Большие люди и Любовь Эссе
БОЛЬШИЕ ЛЮДИ И ЛЮБОВЬ
ЭССЕ
В человеческой истории да и вокруг нас в огромном нашем мире в настоящее время всегда есть Большие Люди и которым всегда приковано всеобщее внимание и чьи образы и судьба колдовски завораживают очень многих - вокруг таких людей неизменно создается ореол необычайного и великого. И очень часто - ореол красоты.
К когорте Больших Людей сознание общества нередко относит и выдающихся писателей и поэтов, чьи судьбы обретают тогда в глазах множества людей особое значение.
Все что с такими Большими Людьми связано, вся их личная и даже интимная жизнь - волнует тогда «всех и каждого» и неизменно окутано для общества ореолом величия и красоты.
Причем это конечно же касается и любовных историй, пережитых Большими Людьми.
Такие любовные истории превращаются в сознании масс в возвышенные и романтические легенды - вот как легенда под именем «Есенин и Дункан» или легенда под именем «Ахматова и Модельяни» или легенда (поновее и попроще) «Высоцкий и Марина Влади»…
Это очень красиво смотрящиеся любовные истории которые в сознании людей легко поэтизируются и окружаются всевозможными романтическими изысками…
А вот у Марины Цветаевой такой красивой любовной истории не сложилось (в восприятии общества по крайней мере)…
Ее муж Сергей Эфрон до «романтического героя» явно не дотягивает… Да он был офицером в Белом Движении и воевал…
И его судьбой в трагические годы Гражданской войны навеяна знаменитая поэма Цветаевой «Лебединый стан» воспевающая Белые армии и «Белое дело».
Но впоследствии в годы эмиграции Сергей Эфрон стал тайным сотрудником советской разведки, изменил всем своим «белым убеждениям» и облик его потерял возвышенные черты - для романтического героя возвышенной любовной истории Сергей Эфрон со всеми своими «перебежками» от белых к красным (видимо и небескорыстными на самом деле) явно не подходил.
Ну муж и муж… Хорошо хоть так - был у выдающейся поэтессы законный муж… У многих представителей большого искусства и этого не было.
Была у Марины Цветаевой однако и достаточно серьезная лесбийская любовь - с поэтессой Софией Парнок.
Но Софья Парнок бросила Цветаеву - не романтично вышло… Она ведь фигура неизмеримо «меньшего масштаба» конечно же… Кто такая Парнок чтобы бросать Цветаеву? - Ей подобная «любовная самодеятельность» по статусу в общественном сознании не положена.
И эта лесбийская любовная история Цветаевой тоже не подходит для романтизации и для легенды, покоряющей воображение общества.
Кстати, так очень часто и бывает - какой-то один из двух персонажей любовной истории не дотягивает до романтической ореола… И любовной легенды для «всенародного поклонения» не получается.
Так вышло например с любовью Бунина в годы эмиграции к молодой писательнице Галине Кузнецовой. (во время их первого знакомства в эмиграции Бунину было 56 лет а Галине Кузнецовой 26 лет).
Галина Кузнецова бросила Бунина увлекшись (как оказалось на всю жизнь) лесбийской связью с известной в то время музыкантшей Маргаритой (Марго) Степун, предпочитавшей как и подруга Цветаевой Софья Парнок однополую любовь с женщинами.
И хотя именно любовью Бунина к Галине Кузнецовой навеян его последний шедевр - «Темные аллеи» ставшие вершиной лирической прозы Бунина…
Все равно - уход Кузнецовой к Марго Степун…То что Бунин со своей запоздалой любовью к Кузнецовой остался «у разбитого корыта»… Все это однозначно разрушает любой по настоящему романтический ореол вокруг всей этой любовной истории.
И конечно эту любовную историю не культивируют в литературе и в обществе.
Ее всем приятнее просто забыть.
Ну и естественно становится смешно если только взглянуть внимательно на «любовные истории» основателя пролетарской литературы Горького.
