При приближении к Церкви усиливается твоё бытие

Дело в том, что существование Церкви более реально, чем существование тебя и меня. В критические минуты жизни это ощущается. Но зачем обязательно ждать этих критических минут? Неужели нельзя более мирно и тихо общаться с Богом, не вынуждая Его попускать суровые меры, чтобы мы, наконец, прислушались к Его тихому голосу? Если угодно, есть Церковь, нас нет. Мы существуем как члены Церкви. Если мы этого не понимаем, мы паразитируем на Церкви, на чувстве собственного существования. Чувство собственного бытия есть принадлежность Церкви. Нам это чувство не принадлежит. Ты есть только потому, что тебя питает Церковь. Если она прекратит тебя питать, ты опустишься на дно адово, с полной иллюзией небытия. То есть произойдёт что-то в этом роде. Напротив, при приближении к Церкви усиливается твоё бытие, ибо ты приближаешься к своему Источнику. Поэтому так важны все эти молитвы, службы, каноны и акафисты, священники и таинства, благословения, чтение житий, знание Писания и всё, что связано с Церковью. Пока ты видишь это извне, ты испытываешь отторжение, потому что всё внешнее – чужое, и пока ты не познал изнутри, дьявол клевещет на всё: на человека, на Бога и на Церковь. Всё надо постигать изнутри. А изнутри во всех этих церковных формах подаётся благодать Божия, которая тебя спасает и животворит. И ты приобретаешь колоссальное богатство, когда делаешь частью своей жизни церковные богослужения, исповедь и причастие, святую воду и просфоры, артос и священническое благословение, поклоны и крестное знамение, церковные молитвы (сочинённые святыми людьми, которые знали, как нужно молиться, чтобы молитва была сильна и действенна) и почитание святых, в первую очередь Матери Божией. Я бы сказал, что изнутри это всё – благословенная прохлада, таинственная радость, надежда, тихое спасение, преображающее тебя и твою жизнь. Только в Церкви ты и становишься собою. Происходит это всё не вдруг, как правило, очень постепенно, и исключительно свободно, это закон. «Милости хочу, а не жертвы». Бог открывается любящему сердцу. И свободная воля ещё и испытывается, действительно ли человек желает войти в Церковь, или он ошибся дверью. Я сознаю, что без ответного движения все мои слова останутся бессильными, но они не останутся бессмысленными и рано или поздно дадут свои всходы и плоды. 3 июня 2002 года (из письма отцу)

https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/


Рецензии