Заветные идеи Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

        ЗАВЕТНЫЕ ИДЕИ
              ЭССЕ

     У каждого большого художника слова и у каждого большого мыслителя, у каждого настоящего творца и в известном смысле у каждого человека вообще есть своя заветная идея пронизывающая не только все его творчество, но и все его существование, всю его жизнь как личности.
      Эта заветная идея-переживание выражающая саму сущность человека - то скрыто то явно присутствует во всем им созданном и одухотворяет собой всю его жизнь.
         У Ницше это - безграничная сила и свобода, не знающая преград …
         У Достоевского - это всепоглощающее и «больное» чувство жестокости мира, приносящее и муки и наслаждение (да и наслаждение!) одновременно…
        У Гоголя - мир страшного колдовского смеха, в который затягиваются люди и жизнь неумолимо и властно, мир «смешных чудовищ», похожих конечно же на реалистических и фантастических одновременно героев «Мертвых душ»…
        У Пушкина - простая и таинственная незамутненная радость жизни, в которой все прекрасно, даже боль, слезы и нестерпимые муки…
         И так у каждого настоящего художника и у каждого большого творца…
         У них у всех есть непременно «стержень» творчества, вокруг которого кружится все ими созданное…  И этот «стержень» на самом деле обычно очень прост и ясен… Только его надо - разгадать.
        Потому казалось бы большой художник мог бы и не писать так уж много незабываемых произведений, а сказать честно всего несколько своих «главных слов» - и все было бы с ним понятно… С ним самим и с его вкладом в копилку мировой и национальной культуры.
           Собственно это и имел в виду прямой и прозорливый Бердяев когда писал о Владимире Соловьеве, что в своих больших трудах Соловье себя не раскрывал а прикрывал и что  искать настоящего Соловьева надо в маленьких его эссе заметках и на вид случайных статьях…
            О  том же писал и Розанов в отношении Вл. Соловьева.
            Но Вл. Соловьев - это откровенный случай  когда большие труды философа и мыслителя если называть вещи своими именами - глубоко неискренни и потому лишены духовной подлинности…
             А есть в мире творчества и много «промежуточных» так сказать ситуаций когда все намного сложнее…
             Вместе с тем во всем что являет нам жизнь людей и общества есть непременно какое-то не отрицаемое духовное «дно», к которому сводятся все проявления жизни человека и его души и все его творческие взлеты…
             Вспомним для примера творчество Блока… Это - апофеоз «буйного ветра» жизни и безумно красивой «гибели»…  Весь Блок как личность и как великий Поэт России укладывается в это.
               И «гибель России» Блок в конце концов и воспел в страшной и чарующей одновременно, захватывающей и гнетущей кровавым торжеством «гибели и свободы» поэме «Двенадцать» - достойном финале великого и отчаянного на самом деле творчества Блока-поэта.
              Конечно если бы каждый из больших художников и мыслителей-философов сказал бы одно только свое «заветное слово» - кто бы ему поверил, кто бы его услышал…
           Художнику и мыслителю приходится писать много и писать порой долго и трудно… чтобы заставить себя слушать, чтобы его заветные идеи увидели и поняли люди…
         Совсем другое мы видим в мире социальном, в мире общественного устройства и тех людей которые многое в нем определяют по своему положению в обществе - эти люди себя и свою сущность, свои «заветные идеи» всегда скрывают, держат «под замком» и таят…
          Хотя ими всегда на самом деле всегда скрыто руководствуются и их именно в реальности и воплощают в жизнь общества….
          Так весь Сталин - это власть без границ и без любых представлений о справедливости морали и совести…
           Сталин - это олицетворение  власти «как таковой», власти над всем что есть в мире - над настоящим, прошлым и будущим… Над людьми, над природой, и потенциально и над всем Космосом и Вселенной… Надо всем простирается или хочет простираться  власть, власть, власть…
             Ленин - это прежде всего ненависть к прошлому … К любому прошлому.
            Счастливое будущее и только будущее - это идол Ленина.
       Причем это будущее Ленин хотел создать по каким-то бесконечно примитивным схемам и бухгалтерским расчетам (вспомним убогие поздние статейки Ленина «Как нам реорганизовать Рабкин» и пр.)
             Лидер СССР в последние десятилетия его существованеия, Леонид Брежнев - это  своего рода «поэт самозабвенного безделья», Обломов «на троне», забывший обо всем кроме нехитрых своих будничных земных радостей и удовольствий…
             Когда человек живет на свете он совершает множество разных поступков и его окружает множество разных событий…
