Апрель

Течет в тишину
С неба рваный апрель.
Город спит.
Город пуст.
Город нем.

И дрожит мокрый воздух
В огне фонарей.
Ночью редкий автобус.
Полутемный автобус.
Прошуршит по воде.

И увидятся в этой
Полуночной мгле
Мне знакомые двое,
Одинокие двое,
На границе былого,
На той стороне.

И услышится слово
В пустой тишине.
Оброненное тихо,
И умершее тихо,
Между «может» и «нет»,
Талым льдом по весне.

Каплет с крыши
На землю рваный апрель…..
Звук шагов дальше, тише
Растаял совсем.
Чернота стылых луж
У потухших витрин
Город спит.
Город пуст.
Город нем.


Рецензии
Сочетание городской лирики с личными переживаниями, делают жанр удивительно емким. Где персонаж, лирический герой, носит в себе целый город. В композиционном смысле архитектоника стиха, его кольцевание с анафорическим повтором — очень цепко и прочно держат почти эфемерный каркас переживаний.

Эмоция, спрятанная в усилении отчужденности "спит", "пуст", "нем" закрывает город от чужих сознаний (спит), взглядов (пуст) и восприятий (нем). В такой крепости лирический герой собственного рубикона "может"/"нет" выглядит двояко, как участник событий и его зритель. Показалось, что этот город - память. И герой смотрит на картинку из собственного прошлого. Глубокий троп с внутренней конфронтацией по смыслу "одинокие двое" эту догадку усиливают.

Странное одно, вот по смыслу и логике выражение "прошуршит по воде" никак не подходит. Не шуршит вода. Но почему-то убирать его не хочется.

Кшесинская Деметра   14.11.2020 21:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Деметра. Благодарю за детальный разбор «Апреля». Конечно, когда я писал, то не думал о «композиционном смысле архитектоники стиха, его кольцевание с анафорическим повтором».
Я шел ночью. Лет сорок назад с гаком, под моросью. Знаете, когда не дождь и не туман. По пустым «вымершим» питерским улицам. Толи проспектом Шверника, толи Институтским.
Холодный март закончился, а весна так и не пришла. И апрель - болезненный, рваный – не тепло, но и не зима. Течет себе с крыш и низкого питерского неба.
Тогда, не как сейчас, витрины и рекламы тушили. Черные лужи и асфальт под ними. Тихо – Тихо. Только звук собственных шагов, то по мокрому асфальту, а то и по шуге в растаявшей, нет полузастывшей луже и капель с крыш.
Город спит. Город пуст. Город нем.
Потом под северным небом вспомнились эти давнишние строчки. Вспомнилось, что рвалось не только в природе, но и рвалась связь, у тех, «двоих, что на той стороне», что рвалось их время, сближая и разлучая их, окончательно запутав и разрушив отношения. Вспомнилось и написалось. Как чувствовал, как подсказывал внутренний камертон.
"Прошуршит по воде".
Тогда, в тишине проехал темный сарай автобуса «ЛИАЗ» он, именно шуршал по воде талых луж, заполненных шугой – остатками льда и серого снега. Вот интересно если бы не было стиха, помнил ли я об этом автобусе. А так - помню, вижу и слышу.
Спасибо. Тронут. С уважением, А. Ибрагимов.

Анвар Ибрагимов   15.11.2020 00:37   Заявить о нарушении
Автор и не должен слишком задумываться над композицией, это удел критиков и литературоведов. У Вас память эйдетическая, почти детская осталась. Хорошее чувство речевого стиля, слова наполненные, не пустые...Оттого и тронуло воспоминание. И проза у Вас насыщенная, визуально видно все, что пережито, неосвещенные улицы, старый автобус, и с водой стало понятно, даже замерзшая, она остается водой, и только иногда - льдом. Спасибо за уточнение.

Кшесинская Деметра   15.11.2020 11:08   Заявить о нарушении