Ораторы, пророки, трибуны, проповедники, демагоги
Тогда болтают попугаи…
- Сэр У. Черчилль
ПРОЛОГ
Ораторы ценились, мы знаем, не всегда -
Ораторам нужна трибуна и свобода.
Нужна им демократия и площадь, и толпа.
Зачем монархам речи. Лишь гимны для народа.
Монарху речи, обычно, ни к чему.
Косноязычным был великий вождь народов,
А Гитлер мог в экстаз ввести толпу,
Оратор “бесноватый”, он может быть уродом.
ОРАТОР
Оратор мог поднять народ
На битву, полководца лучше .
О многих в памяти живёт
Эффект от их речей могучих.
Дословный слова перевод -
“Просящий” что-то у народа.
И из души оратор тот
Мог вызвать ангела, урода.
Пророк всегда - красноречив,
Как и судебный заседатель.
Трибун - горящих слов мотив
Закон мог изменить в сенате.
На сходках Греции и Рима,
На Новгородском люда вече,
Гонений ведьм реальных, мнимых -
Ораторов все ждали речи.
Оратор был в сутане часто -
Савонарола был такой
В Флоренции костры напрасно
Шедевры жгли его рукой.
Потом ораторы плодились,
Пожалуй чаще, чем грибы.
Но в демагогии трудились
Слова всё стерпят, знаем мы.
Началом первым революций,
Погромов жертв от “чёрной сотни”
Был кто-то с речью на трибуне -
Их поднимал из подворотни.
ПРОРОК
О тех, кто принял муки на кресте,
эпоха мемуарами богата,
и книга о любом таком Христе
имеет предисловие Пилата.
- Игорь Губерман
О, если бы какой-нибудь бог сказал: «Верьте мне!», а не: «Верьте в меня!»
— Станислав Ежи Лец
Пророк, иначе прорицатель,
Всевышней воли проводник,
Им говорит с вами Создатель,
Его используя язык.
Их было много в Вавилоне,
У персов, греков и других,
Но большинство их всё же в Торе -
Завета Ветхого мотив.
Столетий восемь до Христа
Пророки были популярны
И Божье Слово их уста
Вещали - что другим не странно.
Потом считалось, - все они
Повиновались воле Бога,
И лишь Иисус потом один
Своею волей шёл к народу.
Ислам пророков почитает,
Но их закончен счёта ход:
Адам был первым, а Мухаммед
Последний самый был пророк.
В России очень почитали
Юродивых, блаженных речь.
Их бред пророчеством считали,
А умных мысль зачем беречь?
Сейчас пророку не поверят,
Будь он Мессия, будь хоть кто…
Его в психушке все проверят -
Цивилизации торжество.
ПРОРОКИ МОНОТЕИЗМА
Не кажется вам это странным -
Монотеизма появление
Не в Вавилоне, не в Афинах -
В полу-пустынной Иудее?
Наверное это было важно,
Чтоб идеал найти в идее
В пустыне скудной и миражной
Решить – “что есть всего нужнее”.
Не отвлекаясь на соблазны,
Не развлекаясь на природе
Ответ искать о мироздании,
Что без раздумий не найдете.
Тогда был выдан свод законов
Печатью высшею скрепленный
И для царя и для народа -
Индивидуально все сплоченны.
Впервые жизни смысл указан,
Начало и конец описан,
И свод этических указов
Был выдан нам в Синае свыше.
Что делать и как жить всем дальше,
Что можно есть, что не кошерно.
Как жить этически, морально,
Что Бог един, и Он лишь верный.
В пустыне нет полу-решений,
В пустыне жизнь и смерть на карте.
Где, хоть и очень много мнений,
Пустышку сразу видит каждый.
Пророки древние в пустыне
Искали мир уединения.
Тогда наверно и решили
То “жизни-смерти уравнение”
Хотя религий было много,
И варианты бесконечны,
Но связь с одним, единым Богом
В трех основных религиях вечны.
Как все мы знаем - все пророки
И основание трёх религий
На Ближнем родились Востоке,
Где всё окружено пустыней?
А были царства побогаче,
Древней, сильней. Их знают все:
Египет был и Персияне,
Тогда там правил “Царь царей”.
