Конкурс. Метаморфозы жанра в Ноябре - 2020

    Дорогие друзья!

    Открываем очередной конкурс из серии "Метаморфозы жанра по месяцам". Наш месяц НОЯБРЬ  не предвещает быть скучным, вопреки сплину и прочим выдумкам депрессивно настроенным особам:
            
               БАЛЛАДА

Баллада (от итал. ballare - плясать) – один из жанров лиро-эпических произведений, сюжетное стихотворение с описанием какого-либо фантастического, исторического, героического или бытового случая. Так, В. Жуковский в балладе «Светлана» рассказывает о страшном сне героини.

               Немного истории начала жанра...

Баллада — название этого поэтического жанра, восходит к провансальскому слову «ballar» — «плясать», что объясняется происхождением баллады из хороводной песни. Баллада провансальская, староитальянская и старофранцузская — это бессюжетная лирическая пьеса, строящаяся по жесткой схеме. Она состоит из трёх восьмистрочных строф (реже — девяти-десятистрочных) и заключительного четверостишья реже — пятистишья), так называемой «посылки», то есть прямого обращения к лицу, которому она посвящена. Система рифм — сквозная (ававвсвс), последние строки строф и посылки повторяются, служат рефреном. Повторяются и рифмы. Изысканная форма баллады могла быть и изящной игрушкой, и вместилищем глубокого философского содержания.

Одним из крупнейших мастеров такой баллады был великий французский поэт Франсуа Вийон (XV в.). В его произведениях, как правило, одна мысль, заданная в первой же строке, сложно варьируется, изменяется, как бы ищет себе наиболее точное выражение. В знаменитой "Балладе поэтического состязания в Блуа" поначалу кажется, что речь идёт о личных странностях "экстравагантного" поэта:

От жажды умираю над ручьем.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.

Однако в дальнейшем, когда та же мысль примет ряд новых обличий, становится ясно, что речь идёт о чём-то гораздо более существенном, не о внешней, но о внутренней бесприютности:

Глухой меня услышит и поймёт.
И для меня полыни горше мёд.
Но как понять, где правда, где причуда?
И сколько истин? Потерял им счёт.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
(Перевод И. Эренбурга)

Вийон не только величайший мастер баллады, но и «последний» балладник, хотя, разумеется, подобные произведения писались и позже (например, П. Ронсаром). Теоретик французского классицизма Н. Буало считал, что баллада лишь предшествует истинной поэзии.

Впоследствии баллада (речь идет о "романской" традиции) возникает обычно как стилизация...

Баллада в России была жанром программным для поэтов-романтиков, поэтому так остры были споры вокруг нее. В 1816 году развернулась полемика, в ходе которой балладе Жуковского были противопоставлены "простонародные" баллады. П. А. Катенина («Ольга», «Убийца», «Леший»). Под пером Катенина баллада лишилась мечтательной неопределенности, элементов мистицизма. Поэт обращается к быту русского крестьянства, лексика его становится конкретной и грубоватой. Исчезает характерная для Жуковского двуплановость восприятия, самое фантастическое становится вещным. Баллады Катенина явно тяготеют к повествовательности.

Эта жанровая традиция сказалась в творчестве А. С. Пушкина (например, "Утопленник", "Гусар"). Однако острота полемики не могла оживить жанра, уже в 1830-е гг. баллада становится прежде всего достоянием эпигонов. Разумеется, мы найдем ряд прекрасных баллад у Пушкина (как правило, это переводы или вольные переложения), у Лермонтова («Тамара», «Морская царевна»), однако в целом границы жанра размываются. О таких стихотворениях, как "Спор" или "Три пальмы" Лермонтова, нельзя сказать: "это баллада", но некая балладная прививка, жанровая суть в них ощущается.

Взлёт интересующего нас жанра происходит в творчестве А. К. Толстого. Его баллады носят, как правило, исторический характер. Сюжеты А. К. Толстой находит в русской истории и фольклоре; его излюбленные эпохи: Киевская Русь ("Илья Муромец", "Сватовство", "Алёша Попович") — светлый полюс и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михаил Репнин») — полюс зла. Интересны опыты сатирической баллады, например, «Порой веселой мая», "Поток богатырь". Постоянная внутренняя ирония в сочетании с глубокой любовью к русской истории и фольклору спасает эти стихи от ложной красивости, свойственной произведениям таких поэтов, как А. Майков и даже А. Фет.

