Анализ стихов. Быть или не быть?

             Мои размышления по творчеству Виктора Пашкова.
             
              Изнурительная работа невидимых внутренних нетелесных органов
              Человека, в целом так, как и у всех,кто пишет, думая и
              переживая.
               (Виктор Пашков.18.01.2019 "Я знаю как пишут стихи")

             ВСТУПЛЕНИЕ

Откликаясь на стихи Виктора Пашкова, решила обратить внимание на написание откликов автору на прочитанное другими поэтами, коллегами по сайту.
 Я умышленно употребила слово "отклики", т.к. рецензий на сайте не встретила ни одной, что немного огорчает.
   Произведения этого автора заслуживают не просто слов "Очень понравилось". Стихи Поэта необходимо , внимательно прочитав, проанализировать  раскрыв его волшебные образы, всю гамму введённых в стихотворение поэтических особенностей.
   Это не просто стихи.  Работы Виктора-Поэзия, к которой необходимо пристально приглядеться.
 Наш современник, достойный признанный представитель поэтического сообщества., личность , богато одарённая, - талант его не заметить просто невозможно.
  Не просто талант, нельзя не заметить его НАРОДНОСТЬ.  Это слово долго держала в своём сознании, не называя творчество Виктора "народным". Почему?
 Слишком хорошо знаю этого человека. Скромность -черта характера, которая прежде всего бросается в глаза при знакомстве с ним.
 Не любит пышных слов в свой адрес.
   Пишет о России, о русском человеке, о непростом положении в стране. В его стихах слышны слова:нищета, воровство, беспредел властных структур, беспокойство о молодом поколении, ...
 Дальше можно не продолжать. Уже эти темы наталкивают на мысль, что не о себе, о народе, его проблемах строки стихов Поэта.  Говоря "Я", он подразумевает "Мы". Личное только в Общем. Высокая гражданская ответственность чувствуется в его стихах и в письмах- ответах своим читателям. Вчитайтесь, вслушайтесь! Это ли не народность, если даже о порушенном хозяйстве болит душа человека.
 Поэт сам говорит , в подтверждение моих слов, не подозревая, что я их использую в своей статье:
"Скажу как есть:на меня давит трагическая действительность,  а стихи - только отражение настроения далеко не только моего личного"
      (Виктор Пашков. 25.10. 2018 к стихотворению "На земле не осталось
              пророков")
 Боль за Родину, за русский народ- проходит рефреном через его лирику. Мятущееся сердце Поэта звучит в одном ритме с жизнью любимой России.
  Читая вновь и вновь, убеждаюсь, что не ошибаюсь , разглядев "народность" в творчестве Поэта, продолжателя традиций  великих поэтов-классиков, любимых им Есенина, Некрасова.  Доказательством этому будет его новое стихотворение, о чём речь пойдёт ниже.         
      
      РАЗГОВОР С АВТОРОМ ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ НОВОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
               "НУ ПОЧЕМУ МОЕЙ СВОБОДЕ ТЕСНО"

Здравствуйте, Виктор.
Взяться за написание отклика на Ваше стихотворение, меня заставили мои беспокойные мысли. Не дают мне покоя после прочтения Вашей работы "Ну почему моей свободе тесно".
Вы публикуете редко новые стихи. С особым волнением подошла к прочтению этой работы. Я не просто начала его читать Я ПРИСТУПИЛА К ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЯ. Написала свой аналитический отклик.
Почитала отклики других читателей и ...огорчилась. Да, огорчилась. Очень.
Читали, выражали своё отношеник к Вам, приводили свои примеры, дополняя тему стихотворения....Но где стихотворение? Его как будто и нет. О нём ни слова с точки зрения аналитики.
Да, не пишутся на сайте рецензии. Не читала, к сожалению, ни одной.
А попыток разобраться в образах! Боже упаси! Такого и не бывало. Стандартные "тёплышки", поцелуйчики, "Людочки"....И ещё "обнимашки"! Верх совершенства в выражении мнения о чём, о ком?
Что ждёт автор? Конечно слов о ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИИ. Тем более о произведении такого масштаба, такой глубины сказанного.
Не только сказать "Трогательно", но и попытаться разобраться в образах,вникнуть, если это поэзия.
К сожалению, умные , толковые люди , пишущие хорошие стихи , отделываются ничего не значащими фразами, внутри своего клана или братства, не выходя за пределы. Цель одна:попасть в рейтинг, на первые строчки!
Того, кто немного отличается своими принципами в смысле написания откликов - обойти.