Сейчас пишу я об исламе -
Он вырос вдруг, из ничего.
Тогда ничто не предвещало
Что будет после. Вот урок.
КАК УЗНАТЬ ПРОРОКА?
Чем темнее, тем легче быть звездой.
Станислав Ежи Лец
Что интересно, что пророки
Иисус и Будда, и Сократ
При жизни не писали строки,
Слова же их сейчас горят.
О них мы знаем понаслышке
От тех, кто слову их внимал
И те слова вписали в книжку,
Мол то и это Он сказал.
Как часто доверяем мы
Всем показаниям очевидцев?
Как часто ошибался ты;
Пытаясь рассказать, что слышал?
Слова пророков вспоминают,
Когда молитва иль нужда,
Иль подтверждения желают,
Что - "наша сторона права".
Но большинство их забывают
В той каждодневной суете,
Что жизнь с запасом заполняют -
Проблемы далеко не те.
Но иногда слова проступят
Как бы писанием на стене
И пыл горячего остудят,
А кто замёрз - при них в тепле.
Там правда жизни поколений,
И этой правде тысячи лет.
Нам следовать бы без сомнений,
Но ведь мы знаем лучше всех.
Средь них скрижали из Синая,
Средь них учения Христа,
И принимаю я, вздыхая,
От Магомета есть места.
Мне что-то нравится от Будды,
Нашёл я в Зороастра смысл,
И мифы Греции не трудны -
Там олимпийцы правят пир.
Слова пророков, их учения...
Я выбираю только те,
Направленных на улучшение
Того, что есть в моей душе.
Но как узнать того пророка
Нам, кто не верит ни во что?
Как не спугнуть его до срока?
Как распознать в толпе его?
Что ни скажи - мы вечно спорим,
Любой указ - мы вопреки,
Нет ничего, чему все вторим,
Встречам правду вдруг в штыки.
Когда-то чудеса влияли
И убеждали всех за грош...
Сегодня мы умнее стали -
На чудесах не проведёшь.
И мы любого с заявлением -
Мол "вот он я, зови людей"
На суд врачей, замок на двери
И не жалеем мы гвоздей.
ЗОРОАСТР
Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.
- Ф.Ницше, Так говорил Заратустра
У персов древний был пророк,
Как Зороастр его мы знаем
Иль Заратустра, есть урок -
Его по Ницше понимаем.
Вполне реальный человек,
Был всеми признан, уважаем.
Семь сотен с лишним было лет
Он до Иисуса узнаем.
Считаю, что он скифом был,
Как Прометей того же рода.
Его учение - кумир
Всего персидского народа.
Он был пророк Ахура-Мазды -
Бог справедливости и чести..
Кто с богом зла был - близнецы,
Анхра-Манью известен Персии.
В отличии от других идей
Равны их силы во Вселенной.
И правит каждый всею ей
Три тысячи лет попеременно.
Четыре цикла в мире том -
Был первый - бог добра там правил.
Три тысячи лет прошло давно,
Век золотой собой оставил.
Потом борьба три тысячи лет,
Где зло победу получает.
Вот вам на ваш вопрос - ответ,
Что жизнь сегодня объясняет.
Три тысячи лет потом всё зло
Царит нам миром и пространством.
Так Зороастр сказал давно,
Его слова горели страстно.
Потом - борьба три тысячи лет,
Добро в конечном - побеждает…
Возможен ли другой ответ?
Как выжить ведь не всякий знает.
Опять добра со злом борьба ,
Такую вечную идею.
Пророк оставил без креста,
Без муки и без воскресения.
ПРОРОКИ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ
Лжепророки сами выполняют свои предсказания.
Станислав Ежи Лец
Известно первое решение
Капеллы свода не прошло -
Апостолов двенадцать мнение
Пророками заменено.
В святой святых католицизма
В капелле, папа где рождён,
Из древних книг иудаизма
Пророков этих вышел сонм.
Решение было Микеланджело
И папа принял, как своё -
Христа прапрадедов узнали вы?
Он им обязан бытиём.
Там Иоиль пророк библейский
;Оставил книгу за собой.
