О вере, веротерпимости и свободе слова
Если человек во что-то или в кого-то верит, то, вообще говоря, это его личное дело до той поры, пока во имя этой веры он не начинает совершать насилие.
Но если вера оформляется в политический институт, претендующий на монополию в идеологии, то тогда дискуссии в рамках общепринятых приличий и законов вполне уместны. А иногда приходится и власть употребить, чтобы избежать кровопролития — ведь вера вере рознь: многие нацисты тоже верили в свою расовую исключительность, которой оправдывали всё в отношении остальных. Хотя подавалось их «учение» под якобы научным и эзотерическим соусом, замешанном на чувстве социальной справедливости.
С искусством сложнее. У разных народов разные традиции, у разных людей и групп разные представления о том, что допустимо, а что категорически не приемлемо. Поэтому умные люди стараются на рожон не лезть, особенно во время магнитных бурь, приводящих к повышенной возбудимости.
Когда мы читаем текст или смотрим на изображение, мы зачастую видим не то, что имел в виду автор, а то, что восприняли сами в соответствии с собственными взглядами, чувствами и эмоциями, порой сиюминутными.
Самое трудное — попытаться встать на позицию другого, когда она далека от собственной, и увидеть мир глазами этого человека. Понять не значит принять. Но даже не полное понимание — это путь по крайней мере к мирному сосуществованию. Только беда в том, что толерантность подразумевает достаточно высокий уровень культуры и эмпатии (способности к сочувствию) со стороны всех участников потенциального конфликта. А с этим дело сейчас обстоит в мире не самым лучшим образом. Поэтому предпочтительно в ряде случаев промолчать, «наступив на горло собственной песне». Позиция сильного и правого ведь не в словах, а в делах и их последствиях. И время, в конечном счете, все расставит по местам.
Свидетельство о публикации №120110505464