Единая цивилизация

Я хочу поделиться с Вами, дорогие друзья, своими впечатлениями о прочитанной недавно книге под названием "21 урок для 21 века", автор Юваль Харари.
Сказать, что эта книга произвела на меня впечатление - это значит: ничего не сказать. Она удивила, "встряхнула", заставила содрогнуться, задуматься...Она вызвала бурю эмоций и мыслей... Автор очень простым языком, доступным для множества людей разной культуры, написал о главных проблемах современного мира.

Но прежде, чем я вкратце поделюсь своими мыслями о прочитанной книге и цитатами из нее, я хочу привести одну цитату другого автора, американского писателя - фантаста Дина Кунца. Она чем - то  "пересекается" с сегодняшней темой.

" Большую часть жизни не стоит воспринимать всерьез, нужно рассматривать ее, как некую космическую шутку. Иметь лишь четыре основополагающих принципа: во - первых,
причинять как можно меньше вреда другим, во - вторых, всегда быть готовым прийти на помощь своим друзьям, в - третьих, отвечать за себя и ничего не просить у других, в - четвертых, получать от жизни максимум удовольствия. Не думать о том, чтобы оставить свой след на земле. Игнорировать "важнейшие вопросы современности", чтобы не портить себе пищеварение..."

Первая фраза - "большую часть жизни нужно рассматривать как космическую шутку". Сам автор пробовал свою жизнь рассматривать как космическую шутку? Насколько мне известно, из - за своего отца алкоголика и дебошира,  у него было очень тяжелое детство, которое оставило след в его душе на всю оставшуюся жизнь. Попробуйте свою единственную и неповторимую жизнь воспринимать не всерьез. Вот сцена - это наша жизнь, а вот клоун на сцене - это мы с вымученной, трагикомической улыбкой на лице. Задача клоуна - играть "на публику". Только в данном случае человек сам является и клоуном и публикой, он пытается "играть" для себя  свою жизнь не всерьез.  Ну что, попробовали? Получается? А что делать со своими чувствами и эмоциями, скажем, не совсем позитивного характера? Игнорировать? Скрывать от всех и от себя, в том числе? Но ОНИ ЕСТЬ, они пылают, бушуют, кипят...
Получать от жизни максимум удовольствия? Но как? Что нужно делать или не делать, чтобы получать всегда удовольствие от жизни? И не есть ли в этом какой - то нравственный "изъян"?
Не думать о том, чтобы оставить свой след на земле? Но сам автор пишет и издает свои книги многомиллионными тиражами. Для чего он это делает? Может, все таки одна из причин этого - "оставить свой след на земле"?
Игнорировать "важнейшие вопросы современности", чтобы не портить себе пищеварение? А теперь представим себе на секунду, что все жители земли начнут игнорировать "важнейшие вопросы современности". И что из этого получится?

Юваль Харари затрагивает в своей книге важнейшие вопросы современного мира. Я хочу вкратце поделиться тем, что именно меня затронуло больше всего.
Харари пишет о трех глобальных угрозах: искусственного интеллекта, ядерной войны, изменения климата.
Но раз эти угрозы имеют ГЛОБАЛЬНЫЙ характер, значит, и решить их можно только на ГЛОБАЛЬНОМ уровне, т. е. ВМЕСТЕ, СООБЩА.
Автор коротко останавливается на тех причинах, которые мешают решению этих проблем на ГЛОБАЛЬНОМ уровне. Например, проблема бурно развивающегося искусственного интеллекта заключается не в самом искусственном интеллекте, а в "естественной глупости и жестокости" людей, которые будут управлять им. Точно также автономные системы ядерных вооружений могут привести к ГЛОБАЛЬНОЙ катастрофе потому, что в мире "слишком много безнравственных и даже откровенно агрессивных правительств".
Харари напоминает, что сегодня нужна новая ГЛОБАЛЬНАЯ идентичность, так как мир вступил в эпоху ГЛОБАЛЬНОЙ экономики, ГЛОБАЛЬНОЙ науки, ГЛОБАЛЬНОЙ экологии.
Человечество стало ЕДИНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ, но до сих пор раздираемо на враждующие лагеря из - за национальной политики государств и религии.
Это противоречие между ГЛОБАЛЬНЫМ характером проблем и локальным характером идентичности спровоцировало кризис.
Он пишет, что "никакой Бог и никакие законы природы не могут защитить человечество от его же глупости".
Харари пишет о том, что для того, чтобы соблюдать нормы морали, нет нужды обращаться к Богу. Потому что мораль, на самом деле, не есть "соблюдение божественных заповедей", а уменьшение страданий в мире. Для нравственного поведения нет нужды верить в какой - либо религиозный миф, а нужно РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ ЧУТКОСТЬ К СТРАДАНИЮ. Если человек понимает, что его действия  могут причинить страдания другим людям или ему самому, он постарается воздержаться от таких действий. Религиозность не является обязательным условием нравственного поведения!
Он пишет, что именно сами смертные люди должны нести полную ответственность за свои действия. И если в мире полно страданий, то сделать все возможное, чтобы уменьшить их, не дожидаясь, пока вмешается некая высшая сила и позаботится о мире без нашего непосредственного участия.
Но как заставить человека сострадать, например, животным, если у него нет этого чувства? Нет и все. Кто - то же работает на многочисленных скотобойнях и каждый день убивает животных, получая за это деньги. Человек - "царь зверей" и волен делать с ними все, что захочет. Ну как же, как же...еще до нашей эры, тысячи лет назад, наши пещерные предки промышляли охотой на диких животных и тем кормились.
На календаре 21 век и как - то странно, что это является главным аргументом в оправдании уничтожения тысяч животных, птиц, рыб и т.д.
 На протяжении сотен лет человек вел себя как "экологический серийный убийца, теперь он превратился в экологического массового убийцу". Харари пишет: "Если мы не остановимся, это приведет не только к исчезновению многих биологических видов, но и подорвет основы человеческой цивилизации".

Хочется верить, что все таки восторжествует здравый смысл и люди будут озабочены не столько укреплением и поддержанием своей локальной идентичности (национальной, религиозной), сколько озабочены ГЛОБАЛЬНЫМИ проблемами выживания человечества  и самой планеты в целом.

Можно в чем - то соглашаться с автором, можно не соглашаться, но те вопросы, которые он поднимает в своей книге, касаются нас всех без исключения.


Рецензии