Писал о судьбах Иудеи;
И Страшный Суд он знал, как свой!
Иеремия просто в скорби;
И книгу “Плач…” его зовут.
Он ясно видит море крови
Его народа, что прольют.
Иезекииль - могучий силой,
Прошёл пленение и срам,
Он принял смерть от местной силы
От клеветы, знакомой нам.
Пророком юным Даниил
Изобразил Буонарроти.
Он энергичен, полон сил…
Так совершенство всё в работе!
Важнейшим местом на стене,
Где папа так хотел Иисуса,
Пророк Захария в цене -
В нём папа сам - на то искусство.
Чем заслужил Исаия честь
Быть в Ватикане, как явление?
Он о Мессии вёл всё речь
Лет восемьсот до появления.
Известен нам пророк Иона -
Прожил в чреве у кита
Три дня и ночи очень скорбно -
Наказан был он неспроста:
Считается, что жизнь Ионы
Была прообразом Христа -
Три дня, три ночи был он мёртвым
Как тот, во чреве у кита.
Как так, пророки Иудеи
На видном месте в храме божьем?
Немногие бы так посмели -
Тем Микеланджело тревожней.
ОРАКУЛЫ
Не доверяйте гадалкам, которые пользуются научными методами.
Станислав Ежи Лец
Пророки мыслили глобально
О судьбах мира и людей.
Им даже слышать было странно:
“А что со мной, в судьбе моей?”
На то оракулы, сивиллы,
Авгуры, пифии, жрецы…
Им судьбы личные все видны,
Их персональные концы.
Вещал пророк всегда бесплатно,
И чаще, что во вред себе.
Их жизнь порой была нескладна,
Конец в костре иль на кресте.
Оракулы - они умнее, -
Сначала - жертву или дань.
Потом - туманнейшее мнение,
От “нет” до “да” размыта грань.
Ответ их сказочно прекрасен,
Не застрахован результат.
Он духом выдан, непонятен, -
Оракул сам себе не враг.
С тех пор цыганки, Нострадамус,
Библейский код и каббала
Шифруют мудрый свой анализ -
Ответ у них не “дважды-два”.
Волхвы и ведьмы, чародеи
И экстрасенсы всех времён
Туманить мысль свою умели -
Ведь кто гадает - тот умён.
Пророк общается с богами,
Оракул - с местною Ягой.
Масштаб не тот, поймите сами.
Где - ширпотреб, а где - герой.
ТРИБУН
Куда обращусь я, несчастный, куда я направлюсь? Быть может, пойду на Капитолий? Но он залит кровью брата! Или домой? Для чего? Чтобы там увидеть свою мать в горе, в слезах, в безнадежном отчаянии!
- Гай Гракх
Трибун плебеев и защитник,
Его хвалил сам Цицерон,
Хоть взгляды были их различны,
Но силу слова видел он. (1)
О нём писал Плутарх известный:
И, отмечая редкий дар,
Огонь речей всех страстных, резких -
По всем патрициям удар.
Он первым стал ходить по сцене,
А те, кто слушал, замирал.
Речей был результат проверен -
На массы Рима он влиял.
Оратор в Риме прям и краток,
И в обличении суров.
И грубоват (хотя без мата)
Клеймил как личность он врагов.
Он не ругал одни идеи,
Он оппонента унижал.
Искал пороки, отклонения…
Словами он уничтожал.
Был популярен у народа,
Но был врагом его сенат.
И смерть в конце была итогом,
Его речей всех результат.
Врагов в политике немало:
Ведь цели разные у всех.
Коль силы слова не хватало,
Клинок всегда решал успех.
Когда враги их окружили,
Он приказал тогда рабу
Себя убить. Пока был в силе
Слова служили все ему.
Сенат за голову трибуна
По весу золотом платил
И был один с моралью гунна -
Он голову свинцом залил.
Он был политик, агитатор;
Был ненавистен и любим.
Примером был он, как оратор,
Марату, Троцкому, другим.
(1) Гай Семпроний Гракх (154/153 — 121 годы до н. э.) — римский политический деятель из плебейского рода Семпрониев, народный трибун 123 и 122 годов до н. э.
