелило)
А тем более, что в третьей строке снова «с музой». Зачем повторы? Легко можно поправить, например,
Нежно за руку тронув, сказала: "Летим!..
4/4

*****

13.  "Председатель" (саркастическое)

Во времена, когда за нами следом
крадётся невидимкою чума,
пренебрегите дружеским обедом
и наглухо заприте вход в дома.

Уединитесь, как велит правитель:
"На свежий воздух носа не совать!"
Чумных растяжек гибельные нити
сулят болезнь и смертную кровать.

На карантине Пушкина читаю.
В чумное время бесшабашный пир
срывал покровы с помыслов, что втайне
хранили те, кто покидает мир.

Во мне сидит незримый Председатель,
подзуживая в яростных словах:
"Без риска жизнь полна тоски, приятель.
Пируй в чуму, рискуя в пух и прах!"

Тайком я сам хотел такую долю:
в пиру разгульном встретить смертный час.
Пора пришла, ступай на пир раздольный!
Да на раздолье силы не припас...
--------------
- Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, - продолжал артист, - какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться (в другой мир) под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями? (М.И. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
Сарказма не услышал, иронию – да.
4/4

*****

14. "В пламени свечи"

Прозрачней лес, а небо всё плотнее,
Как серая в разводах простыня.
И время никого не пожалеет –
Ни яблонь, ни рябину, ни меня.
Октябрь деревья раздевает донага,
Добавит волосам седые пряди,
И каждая минута дорога
Щемящей грусти.
Сердце, Бога ради,
Стучи, но не расстраивайся зря,
Унылую картину наблюдая.
Проглянет луч из тучи октября
И яблок щечки алым заиграют.
И вспыхнут ярким пламенем свечи
Роскошные серёжки дождевые!
А сердце беспокойнее стучит,
Вбирая день осенней литургии.
--------------
Хорошее стихотворение. Тем обиднее, что скакнула рифмовка с жмжм на мжмж. Начало стихотворения всегда настраивает на определённый ритм, а эта смена… Ну, не знаю, не по мне.

Конструкция, не беру во внимание смысл:

Как серая в разводах простыня,
Прозрачней лес, а небо всё плотнее.
Ни яблонь, ни рябину, ни меня,
Да - время никого не пожалеет.

Октябрь деревья раздевает донага,
Добавит волосам седые пряди,
И каждая минута дорога
Щемящей грусти. Сердце, Бога ради… и т.д.
Может как-то так?
4/4
*****

15. "Да"

Мне говорят: "Ты что, очень умный?"
Да! Я знаю законы Киргофа.
В моей голове есть ток и напряжение.
Вот только не надо вздыхать и охать,
человек не может прожить без движения.
Когда уйду, поставьте мне памятник,
из мрамора, естественно.
У меня в голове неидейное месиво.
У меня в голове Пастернак, Есенин, Бродский.
И ещё кто-то,
возможно – Лаэрт Добровольский.
Мне плевать на ваши сомнения:
идите лесом, идите боком.
Обсуждаю Сталина, Рузвельта, Ленина...
Не трогаю только Христа и Мохаммеда
Пророка.
Боюсь, что меня не поймут,
Но я знаю законы Киргофа.
А таких, как я, совсем не пруд.
Так, небольшая лужа –
мелкая, но с подвохом.
Постарайтесь не нырять,
Можете повредить голову.
А голова это кладь!
Тут не поможет олово,
не поможет золото и даже летящий свинец.
А что Киргоф?
Киргоф молодец.
Жизнь продолжается,
никто не знает, когда наступит конец.
--------------
Вольный стих. Акцентный. Не очень умело, (сорри, автор) но интересно.
4/4
*****

16. "Октябрь"
 
Октябрь надменен, важен и богат:
Шелковый фрак и в бриллиантах гарда,
Тяжёлая мошна всегда туга...
Но пагубную страсть имеет -  карты.
 
Когда в ночном лесу густела тьма,
Садился за сукно, улыбку выткав,
Вертел в руках монету - талисман
И обирал соперника до нитки.
 
Полушки не прощая должникам,
Не оставлял в дому ни корки прелой...
И алчность, словно яд, исподтишка,
Безжалостно дыру в душе разъела.
 
И не было бы равного ему,
Но не дал, видно, бог достичь предела...
Стекла звезда в небесную сурьму,
Когда она за стол его подсела.
 
- Молва дурная ходит неспроста,
Что шулер ты особого пошиба.
Старик монету для игры достал,
Но талисман из рук внезапно выпал.
 
Он проиграл от замка до плаща
И от смешных потуг стал медно-красным.
Не попросил прощений и пощад,
В последний раз бросая карты страстно.
 
Шкатулку проиграл, где клин дождей, -
Совсем ручных, нескладно - долговязых.
Старик Октябрь отчаянно седел,
И проиграл, вконец, под утро разум.
 
