Жертвенность Из очерка 60 Полковник Карепин

                «ЖЕРТВЕННОСТЬ»

                Очерк 60 «ПОЛКОВНИК ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАРЕПИН»


           Комментарий автора к снимку из архива полковника Ахмаджона Касымова: «Природная скромность Валерия Васильевича Карепина не позволила ему выразить все чувства, которые он испытал 19 марта 2008 года в Культурном Центре Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУПДК) при Министерстве иностранных дел Российской Федерации при награждении его медалью ордена «Гордость России»


           11.60.3. Мальчишки военных лет

           Полковник Юрий Александрович Шишкин, с 1969 г. – заместитель командира 1-го батальона по политической части, а с 1971 г. – командир 1-го батальона Высшего политического училища МВД СССР, написал в книге «Первобатальонцы»:

           «4 сентября 1943 г. Советом народных комиссаров СССР принято постановление номер 946 об открытии суворовских военных училищ войск НКВД в городах Ленинграде и Ташкенте. Эти училища были созданы в след за 9 суворовскими военными училищами Наркомата обороны, решение об открытии которых было принято ранее постановлением СНК и ЦК ВКП(б) 21 августа 1943 г.

           Война, развязанная фашистской Германией против СССР в 1941 году, принесла страдания и беды всему советскому народу. Разрушались семьи, жёны становились вдовами, дети – сиротами. Люди в спешке покидали свои родные места и эвакуировались на восток. Многие не успели уехать и оказались на территории, оккупированной врагом.

           Вместе со взрослыми все тяготы войны пришлось перенести детям. Поэтому для тех, кто пережил войну, день Победы остаётся самым долгожданным и дорогим праздником.

           Нелегкая судьба выпала на долю мальчишек военного времени. Оставшись без отцов, погибших на фронте, или вообще без родителей, они прибивались к пограничным заставам, партизанским отрядам, иногда в нарушение всяких приказов полки брали их на полное солдатское довольствие. Каждого из них, не достигших призывного возраста, но уже ставших в строй, чтобы бить фашистов, называли «сын полка».


           11.60.4. Из истории Ташкентского суворовского военного училища НКВД СССР

           Приведу в полном объёме статью «Ташкентское суворовское военное училище НКВД», опубликованную почти 8 лет тому назад, на сайте «Музей истории Российского кадетства» (http://cadethistory.ru/tashkentskoe-suvorovskoe-voennoe-uc), разделив её на части и озаглавив.

           «1943 год остался в памяти старшего поколения как год надежды на скорую победу в затяжной кровавой борьбе с фашизмом. Страна всё более обретала уверенность в завтрашнем дне. Ушли в прошлое трагические и в то же время героические 1941 и 1942 гг. Ценой огромных усилий всего советского народа удалось добиться коренного перелома на фронте. Год начался с поражения немецко-фашистских войск под Сталинградом, затем Красная Армия провела крупную наступательную операцию в районе Курска. А для десятков тысяч наших сограждан, и уже седовласых, и совсем юных, 1943 г. стал ещё и годом создания ставшего для них родным домом суворовского училища.

           На общем фоне создание суворовских училищ не выглядело событием из ряда вон выходящим, ведь открывались же ремесленные и железнодорожные училища, подготовительные классы и др., где получали образование и воспитание будущие граждане великой страны. В борьбе с беспризорностью был использован богатейший опыт 1920-х гг., когда на решение этой задачи были направлены усилия всего государства и общества.

           Ведь по своим масштабам детская беспризорность во время Великой Отечественной войны не уступала той, которая была после войны Гражданской. Только в Ташкенте и области в 1945 г. до 300 тыс. детей школьного возраста не учились в школе.

           21 августа 1943 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации, были созданы специальные военно-учебные заведения, которые должны были дать возможность детям получить наряду с общим средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооружённых Сил СССР и последующей службы в офицерском звании.

           После выхода постановления Наркоматом обороны было открыто 9 суворовских военных училищ, а также Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военные училища.

           Вполне понятно, что другие силовые структуры – НКВД и НКГБ, имевшие свои войска, центральные и территориальные органы, не могли остаться в стороне, тем более, что и их сотрудники, солдаты и офицеры сражались в рядах действующей армии или самостоятельно решали поставленные правительством задачи. Ко времени создания СВУ существовали самостоятельные наркоматы госбезопасности и внутренних дел. Ташкентское СВУ создавалось НКВД. В управление войск наркомата входили внутренние, конвойные и пограничные войска, войска по охране тыла, железных дорог, промышленных предприятий, правительственной связи, военного снабжения и учебные заведения (15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР, а наркоматов – в министерства. 13 марта 1954 г. указом Президиума Верховного Совета СССР был создан Комитет Государственной Безопасности при Совете Министров СССР).


           11.60.4.15. Для души и сердца

           Занятия по пению проходили в 1-4-й ротах с целью «поднятия общего культурного уровня воспитанников, развития музыкального вкуса», к тому же ставилась задача «научить их разбираться в строении музыкальных произведений». Многому научили своих воспитанников преподаватели пения И.М. Спесивцева, Р.В. Курских, С.П. Козырев и др.

           Наряду с обязательным знакомством с музыкальной грамотой, спецификой различных музыкальных произведений, большое внимание уделялось разучиванию песен, содержание которых должно было способствовать общей «цели воспитания советского патриотизма, национальной гордости, любви к Родине, к героической Советской Армии». В течение учебного года разучивалось от 16 до 28 песен. Особенно полюбились песни, близкие к военному быту и сочинённые доморощенными поэтами.

           Часть из них запомнились навсегда. Например, песня выпускников 1950 г., в которой были и такие слова:

           «В памяти встаёт перед глазами
           Офицерский бал и тёмный сад,
           Девушка с тяжёлыми косами,
           Грустный и немного строгий взгляд.

                Тот далёкий вечер нашей первой встречи
                Лейтенант запомнит навсегда.
                Через все разлуки помню эти руки,
                Портупею сжавшие тогда…»

           Интересным было отношение суворовцев к урокам танцев. Обучение танцам, правилам поведения тоже была одна из многих традиций, которые пришли в наши суворовские училища из кадетских корпусов императорской России. Уроки старших классов посещали девушки подшефных средних школ. И на этих занятиях царил дух романтики, возвышенных чувств, находившийся в резком контрасте с муштрой и военным бытом.


Рецензии