ПРОПОВЕДНИК
Я - град, который сокрушит головы тем, кто не укрывается.
- Джироламо Савонарола
Бывали личности в истории,
Что пламенем своих речей
Толпой овладевали вскоре -
Любой приказ - умри, убей.
И были те, чьи мысли черны
Так откликались все в толпе -
Гипнозом связана, покорна,
На все готовая, везде.
Вот был Като - сенатор римский,
Толстовец, прямо от сохи.
Ругал излишества, напитки
И Карфаген... с его руки.
Примеров много: Гитлер, Троцкий,
Трибуны Рима, Робеспьер...
Мне помнится Савонарола -
Монах, диктатор, как пример.
Был ренессанс во всей Италии
С Флоренцией - центром всех искусств.
Открытий время, время знаний;
Медичи время, время чувств.
Созвездие гениев Флоренции
Не видели Афины, Рим...
Колумба время и Америки,
Но, проповедник вдруг возник.
Доминиканец и аскет,
Фанатик, мистик и блаженный;
Оратор, поражавший всех
Талантом говорить безмерным.
Сознание теряли дамы
От ярости его речей.
Лоренцо Медичи, тот самый,
Просил прощения у дверей.
Он призывал всех к скромной жизни
Без драгоценностей, искусств,
От дьявола “искусства мысли”,
Всё, кроме Библии, вокруг.
Толпу заворожил речами -
«От Бога видно говорит»,
И сливки общества бросали
В костер картины и стихи.
В костёр шли шахматы и ленты,
Одежда, зеркала, парфюм,
И мандолины, лиры, флейты
Источники порочных дум.
Горели гобелены, книги
Боккаччо, Данте - знаем все.
Искусство кучей всё свалили,
Сжигали гениев в огне.
Горели книги и картины!
Огонь сожрёт всё, лишь подбрось.
В толпе, где ненависть едина -
Желание Богу бросить кость.
Сожгли бесценные творения
Их бы в музей, а он в костёр...
И стал диктатором Флоренции -
Республики теперь позор.
Прозрели жители не сразу,
Но и ему был свой костёр,
Где он сожжён был по приказу,
От папы жителям пришёл.
Они расплату получили -
Для Троцкого был ледоруб,
Для Робеспьера - гильотина,
А Гитлера не найден труп.
Джироламо Савонарола (1452—1498) — итальянский монах и реформатор 15 века.
ОРАТОРСТВО, КАК КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ ТОЛПЫ
Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почёта: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.
- Марк Туллий Цицерон
Лишь только речи научившись,
Ценил наш предок мастерство
Ораторов, что Слова силой
Могли отвлечь, увлечь его.
Чтоб убеждением единым
И обьяснить, и повести
Семью, толпу, свой клан, общину -
Чтоб добровольно все пошли.
Так красноречия искусство -
Риторика и заодно -
Контроль толпы, знать её чувства
И лицедея мастерство.
Есть композиция и мысль,
Запас словарный и эмоций.
И интонация, и стиль,
И юмор - вот толпа что хочет.
Оратор должен верить в то,
Что говорит. Иль притвориться.
Звук речи раньше, чем письмо
Был для души, как крылья птице.
Оратор может быть святой,
Политик или злобный гений...
Он может увести с собой
Всех под гипнозом его мнений.
Обычно перед битвой речь
Держал пред войском Юлий Цезарь
И легионы шли на смерть -
Им речь утраивала смелость.
Был Демосфен один из них,
И Цицерон, где мысли вились...
Мы знаем, как за Троцким шли
И как на Гитлера молились.
Вникайте в речи в каждый слог,
Судите смысл, а не тирады.
Не Черчилль может, демагог
И шарлатан готовит стадо.
РИТОРИКА
Величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.
- Марк Туллий Цицерон
В наш век не надо убеждений -
Кто сильный, тот всегда и прав.
Но было время важных прений -
Риторики, не для забав.
И для судебных разбирательств,
И чтоб принять другой закон -
Оратор знал, как много качеств,
Чтоб смысл был в речи заключён.
Её учил не для забавы
И Диоген, и Цицерон.