Я давно пишу аналитику по Вашему творчеству . Пишу много. Изданы две книги.
Однажды в издательстве меня спросили, а зачем это писать? Зачем анализировать?Я просто читаю стихи: -сказал мне руководитель, сам поэт.
Мой ответ таков:мне есть что сказать по Вашим работам. Во- вторых, это важно и поэту, имеющему "своё лицо" в поэзии, важно читателю, чтобы потом знать, простите скажу так, чем "Иванов" отличается от "Петрова".
Надо вспомнить, сколько статей написал о поэтах и поэзии В.Белинский, сколько аналитических статей написано по творчеству Пушкина, Некрасова, Есенина.

Выделила Вас из всех поэтов сайта, потому, что поняла передо мной неординарная личность, самобытный поэт, требовательный к себе, стремящийся создать "своё в поэзии", основываясь на примере лучших представителей Русской поэтической школы.
Не говорю, что надо делать углублённый анализ каждого прочитанного произведения. Но на минутку надо забыть о "тёплышках", "обнимашках", "ладошках" и вспомнить:передо мной работа автора, которой он отдал свою душу и пропел её для читателей, как говорите Вы, Виктор, "стремясь передать следующим поколениям своё видение сегодняшнего дня России."

Мне было обидно за Ваше "забытое" стихотворение "Ну почему моей свободе тесно". Только примеры ,которые приводят читатели.! В откликах. Из жизни, правильные, но это ли надо. Конечно, будет затрачено время, чтобы написать анализ.
Подогрело моё желание высказаться, не буду скрывать, отклики на моё стихотворение"Уходит, пепел листьев вороша".
В нём драма женщины, которая потеряло может быть самое дорогое в жизни и по-бабьи воет от горя, забыв об утончённости своей красоты, размазывая по лицу тушь и помаду. Мне пишут :как хорошо Вы сказали: "пепел листьев".
Какая душевная глухота, какое непонимание образа! Не осень, женщина уходит в себя, хочет спрятаться от всего мира, переживая горе.

Эти моменты, Виктор, простите , я и освоём, заставили меня высказаться.
Знаю Ваши слова:"на сайте никто не хочет разбираться." К сожалению, это факт.

Пусть простят меня те, кто может быть , наберётся терпения и прочитает мои слова, но я впервые призываю писать не просто "понравилось", всё - таки включать отдельные элементы анализа на стихотворение.
Без этого нет стихотворения, которое преподнёс нам автор, есть работа, статья журналиста по теме,но не поэтика.

      НАПОМИНАНИЕ О ТОМ, ЧТО МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В СВОЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК.

      Рецензия на «Нет, не люблю тебя, как прежде» (Виктор Пашков)
Напомню самые простые элементы на сегодняшнем прекрасном стихотворении любовной лирики "Нет, не люблю тебя как прежде".

Начинаем с НАЗВАНИЯ, КОТОРОЕ У ВАС ВСЕГДА ПЕРВАЯ СТРОКА.
ДАТА НАПИСАНИЯ:2013 год.
ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ:вытекает из темы. Расстался герой(он же автор) с женщиной, посвятил этому событию стихотворение, а может даже обобщил разлуки, которые были в его жизни.
Название, как и первая строка, настраивают на тему стихотворения.

