Казаки
(Исторический экскурс в наше родословное)
Имя ты моё услышишь из под топота копыт…
Свой рассказ начала я со слов этой казацкой песни, которую слышала в детстве от своих родителей. И случайно, совсем случайно, услышала в эти октябрьские дни 2020 г.
Перед глазами всплыла картина. И улетела я мыслями в глубину веков…
Да, по отцовской линии деды и прадеды нашего Рода были кубанскими казаками.
Уже моя бабушка по отцу много рассказывала нам, детям её сына, о нашей казачьей родословной. В основном в ней были казаки. Это чин рядового сторожевого казака.
Жили в станицах, семьями. Подчинялись местному «голове». Или – атаману. Знакомясь с историей, познаём, что чин рядового сторожевого казака был выше чина пятидесятника городовых казаков.
Были в роду и десятники, и сотники.
Даже, по рассказу бабушки, который слышала она в детстве от своей бабушки, которая утверждала, что бабушка её бабушки, т.е наша – прапрапрапрабабушка – была дочерью атамана.
Замужем за атаманом была и одна из сестёр нашей бабушки. Жили родственники в станицах Михайловская, Ильинка, Григоро - полицкая… Жили безбедно.
Как, опять – таки, говорит история - казачьи атаманы, «головы», сотники и сторожевые казаки были приравнены к «детям боярским» и получали за свою службу не только деньги, но и земельные наделы. Значит – была у родичей и землица. Был и домик с надстройкой. Типа – второго этажа. Светлица, типа – поветки или летней кухни. Богатая конюшня, где в стоилах находились упитанные кони – гордость каждого казака. Тут же висела и сбруя для упряжи. Дорогая, с отделкой серебром да золотом. Во дворе под навесом – сани, телега, плуг с сохой и прочий инвентарь. Во саду – пасека, амшаник*… Яблони, грушни, сливы, вишни, а особенно – жердела.**. Ох, уж эта мне жэрдела! Именно она стала роковой в судьбе нашей прабабушки! Но об этом в другой раз.
Вообще у каждого казака - доля: конь, сабля да ветер в поле. Казаки служили царю-батюшке. И царь во главу силы охраны государства ставил конницу. Ещё бы – кони быстрые, сабли острые, наездники смелые, сильные, с детства к седлу и искусству защиты приученные! Чай, почти чуть ли ни с пелён на коня усаживали! К пяти – семи годам крепко держались на коне и без уздечке, вцепившись в гриву коня! А к призывному возрасту даже и не очень- то богатый казак должен и коня иметь, и быть при полном снаряжении: вооружении и обмундировании. Это вековая традиция- конь, сабля, ружьё ли, папаха, бурка и конечно – люлька, запальничка ( огниво, кисет, трубка, табак).
Уменью обращаться с конём обучались дома и девочки. Ведь каждой из них предстояло быть казачкой достойной мужа – казака! Не только умело напоить коня, но и сбрую одеть, и спутать, покормить, на скоку остановить, а то и лихо промчаться в не ровен час!
Да – в семье родителей бабушки моей было много детей. Её, стройную, высокую, статную, в жилах которой, как часто говорила она уже и в годы моего детства – течёт «дворянская кровь» - выдали за казака обедневшего рода. Да ещё и рано осиротевшего. Да ещё и родом с Подонья. Но любовь крепко связала их на долгую радостную и сложную жизнь. Две реки, две малых родины. И нет тут ничего удивительного, т.к. история основания Кубанского казачества тесно связана с историей оседания на этих землях Хопёрского полка, что с Дону, между притоками его – Хопра и Медведицы, где некогда от Воронежского губернатора казакам разрешили построить Новохопёрскую крепость.
И, как, опять – таки, утверждает история - летом 1777 года, во время строительства Азовско-Моздокской линии, часть казаков была переселена на Средний Кавказ, где они воевали против Кабарды и основали крепость Ставрополь. В 1828 году после покорения карачаевцев они осели на верхней Кубани.