Оратор знал такую славу,
Как олимпиец тех времён.
О них писали, изучали.
Их речи до сих пор живут.
Что об истории мы знали -
Историки из них берут.
Они умели убеждением
Сменить вождя, поднять народ.
Их слово было обличением
И их метафора живёт.
Заворожить толпу умели,
Увлечь и увести с собой...
Таков Бакунин был к примеру
Плевако, Троцкий был такой.
С мечом ораторам не спорить,
Но память всё ж о них живёт.
О них истории есть в школе,
А кто-то речи их прочтёт.
Есть у риторики законы -
Неплохо каждому их знать,
Чтоб убедить не силой - словом
Не оскорбив, не вспомнив "мать”.
СОФИЗМ
О всякой вещи существует два противоположных друг другу рассуждения.
— Протагор
Софизм - искусство красноречия
С единой целью - убедить!
Там есть приемы. Сквозь столетия
Ткалась их паутины нить.
Предмет не важен, как и тема.
Не важно правда или ложь.
А важно с ловкостью умело
Как довод свой ты повернёшь.
Всегда там в логике пробои,
Но маскирует их софист
И покрывает пеленою
Слов кружевом запутав смысл.
Идея в том, что аргумент
Хоть слабый - сделать самым лучшим
И отстоять его. Момент
Есть для всего. Ловите случай.
Терминология - один:
У слов всегда значений много.
Их выбрать - ты и господин,
Для аргумента есть дорога.
Следи за ударении слов,
От них значение зависит.
Подправь чуть-чуть и ты готов
К тому, что оппонент не мыслит.
Ищи метафоры вокруг,
Что подтверждают твоё мнение
И аллегорий узкий круг,
Чтоб вызвать у других сомнения.
Включай в дебаты тот вопрос,
Что доказательств не имеет..
Противнику ударом в нос -
Ответ найти он не сумеет.
Оценку дай его речам
Но выводов своих контракт.
Пусть отрицает их он сам
Тебе сказать лишь их как факт.
Что исказить, что упустить,
Что приукрасить и добавить.
Софисту можно всё простить -
Задачу победить ведь ставит.
Загнать противника в тупик,
Стыда, эмоций зальёт краска
И будь он юный иль старик,
Утонет разум в топи вязкой.
И чем уверенней твой тон,
Чем больше фактов новых, старых...
Тем больше верят, что «мол он
Всё знает и наверно правый».
Искусство древнее - софизм,
Словами замутить сознание
И сквозь забор словесных призм
Вас убедить - его призвание.
Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель) — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философскогонаправления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение
В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.
ДЕМАГОГИЯ
Демагогия возникает тогда, когда, за отсутствием общей меры, принцип равенства вырождается в принцип тождества.;
- Антуан де Сент-Экзюпери
Задача пресс-секретаря — переводить косноязычное вранье на общедоступный язык.
- Леонид Шебаршин;;
Ораторский контроль толпы,
Он "демагогией" зовется.
И есть приемы, вот они,
Чтоб распознать, если придется:
Все то, что говорит всегда
Все подается в виде факта,
Как будто это - "дважды-два",
Всёровным голосом, всё с тактом.
Не делает простых усилий
То доказать, что говорит,
Пусть оппонент сломает крылья..
Весь смысл - загнать его в тупик.
Готов всегда сказать сурово:
"Не я сказал это, а вы",
А также: "Все же очень ловко
Ответа избежали вы”.
Для демагога факты - это
Размена мелкая монета,
С апломбом врёт он не моргая,
И доказать вам предлагает.
На довод, что не отвергаем
Он говорит: “Все это знают”,
Или с улыбкой - знай мол наших,
“Ну это мнение только ваше”.
У демагога нет морали,
Нет и стыда в обычном смысле,
Его хоть ”вором” обозвали,
Встряхнется, нос задернет выше.
Он оппонента ярлыками
Обклеит, правдой или ложью,
Как это нам знакомо с вами:
Ведь “Враг Народа”- ярлык тоже.
Теперь, уроки эти зная,
Не дайте на уши повесить
Себе лапшу, распознавая
Кто демагог. Кто интересен.
