Короткое замыкание...
короткое замыкание
ВРЕМЕНИ
«Есенин был человек упрямый, скандальный, пьющий, поэтому он не особенно разрешал вольно обращаться со своими стихами».
( В. Высоцкий о С.Есенине и его поэме «Пугачев»).
Он много выше, чем стихи –
Его судьба, его грехи!
Надрывный голос с хрипотцой,
Надрывные мотивы
Ложатся в стих, звеня струной,
С певцом неотделимы!
Читаешь стих – всего слова,
Пускай порою горьки…
Но он исполнил – голова
Пробита до подкорки!
И откроешь, словно клад:
А ведь рядом жил талант!
Он не стих для нас с тобой:
Песня-стих ему судьбой
Как в атаке штыковой –
Страстный хрип, гитарный бой…
Ну, а я – как чумовой:
Что же он творит со мной?
Его кони вдоль реки –
Им чужда дорога.
И все те же васильки,
А в душе – тревога…
* * *
Синеока, речкой чиста,
Вся в ромашковой росе,
Соловьями голосиста, -
Русь моя во всей красе!
Та, которая когда-то,
Под тальянки говорок,
Нам Есенина, как брата,
Приводила за порог!
И ему, золотокудрый,
Клен в поклоне руку жал,
И с березкой, сводник мудрый,
Их навеки обвенчал…
Лучше нет такого края,
Лишь его в душе храню:
Он сказал – «Не надо рая!
Дайте Родину мою…»
Потому и не зову, не плачу,
Все как есть! А остальное – дым…
Он со мною - заглянул на дачу,
Оставаясь вечно молодым!
Ну, а небо журавлиным клином
Твой автограф пишет неспеша,
Листья жгут… И ароматным дымом
Наплывет ко мне твоя душа!
И опять увижу клен опавший
Сиротливой веткою в окне…
А за ним… неужто сон вчерашний?
Это ты на розовом коне!
* * *
«Спектакль, о котором мне хотелось особо сказать, называется «Пугачев», он сделан по драматической поэме Есенина, - рассказывал в одном из своих выступлений В. Высоцкий. – Эту вещь пытались ставить многие. Даже замечательный наш режиссер Мейерхольд хотел, чтобы Есенин кое-что переписал, кое-что убрал, добавил. Он наотрез отказался что-либо исправлять, ни одного слова не согласился выкинуть. И в конце концов они не сделали этого спектакля…»
Из дневниковых воспоминаний актера В.С.Золотухина, близкого друга Высоцкого:
«09.12.1968. Шеф ездил к нему вчера, уговаривал зашить бомбу, мину смертельного исхода от алкоголя. Володя не согласился: «Я здоровый человек»…
14.12. 1968. Вчера восстанавливали Высоцкого в правах артиста Театра на Таганке. И смех, и грех.
- Мы прощаем его, конечно, но если он еще над нами посмеется… да и тогда мы его простим».
Это были не первые и не последние отстранения от работы и возвращения Владимира Высоцкого в театр. Но Театр на Таганке уже стал его судьбой. В числе театральных успехов Высоцкого в тех или иных постановках этого театра (годом ранее дневниковых записей В.Золотухина) – роль беглого каторжника Хлопуши в спектакле режиссера Любимова по драме Есенина «Пугачев».
Лучше других об этой роли пусть расскажет сам Владимир Семенович Высоцкий:
« Мне кажется, Любимов нашел единственно верное решение для этого спектакля.
А сделан он так. Помост деревянный из струганых досок, громадный помост. Сзади сцена, выше. Помост опускается до переднего плана к авансцене, там стоит плаха, в нее воткнуты два топора, лежит цепь. Актеры по пояс раздеты. В парусиновых штанах, босиком играем на этом станке… на нем стоять довольно трудно, а по нему надо бегать и всячески кувыркаться.
Мы скатываемся к плахе, а в плаху мы все время втыкаем топоры, поэтому там то занозы, то сбиваешь себе до крови ноги. В меня там швыряют цепью…
Иногда эта плаха трансформируется, покрывается золотой парчой, превращается в трон, а топоры превращаются в подлокотники этого трона. На этот трон садится императрица и ведет диалог со своим двором в интермедиях…которые мы специально написали.
Эти интермедии написал Николай Эрдман, прекрасный писатель и драматург, ныне уже не живущий, …очень близкий друг Есенина. Так что, я думаю, Есенин не обиделся бы на него за то, что он написал эти интермедии…
В этом спектакле я играю роль Хлопуши. Это очень ответственное дело у меня, потому что Есенин больше всего из своих стихов любил вот этот монолог беглого каторжника Хлопуши из поэмы «Пугачев».Сам он его читал, и есть воспоминания современников… например, Горький рассказывал о том, что он видел, как читал Есенин этот монолог, и что он до такой степени входил в образ, что себе ногтями пробивал ладони до крови – в таком темпераменте он читал каждый раз… Я попытался сохранить есенинскую манеру чтения".
И еще - теперь уже о самой поэме: "Там есть такая невероятна сила и напор- у Есенина она на едином дыхании написана.Так вздохнул - выдохнуть не успел,а она уже прошла...".
А потому рвется в спектакле сквозь цепи к обнаженным по пояс повстанцам беглый каторжник Хлопуша – Высоцкий, неистово бросается на эти цепи,которые оставляют вмятины и синяки на его теле. Рвется к Пугачеву в неудержимом стремлении к свободе и счастью, рокочет, стонет своим хрипловатым, но пластичным и меняющимся голосом, с тоскою сильного, но измученного человека:
«Уже три ночи, три ночи, пробиваясь сквозь тьму,
Я ищу его лагерь, и спросить мне некого.
Проведите ж! Проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека».
Спектакль «Пугачев» был успешным. В газете «Московский комсомолец» за 27 марта 1967 г. в статье о лауреатах юбилейного года можно прочесть:
«За лучшее исполнение мужской роли в спектаклях драматических театров.Первую премию: … Н.Губенко и В.Высоцкому, артистам Театра на Таганке, за исполнение ролей Пугачева и Хлопуши в спектакле «Пугачев».
P.S. Вот оно- короткое замыкание времени: Есенин – Высоцкий …
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №120110409084
В поэзию чувства и сердце вложили!
В них нежность и правда, и горькая грусть,
Так может по сердцу пройтись, полоснуть!
А юмор Володи нельзя повторить,
Он с нами остался! Вечно будет он жить!
Володя! Замечательно написали! Трогательно и душевно!
С уважением! Теплом души! Оля.
Ольга Праскина 06.09.2022 09:22 Заявить о нарушении
Они с утра свежи, тихи...
Но сердце трогают -
и пусть!
Душе полезна эта грусть...
С теплом и добром -
Володя
Владимир Федулов 2 06.09.2022 09:35 Заявить о нарушении