После образования Кубанского войска в 1860 году его старшинство было позаимствовано от казаков Хопёрского полка Хопёрского округа области Войска Донского, как старейших. Донцы -хопёрцы были отважными казаками. Особенно своей отвагой они отличились в 1696 году при взятии Азова во время Азовских походов Петра I..
Вон они где корни нашего казачьего рода-то – и с реки Дон, и с реки – Кубань!
Поэтому недаром наши дед да баба периодически жили то на Дону, то - на Кубани до самой средины 30-х лет ХХ века!
Сколько веков прошло с тех пор! Сколько поколений пришло и ушло, а Хопёр, что свободно катит полноводные волны свои через просторы Воронежского края и поныне пополняет русло батюшки – Дона. И не раз омыли свои белые ручки и отец и мать наши, и мы, и дети наши в пору жаркую в их прохладных, наполненных жизненными силами – древних водах!
Дед Павел был предприимчив. Был решительным и умел рисковать!
Бывало из самой сортовой муки, как они говорили – вальцовки, напекут с бабушкой вкусных бубликов, «жаворонков» - сдобы всякой, прихватят сметаны, омачки*** и повезут на ближний базар… Торговый люд проголодался, да и с утра приехавшие на базар тоже – покупают охотно, едят, а дед Павел серебро считает.
Или игры азартные там же устроит. На соревнование! Кто победит, тот и получает. Таков договор! И, конечно, чаще побеждал он. И – получал! По правде и по совести. Иногда привезёт домой целый воз товаров, полную сумку серебра. А иногда – гол, как сокол. Потому, что и тогда были смелые и завистливые парни, как бы нынешние рэкетиры. Но дед Павел огорчался не долго – и снова - отчаянно рисковал!
А ещё имел он «золотые» руки – хоть улей, хоть ступу, хоть крылечко, а то и целый домик смастерит! И смастерил - и домик, и поветку, и подворье своё.
Были у деда с бабой и конь – Туман и кобылка Красуня. Две коровки, овцы, свиньи, куры, гуси. В садочке – пасека не большая. Нет, не ради продажи мёда, а чтоб детям хватило.
А детей у бабушки с дедушкой было восемнадцать душ. Да многие умерли в детстве, то от «глотошной» (скарлатины), то от тифа. Выжили трое сынов и одна дочь Анюта. Детей нарожали, которые являлись нам двоюродными братьями и сёстрами. И мы, дети среднего сына, всё удивлялись, как это – наши бабушка и дедушка им тоже родные - бабушка и дедушка?
Конечно, о чём поведала тут, мы слышали от бабушки и от сына её, отца нашего.
Рассказывал о том, как учился в церковно-приходской школе. Учился успешно. Окончил все четыре класса. Любил рисовать. Однажды во время перемены на доске мелом нарисовал, как священник с кадилом на длинной цепочке в руке совершает обход своего прихода, а из подворотни, просунув головку, на него лает собачка. Звонок. Ученички быстро расселись по партам и, затаив дыхание, наблюдают: что же будет? Вошёл батюшка. Проходя к учительскому столу мимо доски, остановился. Внимательно посмотрел и к классу:
- Это кто же осмелился такое намалевать? А? Признавайтесь, чадо! Олухи царя небесного!
В классе ехидненько захихикали и предательски посмотрели в сторону «художника».
- Я, Батюшка,- поднялся из-за стола «художник» и робко признался.
- Ты-ы? Молодец, что признался. Достойно! Ну по достоинству и получай! – и хлопнул широкой линейкой его плашмя по виновато склонённой голове. И добавил:
- Эээ! Я узнал тебя! Крестил же тебя! Вот батьке твоему поведаю о поступке твоём…
- Не надо, Батюшка! Богом прошу – не надо! Не расповедай о сём батеньке!
- Это почему же? – уже другим тоном, как бы смягчающе, спросил священник.
- В ночное не разрешит батюшка… А я… коней люблю…
- Ах, вот как! – уже по-свойски сказал священник и обернулся к доске. Смотрит. Внимательно. Класс и стоящий «художник» опять замерли в ожидании: что-то ж будет…
-Гмм… А ведь – похож, а! Ведь – похож! Ну и бо-го-ма-а-аз! – улыбаясь сквозь пышные усы, поглаживая бороду, повернувшись к классу, уже как-то по - отечески пророкотал Батюшка:
- А? Похож же?