ЛОЗУНГИ
Могила Ленина – колыбель свободы всего человечества.
- Лозунг на Красной площади 27января 1924 г.
Я помню лозунги с трибун
В четыре слова и не больше,
Чтоб не мутить народный ум
И чтоб запомнилось на дольше.
Владеть толпой - наука есть,
Что демагогией зовётся.
Толпу зажечь, толпу увлечь -
Попроще слогу удаётся.
Так мысль свою, свою скрижаль
Несли пророки всех религий;
Так перед битвой речь держал
Сам Цезарь, Александр Великий.
Итак, "Да здравствует...", "Долой...",
"Доверья нет...", "Вся власть Советам"
Короткий лозунг и простой,
"Мы победим" и "Лучше нету..."
Ещё заметить поспешу,
Что лозунг действует недолго.
И часто, как и анашу
Его втирать бы в мозг народный.
Потом привыкнут все к нему
И притупится их внимание -
Здесь лучше к новому врагу
И с новой кличкой, с пониманием.
Ничто не ново под луной
И снова лозунги, плакаты...
В четыре слова. И порой
Я вижу - сами виноваты...
ГИМНЫ
Восстановите гимн, и страна скажет: «Не надо зарплаты!»
- Владимир Жириновский
Всегда есть те, кто пишет гимны
Во все былые времена,
И для царя, и для Отчизны
Звучали славные слова.
Наверно были те, кто люду
Доходчиво все объяснял,
О том что было и что будет
В хорошем свете для царя
Наверно были те, кто верил
И все за правду принимал,
И жизнь свою с речами сверив
Он с ними жил и умирал.
Но были те, кто сомневался,
Читая часто между строк,
Кто истину найти старался,
Что в сводках он найти не мог.
Вот те всегда врагами были
Всех бюрократов и царей,
За правду каторгой платили
Своей семьи, своих детей.
Но если волей провидения
Правдоискателям дать власть
И гимны им тогда напишут,
И толмачей найдется рать.
Опять вернется время лести
И пропаганда и хвала,
И те, которые "Все вместе",
И те, которые все "За"...
ЯРЛЫКИ
У Авраама Линкольна была любимая загадка:
«Сколько лап у собаки, если хвост мы назовем лапой?».
Большинство слушателей говорили, что пять. Тогда Линкольн отвечал:
«Нет, их по-прежнему четыре. Названный лапой хвост — еще не лапа».
Мы клеим ярлыки охотно,
Дурак, невежда иль ханжа,
Но забываем беззаботно,
Что кличка часто не права.
Не все, кто верят - лицемеры.
Не все, кто судит грех - ханжи.
Не все, но всё же есть примеры
Не в бровь, а в глаз оценены.
Все те примеры - на экране.
Политики любых мастей,
Как проповедники в сутане,
Вещают мудрость для людей.
Что можно нам, что не годится.
Что можно есть, а что нельзя.
Моральна речь. Но не стыдится
То делать сам. Ведь вы - не я.
В них ханжество наивысшей пробы.
В них лицемерие само.
Политика любой основы
На ханжестве всегда росло.
Припомним лозунги былые
И те, что слышим изо дня -
Как я желал бы, чтоб иные
Их применяли для себя.
ДЕБАТЫ;
«Этого не может быть потому, что не может быть никогда».
- А.П.Чехов «Письмо к ученому соседу»
Я мечтаю, чтобы русские солдаты омыли свои ноги тёплой водой Индийского океана и навсегда перешли на летнюю форму одежды.;
- В.В.Жириновский;
Не выиграть дебаты никогда
Где логикe прямого аргумента
Идет навстречу рьяная толпа
С эмоцией безумного момента.
Логически доказанная правда
Бесспорна, как и дважды-два.
Но наступить эмоцией как танком -
Она отступит, словно не права.
Где логика царит, там нету места
Плевкам, проклятиям, крикам, кулакам,
Но мозг с эмоцией становится вдруг тестом...
Политикам известен этот дар.
А ложь из рупора отраву выливает
На размягченные эмоцией мозги
И логика бессильно отступает -
Ум проиграл эмоциям толпы.
