Философские аспекты и типология нравственности

"Тому, кто желает делать людей - многих или немногих - лучшими, уделяя внимание их воспитанию, надо постараться научиться создавать законы, коль скоро благодаря законам мы можем стать добродетельными."

Аристотель "Этика"
 
                ***
Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю - соответственно, Сократ не мог ослушаться божественных указаний."

Платон "Государство"

                ***
Автору данного эссе очевидно очень далеко до Сократа, однако и ему однажды приоткрылась завеса одной очень важной тайны, которой он и хочет поделиться с читателем. Насколько истинна и справедлива изложенная точка зрения, судить каждый может сам.


Нравственность - моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе.


Для оценки типа человеческой нравственности существует три основных критерия:

1) Наличие - отсутствие у человека доброй воли или злых намерений по отношению к другим людям.
2) Наличие - отсутствие у него конструктивных, фундаментальных знаний, законов и правил добродетели.
3) Твердость и постоянство нравов, привычек, убеждений, принципов.


Исходя из данных критериев оценки нравственности человека, можно выделить пять основных устоявшихся типов, которые качественно отличаются друг от друга:

1) Позитивно-конструктивный
2) Позитивный
3) Позитивно-негативный
4) Негативный
5) Негативно-конструктивный

К первому, позитивно-конструктивному типу нравственности можно отнести лишь людей высшего порядка, обладающих неизменной доброй волей по отношению ко всем без исключения людям. Образ - учителя, который всегда внимателен, по-отечески добр и справедлив ко всем своим ученикам без всякого различия. Кроме того, люди данного типа нравственности, должны обладать глубокими, исчерпывающими знаниями в области философии, знать и умело применять на практике все правила и законы добродетели. Они тверды, мужественны, преданны своему долгу, последовательны, мудры, а значит и конструктивны. Никогда не действуют спонтанно, безосновательно, - прекрасно знают и умеют противостоять всем человеческим порокам. Это мудрецы, философы, исследователи человеческих душ. По определению Платона, философ - это человек, во всем стремящийся к самому прекрасному: в чувствах, в словах, в мыслях и поступках. На это способен только совершенный, всесторонне образованный человек. Мудрец всегда тверд, бесстрашен, не поступается своими принципами и постоянен в своих чувствах.
                ***
Ко второму, позитивному типу нравственности можно отнести людей, от природы очень добрых, приветливых, кротких, мягкосердечных. Таких людей называют блаженными или - счастливыми. Их можно иногда встретить в глубинке, среди людей истинно верующих. Взгляд их всегда светится добротой, они ни к кому не испытывают неприязни, зависти, никому не желают зла. Такие люди не обладают глубокими познаниями, свойственными мудрецу, философу, однако всегда постоянны в своих чувствах, всегда позитивны. Для конструктивности, последовательности, мудрости в своих поступках им не хватает фундаментальных знаний.
                ***
К третьему, позитивно-негативному, самому распространенному, но крайне неустойчивому, переменчивому типу нравственности относится большинство разумных, благовоспитанных, добропорядочных людей. Среди них встречаются также и весьма просвещенные, одаренные личности, готовые на самые благородные поступки и движимые высокими целями. Однако этот тип людей отличает сиюминутная приверженность конъюнктуре, приспособленчество, зависимость от обстоятельств, а также показная добродетель. При всей широте взглядов, им не хватает глубоких, фундаментальных знаний, с помощью которых можно противостоять многочисленным порокам и страстям. Они изредка позволяют себе быть гневливыми, алчными, завистливыми, тщеславными, хотя и сознают пагубность этих пороков, раскаиваются в содеянном, стараясь загладить вину, но твердо - раз и навсегда отказаться от них неспособны. Для того, чтобы уподобиться мудрецам, им не хватает ни знаний, ни твердости духа, ни постоянства. Однако именно из этой среды появляются весьма способные люди, которые при должном желании и усердии, с течением времени способны достичь статуса мудреца.
                ***
К четвертому - негативному типу нравственности, следует отнести людей сугубо недоброжелательных, злобных, грубых, хамоватых. Их очень легко распознать внешне по вызывающему поведению, ибо они даже не скрывают своего неуважительного отношения к окружающим, действуя всегда прямо и открыто. Они по большому счету не питают добрых чувств ни к кому. Урезонить подобных людей на некоторое время способен лишь мудрец, однако исправить их окончательно невозможно.
                ***
К последнему, пятому - негативно-конструктивному типу нравственности, относятся люди, к которым следует присмотреться особенно внимательно, поскольку от них исходит настоящая опасность, предвидеть которую довольно сложно. Отличает таких людей внутреннее презрение и зависть ко всем без исключения окружающим. Однако свои искренние намерения и чувства они тщательно скрывают под маской дружелюбия. Их главное оружие это - лесть и подобострастие. С их помощью они всячески втираются в доверие к своей будущей жертве, выжидая и тщательно планируя свое злодеяние. Доверчивому, ничего не подозревающему человеку бывает даже невдомек, каким это образом, вся его дотоле, благополучная жизнь, вдруг становится настоящим кошмаром, а судьбу его неожиданно постигает крах.
 


Рецензии
Здравствуйте, Роман! Благодарю Вас за интересное, познавательное эссе. Прочла и задумалась к какому типу я отношусь. И выбрала середину). Третий тип. В общем, есть о чем подумать.

С уважением и самыми добрыми пожеланиями

Марина Есьман   18.04.2024 23:32     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина!
Спасибо за внимание! Рад, если Вы почерпнули здесь для себя что-то новое. Коль Вы причисляете себя к третьему типу, значит Вам еще есть к чему стремиться. Было бы желание...

С улыбкой!

Константинов Роман   19.04.2024 09:43   Заявить о нарушении
Несомненно. Еще раз спасибо!

Марина Есьман   19.04.2024 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.