Баллада о холоде

        "Забудет ли женщина грудное дитя свое,
         чтобы не пожалеть сына чрева своего?
         Но если бы и она забыла,
         то Я не забуду тебя" (Библия. Исайя 49:15).
        ________________________________


Сгущались мрачно сумерки за лесом,
Тревожно ветер стих.
С желанием остаться неизвестной
Мелькнула тень туда, где было тесно
Среди домов чужих.
Шуршали тихо клёны за оградой
Пожухлою листвой.
Легко ль терять? Слух режет слово "надо".
Остаться в холод голыми досадно.
Приди же, снег, прикрой!

К стене прижалась жалкая фигура
И вышла из тени,
И, пальцами с кровавым  маникюром
Сжимая свёрток, вымолвила: «Дура…
Сыночек мой, прости».
Живой комочек нервно опустила –
В картонку-колыбель. 
И прочь пошла, спеша, что было силы,
С желанием одним, невыносимым,
Свободной стать теперь.

Явился холод-Молох господином –
Дар в жертву принесли.
Ему порок блудниц, простолюдинов
Знаком давно – души возжаждал сына
В осенний нудный сплин.
Дышал младенец сладко безмятежно,
Не ведая беды,
Которая подкралась в тьме кромешной:
Глаза сверкнули, лунные, в дальнейшем
Развитии судьбы.

И крик раздался, полночь раздирая,
Как мясо на куски.
Проснулись люди. Шумно выбегая,
Увидели – картина непростая...
К развязке мы близки:
На мягком свёртке кошка распласталась.
На помощь всех звала.
Казалось ей, тепла младенцу мало,
Которое она ему давала
Средь сырости и зла.

Беременную кошку приютили.
Теперь она – герой.
Ребёнка тоже взяли, полюбили.
Расти, сынок, понадобятся силы
Для жизни непростой.
_______________________________

Основано на реальных событиях в Подмосковье, п. Обнинское.

Написано на конкурс "Метаморфозы жанра - Баллада" http://stihi.ru/2020/11/03/5396
По итогам - 1 место http://stihi.ru/2020/12/07/8348

Иллюстрация: Разбейков Александр ( Украина, Киев) Компьютерная графика, смешанная техника


Рецензии
Хорошо-то хорошо... "да не очень". (Давайте договоримся: вы можете удалить мой отзыв по прочтении - но вначале все-таки прочитайте). Я не буду касаться таких "полурифм", как тенИ-прости, простолюдинов-стильным и пр. Но сам язык этого текста, построение предложений - Аринаааа!.. Ну это что-то совсем неудобоваримое!.. Читатель во мне воет, стонет и рыдает. "Лунные глаза сверкнули в дальнейшем развитии судьбы", "порок блудниц казался холоду стильным в осенний сплин"... простите, но это какой-то генератор случайных слов. Почти без связи между ними. "Раздирая на рваные куски" - ну не на аккуратные же! "Коза кричала нечеловеческим голосом". Раздирать - это УЖЕ рвать. На куски. Остальное - плеоназм. "Телом распласталась" - а чем еще можно распластаться? Не мыслями же, не душой... Распластаться - слово, само по себе означающее положение ТЕЛА, а не чего-то еще! "Как могла, она ему давала..." - если такую фразу вырвет из контекста какой-нибудь местный поручик Ржевский, пошлости не оберешься. И это еще далеко не всё...

Я понимаю - после такого отзыва вам меня убить захочется. Но, поверьте, мне при чтении этого текста тоже было обидно - за русский язык, который так немилосердно коверкают. Вы скажете, что пишете "для себя"? Не поверю. Вы свои стихи выкладываете на сайт и выставляете на конкурс. Чтобы их ЧИТАЛИ. Но тогда сделайте их хотя бы более-менее читабельными!..

А если не верите мне - поверьте другому автору и редактору со стажем (хотя я вообще-то тоже таковым являюсь):

"Быть может, вы этого не знаете, но грязные тексты сердят грамотных людей. Человек с хорошим литературным вкусом не станет читать автора, в сочинениях которого изломан синтаксис, испорчена фразеология, а запятые вклинились между подлежащим и сказуемым.
Не пишите так, как пишут другие. Не повторяйте распространённых ляпов и ошибок, не тиражируйте безграмотность. Так вы направляете зло не только на других, но и на себя. Умный человек будет судить о вашем тексте не только по содержанию, но и по грамотности." (Олег Чувакин)
Ссылка на его сайт есть на моей страничке - в самом низу. Рекомендую.

Татьяна Воронова 6   04.12.2020 00:38     Заявить о нарушении
Спасибо за критику.