ЛОГИКА АРГУМЕНТА
Терпеть не могу логики, она всегда банальна и нередко убедительна.
— Оскар Уайльд
Любой логичный аргумент
Пасует пред стеной из веры.
И никакой эксперимент
Вам не поможет. Всё без меры.
Какие споры, когда Он
Сказал когда-то - "так и только!"
Любой риторики закон
Отступит и умрёт безвольно.
И споры могут там идти
Не о причине, нет основы,
А только с тем, чтоб наскрести
Других цитат святого слова.
ДЛЯ УБЕЖДЕНИЯ
Наши взгляды - как наши часы, все они показывают разное время, но каждый верит только своим
- А. Поп
Для обсуждения, убеждения
У двух сторон необходимо,
Чтоб был один язык и мнения
Им выражались. Им единым.
Чтоб было знание предмета
И уважение к нему.
История - что было "спето"
На это тему. Почему.
Так в математике суровой
Есть уравнения, результат.
Предположения снова, снова
Проверке строгой полежат.
И в философии туманной
Одним и общим языком
Ведут дебаты, хоть и странно
Для тех, кто с темой не знаком.
И так всегда - непосвященным
Решения вывод не понять.
Их выбор - доверять учёным
Или решения отрицать.
И пусть подход у всех различный,
Но если честность есть в суждениях
И если уважаешь личность
От слов не будет раздражения.
Но так бывает - те, кто знают
На разных спорят языках
И каждый каждого пеняет,
Что тот невежда и дурак.
А есть и те, кто лезут в споры
И рвутся прямо на рожон,
Хоть недостойны разговора,
Но тот вопрос для них решён.
На поэтических страницах
Встречаю споры там и тут -
На темы общие - пииты
На разных языках ведут.
Есть те, кто знает суть предмета,
Есть те, кто слышал где-то звон,
Есть те, кто звона слышал эхо...
От их дебатов - только стон.
НАС ОБМАНУТЬ ЛЕГКО
Самый простой и верный способ обмануть человека — это прикинуться другом.
— Публий Овидий Назон
Нас обмануть легко и просто:
Гипноз, мираж, святая ложь.
Наш мозг устроен так возможно,
Что на мякине проведёшь.
Мы верим лести прохиндеев,
Речам политиков-врунов,
Лапше эфирной тех, кто блеют
Уверенных в себе козлов.
Наш мозг чувствительный и сложный,
Так ошибается легко.
Увы, он очень ненадёжный
И часто слабое звено.
Всё то, что видим мы сейчас,
Вся объективная реальность -
Все рождено в мозгу у нас
Сигналами нейронов странных.
Они несут и звук и цвет,
И ощущения, и чувства...
Их измени и видишь свет
Другим и в этом их искусство.
И мир пред вами весь другой
Для вас реален, тем не менее -
Там силы говорят с тобой
Добра и зла, там привидения.
Вас убедить потом нельзя,
Ведь все реальны ощущения.
"Неправы все, но нет, не я -
Я видел "чудное мгновение"".
"Ко мне спустилось божество
И лишь со мною говорило.
И мне приказ дало Оно,
Лишь знаю я, как это было".
Гипноз иль сон, игла и транс
И медитация конечно -
Дают нейронам нашим шанс
Нас обмануть. Так было вечно.
ПЛОХАЯ НОВОСТЬ ПРИВЛЕКАЕТ
И собака в столице лает центральнее.
— Станислав Ежи Лец
Плохая новость привлекает.
Скандал для прессы, как бальзам.
Скажите, Вас не удивляет
Пристрастие к низменным страстям.
Смакуют драки и убийства,
Интриги в высших облаках.
На ухо что нашепчет птичка,
Что в пасти принесёт шакал.
Для тех кто смотрит и читает
Скучны банальности добра,
Адреналин в крови играет
У нас при предвкушении зла.
Убийства смотрим сериалы,
Там где бездействует закон
И учимся - вот жить как надо,
Мораль из сердца вырвать вон.
Теперь похоже всё нам можно.
Неужто циники правы?
Что совесть, честь забыть не сложно?
Они с достоинством мертвы?
Свидетельство о публикации №120110209989