Обращались к балладе и поэты-символисты. У Блока, Андрея Белого этот жанр чётко не выделяется, а лишь ощущается в общей лирической стихии. Иначе у В. Брюсова. Его баллады на темы поздней античности всегда остросюжетны, красочны и риторичны. При этом они носят жанрово-определённый характер.

В советской поэзии балладой называют стихотворение, носящее героико-романтический характер. Данный жанр здесь связывается прежде всего с творчеством Э. Багрицкого («Арбуз», «Контрабандисты») и Н. Тихонова («Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях»). Образцы подобных произведений встречаются у С. Есенина, А. Безыменского, И. Уткина, А. Жарова и других. Историческую балладу мы найдём у Дм. Кедрина.

Позже понятие "баллада" становится условным; так, А. Вознесенский может назвать ею любое стихотворение (что общего между «Лобной балладой», «Балладой-яблоней» и «Балладой-диссертацией»?). Как гипотезу можно предложить мысль, что такие произведения характеризует интеллектуализм при сохранении сюжетности, несомненно и влияние баллад и "зонтов" Б. Брехта.

  Итак, что мы имеем на сегодня? Баллада представляет собой небольшое лиро-эпическое произведение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит какой-то необычный случай.
   В истории русской литературы этот жанр переживет свой расцвет дважды: в эпоху романтизма и в советский период, в поэзии, воспевающей героизм и мужество советского человека.
  Рассмотрим жанр баллады в его исторической ретроспективе. Первоначально баллада возникла как лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. Но к XIV – XV вв. она, утратив музыкальные элементы, становится сюжетным стихотворением драматического содержания преимущественно на исторические темы. Интерес к народной балладе в эпоху предромантизма и романтизма породил жанр литературной баллады. Это объясняется тем, что стремление романтиков создать «универсальную поэзию» сочеталось с исконным тяготением баллады к синтезу эпических, лирических и драматических элементов.
   До XX века балладе была свойственна определенная степень условности, иногда доходившая до бессюжетности. Но после по определению А. Квятковского советская баллада – это уже сюжетное стихотворение на современную тему, выдержанное преимущественно в остром ритме. В годы Великой Отечественной войны усилилось эпическое начало. Широкое распространение получила так называемая эпическая баллада, утратившая фантастический колорит. В свою очередь ослабел лирический элемент, что по жанровой структуре сблизило балладу с небольшим рассказом в стихах о каком-либо героическом подвиге. Безусловно, это привело к возникновению такого понятия как «документальность баллады».

    На современном этапе развития науки существует множество определений жанра баллады. Например, лирическая концепция (Белинский, Гегель), к которой тяготеет определение Ю.М. Лотмана, рассматривающего балладу как повествовательное стихотворение, сюжет которого развивается по законам сверхъестественного.
   На структурном уровне наиболее универсальным, на наш взгляд, является определение Гете, который считал, что баллада – жанр синкретический, совмещающий лирическое, эпическое и драматическое начала. Такого же взгляда придерживаются и многие современные исследователи.

   Итак, на протяжении многовековой истории своего существования жанр баллады претерпел коренные изменения тематического и структурного характера. Исследователи выделяют несколько основных особенностей, характеризующих этот жанр:

1) присутствие какого-либо противостояния - герои вступают в конфликт либо друг с другом, либо с судьбой, либо с силами природы;
2) создание напряженной ситуации с помощью элементов таинственности, загадочности, какой-то интриги;
3) наличие (не всегда) диалога, придающего повествованию живость;
4) применение разнообразных форм повтора;
5) недосказанность (обычно в финале).

   Добавим к этому ещё пару пунктов отличия от других жанров:

6)Использование балладной строки: четные и нечетные стихи могут обладать различным числом стоп (в данном проекте соблюдение сего пункта не является обязательным)
7)Героем мог быть любой человек, с которым произошло событие, достойное упоминания
               
******************************************************

Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в НОЯБРЕ 2020-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к РАЗДЕЛАМ ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ: ЗАПАД... или ЛЮБОМУ ВИДУ ЛИРИКИ, но СТИХИ, которые можно отнести к жанру - БАЛЛАДА, при всей свободе по отношению к форме.
Другие стихи приниматься не будут.

 Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения  жанра - БАЛЛАДА в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, опубликованное в НОЯБРЕ 2020 года. Будем внимательны!

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.

Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца НОЯБРЯ. Затем 1 ДЕКАБРЯ будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   01.12.2020 01:09     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2020/12/01/623

Маллар Ме   01.12.2020 01:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.