Шик Арина   04.12.2020 10:42   Заявить о нарушении
А теперь конкретно и без эмоций с двух сторон:

1)"Лунные глаза сверкнули в дальнейшем развитии судьбы" - здесь я не понимаю, что нарушено: логика, ещё что-то?

2)"порок блудниц казался холоду стильным в осенний сплин" - генератор случайных слов? Отнюдь...
Приведу полностью предложение, непростое на восприятие:

Ему порок блудниц, простолюдинов знаком веками и казался стильным в осенний стылый сплин.
(холоду-молоху), здесь аллюзия на древнее божество Молоха, которому приносились в жертву живые дети, кажется, уместным, учитывая, что ребёнок мог умереть холодной осенней ночью так и не дождавшись сердобольных людей.. И горькая ирония насчёт стиля образа действия и способа, как ему преподносят сию дань - вполне уместна тоже, как мне показалось, как художественное средство передачи чувств и отношения к происходящему.
Поэтому, связь есть. Просто надо её увидеть, зная историю.

3)"Раздирая на рваные куски" - ну не на аккуратные же! Раздирать - это УЖЕ рвать. На куски. Остальное - плеоназм.
Здесь я цитирую:
"В литературе плеоназм относят к фигурам речи (фигурам прибавления). Здесь плеоназм не ухудшает речь, а наоборот, придаёт ей новые грани, оттенки и выполняет другие важные функции. (Например,)
Плеоназмы обнаруживаются и в лирике. Вот начальные строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Смотри, как на речном просторе…»:

Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.

Здесь плеоназм проявляется в сочетании слов «вслед» и «за льдиной льдина». Из последнего словосочетания проистекает, что предметы движутся друг за другом, то есть вслед, поэтому это слово излишне. Однако использование этой фигуры подчёркивает непрерывность движения, чем усиливает впечатление от образа.

Целое стихотворение современной русской поэтессы Зои Евсеевны Эзрохи построено на повторении слов, имеющих одно и то же значение. Приведём его отрывок:

Пусть химик видит фтор и стронций
Тебе же – истина видна:
Какое солнечное солнце!
Какая лунная луна!

Среди полян, машин и башен
Броди восторженно один
И бормочи: «Как дом домашен!
Как дождь дождлив! Как зверь зверин!

Как ум умён, как дело дельно,
Как страшен страх, как тьма темна!
Как жизнь жива! Как смерть смертельна!
Как юность юная юна!»

«Повторение».

С помощью плеоназмов автор обыгрывает двойственность описываемых явлений: с одной стороны, они обладают некоторыми свойствами, существуют сами по себе. А с другой – именно эти свойства оказывают воздействие на человеческую душу, заставляя её острее чувствовать особенности всех окружающих вещей.

Таким образом, мы видим, что далеко не всегда плеоназм можно считать ошибкой. Применяемая в художественной речи, эта фигура способна придать ей динамичность, комичность, убедительность, напевность и выразительность."

В данном критикуемом тексте ЕСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, ПРИНИМАЮЩАЯ НЕКУЮ НЕОБЫЧНУЮ ФОРМУ - она выходит за грани. Об этом хочется кричать вместе с кошкой, выть не по человечьи!!! И потому сие сделано утрированно, дабы разрыть уголки человеческой души, чтобы докопаться до понимания, что так нельзя! Ни бросать детей, ни убивать! Ни при обортах, ни как-то иначе)))

4) "Телом распласталась" - а чем еще можно распластаться? Не мыслями же, не душой... Распластаться - слово, само по себе означающее положение ТЕЛА, а не чего-то еще!
Хорошо, здесь соглашусь. Легко исправить, например так:

На свёртке мягком кошка распласталась. (но после окончания голосования)

5) "Как могла, она ему давала..."- если такую фразу вырвет из контекста какой-нибудь местный поручик Ржевский, пошлости не оберешься. И это еще далеко не всё...

Если после всего написанного перед этим Вам захочется думать о пошлости - это Ваше дело. Я даже и представить себе не могла такого прочтения! Но учту на будущее, что кто-то может что-то вырвать и понять не так. Например, что кошка младенцу могла давать что-то ещё, кроме тепла! О! Ужас! "О, времена, о нравы!"
____________
Спасибо! Было очень познавательно и впечатлительно. Остальное, включая поучительное обобщение, думаю, лишнее. Над ляпами работают, исправляя тексты. Публикуют произведения не ради лайков, но и ради критики, которая желательна, а вот эмоциональные выводы о творчестве и компетентности кого либо - это может быть обидным. Но я не из обидчивых. Поэтому, с благодарностью и уважением к Вам, Татьяна. Надеюсь на взаимность, но в дальнейшем, как я поняла, с Вашей стороны. Бывает...