               Но во всем этом - в любых его затрагивающих событиях и в любых его поступках - всегда просвечивает сущность человека, будь он гением или заурядным обывателем…
               Мне доводилось например нередко встречать людей человеческой сущностью которых являлось безграничное хвастовство и самодовольство - каждое их слово и каждый их поступок с детства до глубокой старости  буквально дышали безудержным хвастовством и самодовольством….
                И что интересно - окружающие их люди этой  бушующей стихии хвастовства и самодовольства обычно бессознательно покорялись…
                Человек создает вокруг себя в жизни своего рода энергетический поток - поток добра поток зла… поток бушующей страсти… или поток бескорыстной нежной  любви…
                Вот Сергей Есенин - «московский хулиган» в последние годы своей жизни - это Человек-Любовь не нашедший приюта в «стране бушующих революций»… И поэтому погибший…
                Лучше Есенина писать о любви - к женщине, к родине, к жизни вообще - никто в России не умел и не умеет до сих пор…
                Гений Любви..
                Да это так… Потому и любит Есенина русский народ безумно до сих пор - ведь никогда в России на самом деле настоящей Любви никому не хватало…
                Можно много писать, можно много говорить… Это привлекает внимание окружающих людей и общества…
                Ну вот сколько написал Александр Дюма - 193 тома кажется…
А что мы помним из им написанного и что по настоящему любим? - «Три мушкетера»…
                Грибоедов написал всего одну замечательную «комедию» - «Горе о ума»…. А после Пушкина он - второй гений этой славной эпохи нашей русской литературы и культуры, чтимый и чтимый до сих пор… И заслуженно!
                Наш всеми уважаемый в недавнем прошлом да и ныне академик Д.С. Лихачев рядом с которым и мне довелось тридцать лет трудиться как его младшему товарищу  в Пушкинском Доме Российской Академии Наук мог бы и не писать бесчисленных своих статей об охране памятников культуры в поздние годы своей долгой  жизни ….
             Дмитрий Сергеевич и сам был -  «живой памятью» о прошлом России… Только Памятью быть может… Но все таки и великой Памятью  при этом…
             И не надо думать что «заветные идеи» творцов культуры - это некие их «роли» в обществе… Отнюдь нет.
            Это их сущности… И не только на уровне психики и чувств.
            Скажем эпоха «шестидесятников» в СССР - времен конца 1950-х и начала 1960-х годов, времен  Хрущева - это эпоха наивных общественных надежд и пустой  при всем своем «чистосердечии» восторженной болтовни  о  грядущем коммунизме…
               И конечно  провозвестники этой эпохи - пустые болтуны в русской поэзии Вознесенский и Евтушенко…
                Однако крикливым и трусливым одновременно «шестидесятникам» к 1970-ым годам успешно заткнули рот …
                И восторжествовала «эпоха застоя» - и в жизни,  в мысли и в творчестве.
                А что было потом - это уже совсем другая занимательная  история, которую используя образы из сказок Андерсена можно назвать увы не историей стойкого Оловянного солдатика брошенного в печку…. А историей пустого Стакана перевернутого вверх дном.

 
СВЕДЕНИЯ ОБ  АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,  «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США,  «АРГАМАК»,  «КУБАНЬ»,  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА),   « ДЕТИ РА»,  «ЮНОСТЬ»,  «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА   НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК),    «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ»,  «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ),  «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),  «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА»,  «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА»,   «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,  «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова»  и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР»,   «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ»,  « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ) ,  «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ»,  «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,  «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «ЗОЛОТОЕ РУНО»,  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ (К 125-летию  М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского) и   в целом ряде  других   литературных  изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   Является автором более 13-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   






 


Рецензии