То «секретарем» пролетарского писателя была известная и очень красивая актриса Московского Художественного Театра Мария Андреева, как и сам Горький, очень преданная большевикам.
И именно с Андреевой ездил Горький в США в годы Первой Русской Революции «собирать деньги» большевикам на революцию. И написал тогда чудовищный по вопиющему примитивизму «агитационный» роман «Мать».
Потом в революционные уже годы в «секретарях» у Горького оказалась известная баронесса Будберг. Та самая что от Горького перешла в любовницы к знаменитому английскому фантасту (что тоже характерно само по себе!) Герберту Уэллсу.
Вообще у нашего великого пролетарского писателя хорошо было надо сказать все налажено «с секретарями» (мужчин он правда «в секретарях» все таки избегал)…
Я помню что я еще в очень молодом возрасте читая «Жизнь Клима Самгина», обратил внимание на то как с большим знанием дела была описана Горьким платная «ночь любви» проведенная немолодым уже Климом Самгиным с французской горничной отеля во время заграничной поездки.
Просто все описано было… Но очень «по деловому», со знанием деталей, которых «посторонний» таким любовным (сексуальным) процессам просто и знать не мог на самом деле.
Так что наш пролетарский писатель «дело знал» несмотря на свой вздернутый нос (а может быть и благодаря этому). Однако поэтизировать и превращать в легенду в его любовных похождениях просто нечего.
Что касается Ахматовой и Модельяни - тут вообще все «воля случая» и не более …
Во время знакомства с молодой Ахматовой Модельяни был просто начинающим художником. И ничто не предвещало его будущем ошеломляюще громкой славы.
Не могла предвидеть эту славу Модельяни и сама Ахматова. И не предвидела ее действительно.
Перед трагическими днями блокады Ленинграда, собираясь в эвакуацию, она отдала своим знакомым остававшимся в Ленинграде не только на хранение, но и «на совсем» знаменитые теперь на весь мир ее рисунки обнаженной выполненные Модельяни в интимной обстановке их молодости…
И только узнав - случайно причем - о том что Модельяни на Западе посмертно прославлен Анна Андреевна попросила вернуть ей эти рисунки уже в послевоенное время.
Да были стихи Ахматовой о той любви и о смерти Модельяни «Сероглазый король» которые так удивительно пел Вертинский… Было это.
Но будущего значения главной любовной легенды своей жизни Анна Ахматова в этой связи изначально явно не подозревала и не могла подозревать.
С Гумилевым же был «законный брак» но настоящей красивой любовной истории так и не получилось. Хотя поначалу Гумилев и был жарко влюблен в юную Ахматову. Но потом быстро ею пресытился и встал в своей жизни на обычные для себя «рельсы» в вопросах любви – кратковременные романы, интимная близость, случайные связи во множестве и как говорится «ничего личного.»
Анна Ахматова тут быстро стала «постороннейя» и потребовала развода по закону.
Все остальные же мужчины в жизни Ахматовой - оказались «мелочью» на весах истории и не стоят упоминания без упоминания ее собственного имени. Для романтических героев в любви они увы «не годились.»
Не говоря уже о том что оставшись в советской России Анна Ахматова изначально и «по определению» обрекла себя на фатальную бедность в любовной жизни.
Какие уж там возвышенные и романтические истории могли произойти при советской власти… В недрах огромных и полных склок коммунальных квартир и среди дремучих советских устоев и быта.
Ведь характерно (даже и без связи с какими-то любовными легендами) советская жизнь всем кто оказывался в ней после жизни в эмиграции - казалась чудовищно убогой бедной и при этом какой-то фатально безвыходной..
Американские и европейские путешественники, пробиравшиеся окольными путями в российскую глубинку в советские годы неизменно писали - как люди в России плохо одеваются, какое однообразие в еде, какое всюду полное отсутствие комфорта, удобств, вежливости, правил достойного поведения…
Не приходится сомневаться что все это - правда в значительной мере.
И любовью в советское время заниматься было просто негде и не с кем. Можно было только строить мифический коммунизм.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 18-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №120110105615