Шик Арина   04.12.2020 11:46   Заявить о нарушении
Арина, о какой взаимности вы говорите? Мы же не Ромео и Джульетта:). Речь о тексте и только о тексте, а не о вас или обо мне как о личности.
П.1 - нарушено все: и лексическая сочетаемость, и грамматическая, и смысловая. Просто нескладица, извините уж за резкий эпитет.
П.2: плеоназм - это выражение с избыточным смыслом. "Сгорбился всей спиной", "коренной абориген", "нежданный сюрприз" и пр. В цитате из Тютчева - этого просто нет. Плеонастическое выражение как художественный приём и плеоназм как лексическая ошибка - это разные вещи. Все равно что рваные джинсы как примета стиля - и дырка на колготках.
В целом же - впечатление такое, будто автору (именно в этом тексте) изменила даже не грамотность, а - чувство языка. Языковой слух, если можно так выразиться. Если вам скажут, что вы поёте и фальшивите, - Вы же не станете обижаться.

Татьяна Воронова 6   04.12.2020 12:11   Заявить о нарушении
Маленькое добавление: слово "аборт" начинается не с буквы "о". Стильный = одетый со вкусом. Снова несочетаемость понятий. Дань (=оброк, откуп) и жертва - это немного разные понятия, особенно если образ отсылает к древним обычаям. Если не верите - уточните по словарю. А лучше по нескольким.

Татьяна Воронова 6   04.12.2020 12:17   Заявить о нарушении
Спасибо за добавления... подумаю... Аборт - описка...

Почему бы не перейти к рифмам?

Шик Арина   04.12.2020 12:26   Заявить о нарушении
Думаю, с рифмами вы разберётесь и без меня:).

Татьяна Воронова 6   04.12.2020 12:29   Заявить о нарушении
Нет, это вы без меня НЕ разберётесь. Сказав "Гоп!" надо "Перепрыгнуть":

лЕСОм - ТЕСНО - неизвЕСТНОй (полный набор рифм с вклинением, усечением и йотированием.
стИХ - чужИХ - (разнородность, разные части речи)

за ОгрАДОй - словО "НАДО" - дОсАДНО - (йотированная, с вклинением и перестановочная)
ЛИствОЙ - пРИкрОЙ (разнородная, Р-Л сонорные)

фИГУРА - манИКЮРОм - дУРА… (есть надстроечная)
иЗ ТенИ - проСТИ (перестановочная рифма в доударной части. Разве не звучит?)

ОпуСтИЛа – БылО СИЛЫ - невынОСИМЫм (Н-М-Л сонорные. Надстроечная, с вклинением...)
колыБЕЛЬ - теПЕРЬ (Л-Р сонорные)

гоСпОДИНОМ –проСТОЛюДИНОв-СТИЛьНЫМ
ПринеСЛИ - СПЛИн. (надстроечная)

беЗмяТЕЖНо - ЗдЕШНиМ - ДальнЕйШеМ
БеДЫ - суДьбЫ (рифма с вклинением и перестановкой в доударной части)

поЛНОчь РаЗДИрАЯ - ШуМНО выбЕгАЯ- НЕпРоСТАЯ
куСКИ- блиЗКИ

расплаСТАЛАсь - млаДенцУ МАЛО - еМУ ДавАЛА
ЗваЛА - ЗЛА

ПРиЮтИЛИ - ПоЛЮбИЛИ - сИЛЫ
гЕРОЙ - нЕпРостОЙ
__________________
Это ещё не учитывая все аллитерации в строке...
Теперь Вам легко будет сказать, какая из 18 рифм Вас не устраивает. И не звучит, конечно... Очень интересно.

Шик Арина   04.12.2020 13:08   Заявить о нарушении
Из тени - прости, судьбы - беды... нет, не звучит. Режет слух. Плюс слишком много глагольных рифм. Которые общее восприятие текста в данном случае несколько "обедняют". Слишком простые рифмы не очень "склеиваются" с той образной экспрессией, которую вы поставили во главу угла. Ну, понимаете... как платье из дорогого бутика - и туфли, купленные в магазине "Все по 500 рублей".

Татьяна Воронова 6   04.12.2020 13:43   Заявить о нарушении
4 глагольные рифмы в сочетании в тройках рифм с другими частями речи? Ну, уж извините. "по 500 рублей" говорите? О, это мне начинает нравиться! Этакий задор!

Шик Арина   04.12.2020 14:00   Заявить о нарушении
Кстати, насчёт "дани" - изменю на "дар".
Дар в жертву принесли. (не обратила внимание на разницу в значении. Дань - это несколько другое) Спасибо, что обратили внимание. Не часто эти слова используем.

Шик Арина   05.12.2020 01:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.