- Похожи, похожи, похожи,- соглашательно- ласково послышалось от все столиков.
- Ладно! Будь по твоему, чадо - ничего не скажу батьке твоему! Но больше не рисуй такое!
И начался урок.
Да, в ту пору, когда не было ни телевидения, ни радио, ни Айфонов, ни Интернета, для мальчишек попасть в ночное – было великой радостью. Кони. Ночь, звёзды, восход луны… Перекличка филинов. Полёты летучих мышей почти над самой головой. И костры. Ведь в ночном обязательно были несколько дюжих пожилых казаков. А как же? В ту пору цыгане очень бойко промышляли конями. Чужими, конечно! Ну, как Забар из кинофильма – «Табор уходит в небо». Помните? Передвигались цыгане быстро на своих резвых конях, впряжённых в возки с кибитками. Пёстрые кибитки, пёстрые одежды, песни, плач и смех детей, кашель старух и стариков… Пар из ноздрей коней… Кибитка за кибиткой… Иногда с десяток – табор! Где хотели остановиться – устанавливали свои шатры и жили неделями, промышляя у местного населения пищу и серебро, золотые кольца своими танцами, песнями, гаданием и ремонтом обуви или посуды. И, конечно, не спросив и незаметно, прибирали к своим рукам всё, «что плохо лежит». И – что – даже отлично стоит – коней. Вот казаки и охраняли табун коней. А казачата им помогали. Интересно было, вспоминал, отец, слушать рассказы бывалых казаков о их молодости, о походах, боях…
- А ещё мне очень нравился кулеш!- признавался отец.
- Представь – костры горят, искры - до небес! Летят и где-то там, в кромешной темноте, исчезают. А в казане над костром варится кулеш – мясо, пшено, приправы… Запах на всю округу! Да такой аппетитный, что иногда и волков из ближнего леса притягивал… Но их со звонким лаем отгоняли от нас и табуна наши тоже матёрые псы…
Летели годы, девятнадцатый век сменился - двадцатым… Менялся строй, уклад общественной жизни, идеология… Страна разделилась на двое – на белое и красное. Разделилось и казачество – одни оказались в стане «белых» и продолжали верой и правдой служить царю- батюшке, монархии, другие - в стане красных, верой и правдой начали служить многомиллионному народу русскому. Разделились и семьи по этому же принципу, раздвоился мозг перед выбором – «куда идти, в каком сражаться стане», как говорил С. Есенин. На смену монархии пришли народные Советы и Комитеты… Церковь отделили от государства… Религиозное верование не запретили, но крестики носить не рекомендовали. На первое место был поставлен теперь не Бог, а Человек. Человек – звучит гордо, как заявил пролетарский писатель – М. Горький. Раздвоение, выбор - это психологически сложно и тяжело и для казацкой души, о чём ярко поведал М, Шолохов в своём романе «Тихий Дон». Но не изменились казацкие семейные обычаи и традиции, вера христианская и святая любовь к Отечеству.
И в годы Советской власти казаки, как и все граждане СССР в душе верили в Силы Небесные, в беде просили в молитвах о помощи Господа. Справляли Пасхалию. Я тоже с бабушкой ходила за 22 км. в райцентр, где продолжала служить церковь, крестить крашанки и пасхальные куличи.
Началась Великая Отечественная война… Сколько горя, страданий, мук, смертей принесла она гражданам СССР, в том числе и казачеству. Я уже писала частично в ранее написанных и опубликованных своих рассказах-воспоминаниях о тяжёлом своём детстве и моих сверстников в годы войны.
И вот в этой жесточайшей борьбе с коварным врагом за Свободу Родины большую роль сыграли кавалерийские казацкие отряды – Кубанцы, Донцы, Уральцы – кавалерийские дивизии, кавалерийские корпуса.****
О мужестве казаков, кавалерийских войсковых объединений, о их сражений до последнего патрона, о героической гибели и победах написано много страниц Истории Великой Отечественной войны и всех войн по защите рубежей Отечества, о их боевом и трудовом подвиге сложено не мало песен, поставлены фильмы.