Безумный взгляд и голос с хрипотцой...
Дряхлел старик, грозясь скатиться оземь:
- Скажи мне имя, - выдохнул в лицо.
Она шепнула, исчезая:
- Осень.
--------------
Красивое стихотворение, художественное, но вопросов – пруд пруди)
Почему октябрь (сын самой осени, так скажем) умер «у неё на руках», не зная имя «матери»? И почему она шепнула, исчезая? Или ноябрь уже не осень?
Кого до нитки обирал октябрь? Каких соперников?
Третья строфа – вообще загадка для меня.
5/3
*****

17. "О зиме"

Вспоминаю зиму – каждый рассвет
Был особенным в течение лет:
На пурпурном покрывале зари
Расцветали декабри, январи,
Феврали стучались яростно в дом,
И буянила метель за окном.
Свежий снег, струясь с седых облаков,
Разлетался по земле далеко.
Лед на крышах отливал голубым,
Из трубы котельной шел серый дым;
Было радостно морозом дышать,
От волненья замирала душа...
--------------
Не обижайтесь, автор, но ничего нового. Хоть бы одну какую-нибудь изюминку… Зима была, есть и будет вот именно такой. Всегда.
2/2
*****

18. "Перекрёсток"

И я бывал на перекрёстке этом.
Там людно так, что некуда шагнуть.
Народ толпится и зимой, и летом,
И каждый ищет свой особый путь.
 
Хотя слегка пугает указатель
(как в старой сказке про богатыря):
Пойдёшь налево - общий знаменатель,
Пойдёшь направо - жизнь загубишь зря.
 
А если прямо - там вопросов много:
Куда идти, назад или вперёд?
И где она, та верная дорога,
Никто не скажет и не намекнёт.
 
Я выбрал влево, в знаменатель общий,
Чтоб быть как все, идти к плечу плечом.
Прошли года, душа, конечно, ропщет,
Что жизнь за зря и песня ни о чём.
 
Да пусть судачат, пусть собака лает,
Что что-то в жизни не сумел, не смог.
А кто, скажи, на сто процентов знает,
Какую нужно выбрать из дорог?
--------------
Философские размышления на тему жизненного пути. И – ничего нового на услышал, увы.
- Зазря - пишется слитно.
- КудА идтИ, назАд илИ вперЁд? – ямб, однако.
3/3
*****

19. "Смысл"

Человек умирает чуть-чуть, когда
Болт и гайка фантазий не собрались,
У любви обесточены провода,
Да и всё остальное теряет смысл.

Поначалу в детстве он был велик —
Пирожок в песочнице, бант в косе...
А потом кто-то мышкой добавил клик —
И идеи твои потускнели все.

Опустились в словесную чехарду,
Перекинули значимость — чур меня!
Стали успокоительное "иду"
Погонять или попросту прогонять.

Киноплёнка — эпоха. Один прогон.
Как умеешь наспех — так и лепи!
Человек рассеянный, твой вагон
Без колёс мотается по степи.

Отложить соломинку муравью?
Мухе слить надежду на комара?
Вот на этом месте тебе "адью!",
Хоть ещё не выплачен гонорар.

И пускай обесточены провода,
И руины духа не собрались,
Человек рождается иногда,
Если сам себе выдумал в этом смысл.

Шепчет дама безносая: "Налицо
Есть солидные поводы для УДО.
"Доживание" — мерзкенькое словцо,
И особенно эта приставка "до".

Не пора ли в ножны убрать клинки? "
Но опять озарение — нет, живой!
Каждым утром рождаются старики,
Прорывая бессмысленности конвой.
-----------
- Болт и гайка фантазий не собрались – у множества фантазий один болт с гайкой? Болт и гайка фантазиИ, либо болтЫ и гайкИ фантазий.
- Первое предложение (строфа) выстроены нелогично.
У любви обесточены провода,
ПОЭТОМУ всё остальное теряет смысл.
- Человек рождается иногда,
Если сам себе выдумал в этом смысл. – ну что это? Зачем такой ритмический сбой?
Можно легко поправить, например: Человек рождается иногда, Если сам себе напридумал смысл.
Хорошее стихотворение! Много интересных образов и мыслей. Надо довести до ума, уважаемый автор)
4/4 (авансом)
*****

20. "Лето. Кухня. Телевизор"

Мы с тобой не расстанемся, друг мой сердешный,
Разбегаться нам поздно уже.
В телевизоре драки. На кухне черешня.
Выбирай, что тебе по душе!

В телевизоре ловят опасных шпионов
И ракеты идут на парад.
Только это пустяк для нормальных влюбленных,
Их глаза друг на друга глядят.

Чтобы искры в любимых глазах не потухли,
Чтобы счастьем дышала семья,
Я решила: пускать телевизор на кухню
Не позволю. Не сдамся. Нельзя!
-----------
Простенько, но со вкусом.
5/4
*****

21. "Ненужные люди"

Суда-то и не было, всё было наспех и срочно:
с нами велели управиться за полдня.
Сверяли по спискам и ставили крестик в строчке.
Вязали руки, потом вели исполнять.

И мы заполняли собой пустоту траншеи,
в позорную смерть уложенные ничком.
Палачи не жалели уточек-серых-шеек,
не различали синих и белых воротничков.

Нас заровняли землёй, тяжёлой и влажной,
в нежном июне над нами взошла трава.
Страна прокляла нас, и было стране неважно -
виновны ли мы, или новый нарком кровав.

А потом случилась война, и нас не хватало -
в окопах, цехах, институтах, госпиталях.
Страна задыхалась, сражалась, и дым глотала.
А мы распадались без пользы в её полях.
-----------
Горькая правда жизни. Проникся.
5/5


Рецензии
Благодарность от № 7!

Андрей Данкеев   10.11.2020 17:37     Заявить о нарушении