ТЕМА:расставание двух влюблённых.
ИДЕЯ:показать холодность и безразличие мужчины при расставании.
КОМПОЗИЦИЯ:стихотворение поделено на четыре строфы.
ФОРМА СТРОК:"Пашковская строка". Уже говорила, что это значит , не повторяюсь.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ СТРОФЫ:сложность отношений, наступивший разрыв, глубокое разочарование мужчины до степени " и видеть больше не хочу,"
СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ СТРОФЫ:причина расставания в строке :
"Случилось так, как получилось, -".
Не ясна, скорее всего- охлаждение . Даже "сны пропали".
В жизни как бывает:думаешь, снится, любишь. Здесь всё ушло.
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕЙ СТРОФЫ: В ней мы узнаём причину разрыва:"Сжигаю прошлые страницы
В ночном костре другой любви -" Автор раскрывет причину,недвуссмысленно говоря о новом увлечении.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕТВЁРТАЯ СТРОФА: сплошные метафоры, олицетворения, эпитеты,говорящие о сгоревшем чувстве. Холодный пепел остался.
Перейдём к ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Нет поэзии без образов. Через образы автор передаёт тему стихотворения.
Он не просто вспоминает то, что было(иначе это были бы мемуары), а данным ему талантом и способностями мыслит образами, которые как Вы, Виктор, говорили: "сами приходят к Вам".
МЕТАФОРЫ: вся третья строфа и четвёртая.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:"пропали сны". Я не буду перечислять всё. Назову из второй строфы. О богатстве двух крайних строф уже сказала.
ЭПИТЕТЫ:разговоры бесполезны,прошлые страницы,последний белый лист, тёным шторам.
Полностью соответствуют теме.
ЛЕКСИКА ПО ТЕМЕ:не люблю, не хочу, бесполезны, молчу, вины, пропали...Закончу. Уже названные мной слова выражают тему. ОТРИЦАНИЕ "НЕ"- говорит само за себя.
ПРИМЕР СРАВНЕНИЯ:
" Уходят тени от предметов
По тёмным шторам
Змейкой
Вниз."
Тени как змейки. Как не привести пример этой выразительной строки. Не тени, чуства ушли , именно вниз...Растворились!

ГРАДАЦИЯ:
ИСКРИТ- СГОРАЮТ - и, наконец, -ГОРИТ ПОСЛПДНИЯ ЛИСТ- И ТОЛЬКО ТЕНИ ОСТАЛИСЬ.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА- мужчина и женщина.
Женщина, очевидно, просит не покидать её, но он уже всё решил.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ: женщина любит,не боится умолять.
Мужчина решителен, характер строг, "сжигает за собой мосты", жестковат. Даже не желает объясниться.
РИФМА:есть прямая:хочу-молчу. ЕСТЬ АКУСТИЧЕСКАЯ:прежде -бесполезны. Она удаётся автору, обладающему тонкия музыкальным вкусом.

ЗВУКОПИСАНИЕ:"искрит былое вереницей,"- потрескивание искр явно прослушивается в этой метафоре-олицетворении.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ : передано ясно в первой строфе-напряжённость в разговоре и настроение героев.
МНЕНИЕ О СТИХОТВОРЕНИИ: стихотворение привлекает внимание сюжетом, поэтическими средствами выражения. Волнует происходящее. Печалит разлука двух людей , которые явно страстно любили друг друга. Слово "ДРУГОЙ" костёр" подсказывает это.
Невыгодно выглядит образ главного героя- бросает женщину, которая страдает и не хочет расставания.
Особенно яркими показались две крайних строфы.

Я всего лишь, очень кратко попыталась показать, ни в коем случае никого не поучая, как можно написать анализ о стихотворении если оно затронуло и показалось интересным. Можно использовать не всё , а только часть из предложенного мной. Писала, не надеясь, что будут читать.
Единственный, кто прочитает, так это автор.
Виктор, буду ждать Ваш "приговор" по высказанному на Вашей странице и по краткому анализу стихотворения, которое меня восхищает, как пример поэтики, пример умелого испльзования образов в стихах.
Простите, автор , но "тёплышек и обнимашек" Вы от меня не дождётесь.
Строга, ох , строга!!!
С улыбкой заканчиваю своё повествование.
До встречи Виктор!
 Желаю Вам, дорогой Поэт, понимающих читателй, не просто читателей, а друзей, коллег по Вашим поэтическим изысканиям!