Верю, что найдутся среди казацкого рода достойные наследники и мужественно скажут о судьбе нынешнего казачества в условиях первых десятилетий третьего тысячелетия от Рождества Христова. А значит и о нас.
Вот и окончен мой краткий исторический экскурс в глубину веков рода нашего в единстве с общей историей Кубанского казачества.
Экскурс, основанных не на голых фактах истории, а на фактах родовой Памяти и чувств моей души.
Осталось сказать, что толчком к написанию этой короткой повести стало небольшое стихотворение автора Стихи.ру, моего постоянного доброго читателя и названного «крёстного сына» - Николая Терганова «Казачка Анна», посвященное им своей маме. http://stihi.ru/2020/06/13/5007
С 01 по 04. 11. 2020г. М. Дьяченко
P. S. 1.При написании данного экскурса в историю своей родословной были использованы материалы Википедии и других ресурсов Интернета по избранной теме.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
2.
Слова И. Сельвинского
Музыка М. Блантера
Черноглазая казачка
Подковала мне коня.
Серебро с меня спросила,
Труд недорого ценя.
«Как зовут тебя, молодка?»
А молодка говорит:
«Имя ты мое услышишь
Из-под топота копыт!»
Я по улице проехал,
По дороге поскакал.
По тропинке между бурых,
Между серых, между скал.
Маша, Зина, Даша, Нина...
Все как будто не она!
«Катя, Катя» - высекают
Мне подковы скакуна.
С той поры хоть шагом еду,
Хоть галопом поскачу:
«Катя, Катя, Катерина…» -
Неустанно я шепчу.
Что за бестолочь такая,
У меня ж другая есть.
Ну, а Катю, словно песню,
Из груди, брат, не известь.
Черноглазая казачка
Подковала мне коня.
Серебро с меня спросила,
Труд недорого ценя.
«Как зовут тебя, молодка?»
А молодка говорит:
«Имя ты мое услышишь
Из-под топота копыт!»
3. Из Истории Великой Отечественной войны:"Советская кавалерия накануне Великой Отечественной войны также постепенно уступала свою роль главной манёвренной и ударной силы – танковым войскам, но продолжала оставаться самой большой по составу среди всех европейских армий. В её состав входили 3 кавалерийских корпуса и 7 отдельных кавалерийских дивизий[2]. По рекомендации Будённого[20] советское командование летом 1941 года приступило к формированию новых кавалерийских дивизий, к концу года было дополнительно развёрнуто свыше 80 кавалерийских дивизий лёгкого типа
Быстроте и в какой-то мере качеству подготовки новых соединений в немалой мере способствовали географические места отмобилизования. Старинные казачьи районы – на Дону, Кубани и в Ставрополье в июле 1941 года подготовили 15 кавалерийских соединений, 6 из которых в конце июля начали боевые действия на Западном фронте. Свыше 10 кавалерийских дивизий до конца 1941 года были сформированы на Урале. Их ядро составили уральские и оренбургские казаки. Еще 7 дивизий были сформированы в казачьих станицах Сибири, Забайкалья, Амурской области и Уссурийского района[14].
Боевой численный состав дивизий на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и в Средней Азии был доведён до полного штата в течение июля 1941 года, и они срочно начали перебрасываться в полосы действия фронтов"
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Свидетельство о публикации №120110400811
Да, по отцовской линии деды и прадеды нашего Рода были кубанскими казаками.
Какая интересная статья, Оля! Я как-то обошел её вниманием. У вас достаточно богатая родословная, что впрочем для меня не ново. Иначе не было бы этих замечательных рассказов и историй!
С Первым Днем Весны, Вас, Оля!
С уважением
Александр Грунский 01.03.2025 11:24 Заявить о нарушении
Дьяченко Мария Антоновна 04.03.2025 01:17 Заявить о нарушении