Непочатая

Десять вишенок на пальцах
Грели зрелость на лице.
В пылкой клятве перепалок
Разум – в смежной колее.
 
У надежды путь брюхатый,
Сердце более в разы.
Я нашёл в жатве́ объятий
Счастье меньше тридцати.

Боронят слова обиды,
Мысли дробно бьют в набат.
Чувства ревностью избиты
И беспочвенно зудят.

Поселилось в сердце горе –
И не верит, и не врёт.
Истерично тараторю –
Лесть с утра влезает в рот.

Растекался сок бордовый
И кровился по губам,
Взгляд до жадности тигровый
Мерил чувства по глазам.

Пять багровых поцелуев –
Не за верность, от души,
Обнажили страсть, красуясь
Ожерельем на груди.

Цепь ошибочных волнений,
Десять раз любовь предав,
Сквозь минуты унижений
Враз хотели, зарыдав.

Непочатая, страдая,
Заплатила за каприз.
Плоть кривилась, угождая,
Танцевала бенефис.

Распустила когти, маясь,
Намекая на абсурд,
И чванливо ухмыляясь,
Обещала грешный суд.

Безнадёжная, беснуясь,
Обнадёжила, сочась.
Отдалась – и не торгуясь,
Увлекла любовь, стыдясь.

Бунтовала, отрицая,
У гордыни взгляд богат.
Страсть, от нежности стеная
Прихотью свела в разврат.

Разве можно, не надеясь,
Избежать, чего нельзя?
Разъедая ложью, греясь,
Трогать правдой образа.

Разрывая догмы смыслом,
Верить в принципы, любить.
Без воды и с коромыслом
Пить с ведра и воду лить.

Упиваясь в отреченье,
Посылать любви посыл,
Обожать луны свеченье,
Погасив колядный пыл.

Тридцать лет – начало жизни,
Без ключа не снять замков.
Я согласен в укоризне
Показать любовь жрецов.

На душе огнём лампадка
След оставила, божась.
Обожгла любовь загадкой
И ушла, перекрестясь.

Через сны заклятых истин
Я пишу на годы впрок.
С каждой буквой – третий лишний,
Укрощаю резкий слог.

Я до жизни стал ленивым,
Чувства прыткие слабей,
Умереть хочу счастливым,
Жажду верность лебедей.

Камнем вниз хочу крикливо
Известить сей мир о том,
Что моя любовь – огниво,
Высекает искры льдом.

Чувства плачут очумело,
Не к лицу жнецу любовь.
Сила резко похудела,
Да и ревность - до краёв.

Возраст время догоняет,
По дороге быстро, вскачь,
Счастье еле поспевает.
Память – каверзный палач.

Я злобливо заикаюсь,
Растекаюсь за версту.
В юном образе сверкаю,
За минувшее плачу.

Рифма мудростью подъела,
Я взошёл на Млечный Путь.
Прячется в глазах Мегера,
Неживое – не вернуть.

Улыбаясь, совесть мнётся.
Матереет, мыслит вспять –
В прошлой ереси клянётся.
Я учусь судьбу прощать.

Лучше плакать, восхваляя,
Не болея, не влачась,
Успокоиться, мечтая,
В саван белый облачась.

Время пишет эпикризы,
Годы плотские презрев.
Я молчу: слова – дефисы,
Тело клячится, сопрев.


Рецензии
Очень интересное произведение. И я считаю, что прежде всего, следует отметить его красно-белую цветовую словесную палитру.
Красный и белый - цвета антонимы, определяющие сюжет и настроение стихотворения.

Первая часть произведения окрашена в красный цвет. Горячий, обжигающий цвет - цвет любви, цвет страсти, цвет вожделения - «десять вишенок», «бордовый сок», «багровые поцелуи»… Эффект красного цвета срабатывает непроизвольно, на уровне подсознания, ассоциируясь с сексом и любвеобильностью.
А вторую часть я бы назвал этюдом в белых тонах. Холодный, умиротворяющий белый цвет строк - цвет равнодушия, цвет успокоения, цвет неизбежности, цвет истины - «Я взошёл на Млечный Путь», «белый саван»… Белый цвет ассоциируется с перемирием или даже капитуляцией, с неизбежностью…
Причём, нельзя не отметить изящный переход от красной цветовой гаммы строк к белой :
«…моя любовь – огниво,
Высекает искры льдом»

Кульминацией этого произведения несомненно является великолепная строфа поэта:
«На душе огнём лампадка
След оставила, божась.
Обожгла любовь загадкой
И ушла, перекрестясь.»

И конечно, мне очень нравятся три строфы, которые без всяких сомнений, я отношу к художественному приему «стихотворение в стихотворении», который даже можно в чём-то ассоциировать с булгаковским «романом в романе». Я процитирую их полностью, чтобы обратить на эти строки особое внимание читателей:

«Разве можно, не надеясь,
Избежать, чего нельзя?
Разъедая ложью, греясь,
Трогать правдой образа.

Разрывая догмы смыслом,
Верить в принципы, любить.
Без воды и с коромыслом
Пить с ведра и воду лить.

Упиваясь в отреченье,
Посылать любви посыл,
Обожать луны свеченье,
Погасив колядный пыл.»

Мудрые мысли, короткие, но ёмкие строки…

Здесь, я хотел бы отметить еще один нестандартный приём поэта - тавтологию. Он иногда использует подобные риторические фигуры, вспомним хотя бы «раненые раны» из произведения «В многоголосии безмолвья». Здесь это «посылать… посыл». В подобных выражениях не заложено дополнительной информации, но читатель всё равно интуитивно понимает смыслы, заложенные автором. И это не ошибка, а намеренное использование поэтом однокоренных слов в своих строках, как украшений. Как классический пример вспомним хрестоматийную есенинскую строку: «Лицом к лицу лица не увидать». Более того, этот приём позволяет автору придать своему лирическому герою определенные черты характера…

Как и почти во всех произведениях Михаила Гуцериева характерными чертами являются обилие прекрасных афоризмов: «Память – каверзный палач», «У надежды путь брюхатый», «Чувства ревностью избиты», «Время пишет эпикризы», «У гордыни взгляд богат»… и употребление необычных для поэтического лексикона слов и выражений: «тело клячится», «влачась», «подъела»…

Прекрасное произведение! Спасибо!

Сергей Ростовъ   07.10.2024 08:22     Заявить о нарушении
Сергей, здравствуйте. Спасибо за анализ моего стихотворения. Вы чрезвычайно интересно прочувствовали красно-белую палитру. Ваши замечания о красном как символе страсти и белом как знаке примирения и истины действительно раскрывают замысел, который я передавал через образный ряд стихотворения. Вы сумели точно уловить переход от жара к спокойствию, от боли к осознанию.

Особенно приятно, что Вам понравился эпизод с огнищем, оставляющим след на душе, и что Вы отметили использование тавтологии. Мне нравится экспериментировать с такими риторическими фигурами, как «посылать посыл»: иногда хочется усилить смысл не через новые слова, а через повторение. Как человек, которого нельзя уличить в ограниченном словарном запасе, думаю, я могу себе позволить подобного рода приёмы и художественные эксперименты. Вы правильно заметили, что это помогает передать внутреннюю борьбу героя, его сомнения и упорство.

Спасибо за Ваши добрые слова и тонкий подход к анализу. Такой практически профессиональный читательский отклик мотивирует меня продолжать искать что-то новое.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   16.10.2024 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.