Залы Петербурга. 25. Зал Дома Кочневой

   Дом Ильиных (Кочневой)*– он такой необыкновенный один.
Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 41.
  На набережной реки Фонтанки, между мостами Аничковым и Ломоносова в Петербурге
находится особняк, известный как Дом Кочневой —
один из немногих исторических зданий в Санкт-Петербурге,
который сохранил свои изысканные интерьеры до наших дней в таком виде -
практически в первозданном виде!
   Это удалось благодаря усилиям последней дореволюционной владелицы дома —
Нины Павловны Кочневой. Именно этой хрупкой и милой женщине в начале ХХ столетия
удалось в 1918 году добиться признания особняка объектом культурного наследия.
   Этот жилой дом был построен архитектором Луиджи Руска в 1808 году для купца Ф. Ильина,
чуть позже владельцами строения стали Кочневы, владевшие им около века,
в честь их и закрепилось название.
С первого дня существования дома здесь звучала музыка.
Каминный зал или зеркальная гостиная 
представляет наибольшую художественную ценность и для ХХI века.
   Здесь отлично сохранились барельефы фриза, камин и кафельные печи времени уникального.
Анфиладу помещений, идущую вдоль Фонтанки, открывает именно этот зал,
служивший владельцам дома в качестве танцевального.
    Каминный зал - одна из самых нарядных комнат.
Это прямоугольный в плане зал с пятью окнами, с беломраморными подоконниками,
служащие для посещавших  словно  беломраморным архитектурным капризом,
простенными зеркалами, опоясанными поверх заодно с окнами белым с золотом карнизом.
Окна зала выходят на набережную Фонтанки, что таже было в вечернем зале сюрпризом.
   В 1919 году О.А. Кочнева следующим образом описала убранство этого зала:
плафон - работы художника Шлера, барельефы - скульптора Теребенёва,
паркет с выжиганием - работы Гербера, фрески, пилястры, прочее - художника Скотти,
белый мраморный камин - работы Трискорни,
  Антаблемент (верх стен зала) представлен лепным поясом из завитков
в виде «набегающей волны» и завершен выполненным на мифологические темы
широким скульптурным барельефом-фризом.
Это главное украшение в светлом зале, служащее для хозяев и гостей сюрпризом.
   В зале сохранились подлинные произведения мастеров начала ХIХ века.
Это, в первую очередь, средистенный камин белого мрамора, придавший необычность залу -
с удивительно изящным резным орнаментом у продольной стены между дверьми.
Именно он дал теперешнее название - Каминный -  залу.
   Топочное отверстие камина обрамлено ампирным рисунком с путти - веселящимися младенцами.
Над камином имеется прекрасное большое зеркало почти во всю его ширину
в белой с позолотой раме – обрамляя её словно сказочными венцами.
  Высокие прямоугольные зеркала висят в простенках между окнами и ещё одно зеркало находится в правой части зала.
Иногда каминный зал называют зеркальной гостиной вместо принятого названия зала,
поскольку все заркала в целом создает иллюзию расширения пространства зала.
______
* Нина Павловна Кочнева была выдающимся учёным, всю свою жизнь проработавшим в Институте экспериментальной медицины (современный адрес: ул. Академика Павлова, д. 12). Она занималась исследованием и экспериментально-биохимической разработкой проблемы обмена веществ отдельных органов и их взаимосвязи в живом организме, а также проблемами эндокринологии и онкологии. Нине Павловне принадлежит более 100 научных работ, актуальных и по сей день.
   Ныне уютные гостиные и залы особняка Н.П. Кочневой служат для камерных концертов и театральных представлений, приятной особенностью которых является живой голос исполнителей, певцов и артистов, не пользующихся микрофоном, что привлекает сюда ценителей прекрасного.


Рецензии