       Светлана.  01.11.2020 21:38 


              ОТВЕТ ВИКТОРА НА МОЮ ПУБЛИКАЦИЮ.

Здравствуйте, Светлана!
Благодарю за очередную встречу!
Выскажу, коротко, мнение по аналитическому материалу.
То, что его практически никто не делает, естественно: филологов,
литературных критиков, склонных к скрупулёзному изучению материала
современных авторов, на этом сайте, за малым исключением, нет. Это работа
специфическая трудная и трудоёмкая. Совсем не обязательно автору слушать от каждого разбор:
он хорошо знает что пишет, зачем пишет и как пишет, если требователен к себе. Достаточно, чтобы
читали и, при желании, кратко говорили о качестве работы и влиянии. Да и это неважно – важно, чтобы
читали, особенно те, до кого автор пытается достучаться. Вы говорите об образах работы – они абсолютно просты,
не понять их может только крайне недалёкий человек, но таких на сайте нет. Думаю, коли, они просты, то и замечать их
не обязательно: они как бы само собой разумеющееся. И разбираться в них не обязательно: человек в своей жизни не всегда
может разобраться, а тут в кем-то созданных образах - зачем. Что-то осталось и то хорошо. Захочет, прочитает ещё под настроение,
а там, глядишь, и поговорит с автором: разговор станет интересным для обоих. Хотя вот что скажу Вам - часто перечитываю стихи
Поэтов, но не с одним уже не поговорить: хватает того, что прочитал – мне понятен этот Человек, принимаю Его таким, каким представляю
по строчкам, словам: стихи – исповедь перед самим собой, а при разговоре он может и не открыться. Но каждого благодарю за настроение.
Я читал Ваше стихотворение. Оно отличается от многих опубликованных на сайте, оно живое, но есть моменты,
над которыми надо поработать, что абсолютно нормально: одно дело анализировать готовое, другое - писать самому.
Вы полагаете, что «без анализа нет стихотворения», не согласен: анализ – это удел профессионалов, филологов, литературных критиков.
Далеко не каждому дано, и то, что читатель пишет «понравилось», автору достаточно, если искренне, а искренность чувствуется сходу.
Разбор Вы делаете на высоком профессиональном уровне, но это колоссальный труд и благо, если он желанный: автор отблагодарить не сможет.Светлана, то, что «не дождусь», уверен – это приятно и радует. Простите за долгий разговор: пытался ответить.
С уважением и признательностью за профессионализм и не проходящее желание читать, разбираясь, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   02.11.2020 15:20


Рецензии
Светлана, для меня - учение,
Вот Ваших строк предназначение!
Вы справились - большой Учитель,
Рецензионный поучитель.
Советы Ваши нам полезны,
они никак не бесполезны,
Но, понимаем нужен труд,
Тогда лишь вес рецензий крут!
А для труда - не только время,
А знаний специфичных"племя",
Вот с этим сложно, с этим трудно,
Вот потому и пишем нудно,
Отрывисто, легко и просто -
Не пользуясь "окном" для роста...
ВАША РАБОТА, НЕСОМНЕННО, ЗНАЧИМА И ВЫСОКОПОЛЕЗНА. ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО У МЕНЯ, СВЕТЛАНА. А ЗНАЧИТ - ВСЁ НЕ ЗРЯ!!!

Николай Вершинин 2   05.06.2022 04:20     Заявить о нарушении
Николай, здравствуйте,
Спаси Бог, что почитали.
Понимая, что поучать не имею права, тем не менее, высказала своё мнение по поводу написания откликов.
Некоторые читатели пишут отклик на стихотворение, забывая совсем упомянуть о нём.
Всего доброго, Николай, в воскресный день, занятый , думаю, дачными делами.
До встречи.

Светлана Климашова Дерягина   05.06.2022 07:22   Заявить о нарушении
Светлана, спаси Бог за обстоятельные пояснения и пожелания.
Пусть сегодня Вас ждёт много чего интересного!!!

Николай Вершинин 2   06.06.2022 04:26   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.