Зимняя вишня - не женщина!

ЗИМНЯЯ ВИШНЯ – НЕ ЖЕНЩИНА!

    Кто из старшего поколения не помнит  фильм «Зимняя вишня» режиссера Игоря Масленникова, снятый в 1985 году – все смотрели советский сериал о несчастливой женщине, все запомнили. Прошло много времени – 35 лет. Все, все изменилось вокруг нас, и чудесное европейское побережье Северного моря с коттеджами из сказок Андерсена, «поселилось» в России, его прибой принес сюда все атрибуты буржуазного существования, о котором грезилось  продвинутым интеллигентам в СССР. Человек мало изменился: люди все также мучают друг друга неискренностью, изменами, эгоизмом, неприспособленностью к жизни, неумением любить. Хотя обязательные морально-нравственные советские «оковы» пали, но свобода не принесла ничего нового.
       А в «Зимней вишне» герои мечтают о праве на иную жизнь, на возможность личного выбора и смелых решений, которые видятся только на Западе, куда советский неудачник, вечный «старший научный  сотрудник», Вадим Дашков попадает, в конце концов, самым фантастическим образом.
       Этого «героя» Вадима критики уже давно назвали самым ничтожным образом мужчины, который представил советский кинематограф. Мужчины, который, так и не найдя себя, не смог дать счастья ни одной женщине, а лишь уродовал всем им жизнь. Ведь пострадала не только главная героиня Ольга – та самая «зимняя вишня», по определению ее подруги, - но и его законная жена в благополучном СССР, и отвратительная криминальная «малолетка»-любовница, партнерша по бизнесу в уже разваливающейся стране. Все эти три женщины жестоко ошиблись, решив, что раз их любимый у них в постели, то и все остальное – в виде семейного счастья – приложится непременно.
        Режиссер оставляет за кадром истинные желания своего отрицательного героя, показывая нам лишь результаты – несчастную жизнь оболваненных им женщин. Но можно догадаться по некоторым его действиям, чего же он на самом деле хочет. Прежде всего – обеспеченного, независимого существования. Рабского, бездумного, подчинения ему спутницы жизни, которая никогда не задавала бы ему никаких вопросов. И, наконец, банального разврата в каком-нибудь притоне с малолетками и тонизирующими средствами типа травы – «дури». Связь с шалавой-пэтэушницей и практически гибель в канаве - красочное подтверждение этим потаенным желаниям. Они-то и останавливали нашего антигероя перед решительным шагом к высокой любви, достойным и ответственным отношениям.
          
        Не знаю, думал ли когда-нибудь режиссер фильма, что «зимняя вишня» - это не только о несчастных женщинах, но и о главном герое, любовнике Ольги – Вадиме? Даже больше о нем, чем о ней.
       Мне в этом сериале из трех частей нравится самая последняя серия третьей части. Та, в которой  Вадим остается один в коттедже на берегу моря во Франции, отделавшись от надоедливого и корыстного приятеля, который прибыл сюда вместе с ним из России с намерением провернуть выгодную сделку с  доставшейся каким-то чудом недвижимостью. Наш незадачливый герой, ставший в одночасье богатым наследником после пережитых в канаве страстей, ограбленный и почти убитый заказавшей его «пэтэушницей», упивается своим одиночеством в свалившемся на него «раю», голодает, но не собирается отдавать свою свободу ни за какие коврижки!
        Вот он и есть та самая «зимняя», замороженная вишня, которая, наконец, оттаивает у нас на глазах после  сорокалетней заморозки. «Зимняя вишня» - это человек в глубокой депрессии, в которой он может существовать, словно во сне, отбиваясь от действительности. Конечно, ни неумело вбитый гвоздь в новом жилище, ни выметенный мусор и покрашенные окна с видом на море, не спасут его – жизнь на Западе требует сил, энергии,  знаний и денег, конечно. А ничего этого Вадим не имеет и не знает, как это получить. Да и едва ли захочет дергаться ради таких нагрузок. Но все-таки процесс «оттаивания» замороженной «вишенки» пошел. За этим очень интересно наблюдать.
          Но появляется Ольга, Вадим узнает, что она-то и купила ему этот рай на деньги европейского мужа, и наш «замороженный» со словами «глупый малыш!» снова готов впасть под видом его оскорбленного мужского достоинства в свою привычную зимнюю спячку. Не счастливый, а очень грустный конец. Едва ли эта ситуация приведет наших героев к чему-нибудь хорошему. И ни деньги, ни изворотливость Ольги (которая никогда и не «замерзала», а всегда деятельно искала выходы из своей запутанной одним советским неудачником  жизни), ни даже их совместный «тайный» ребенок, не помогут взять в плен этого никуда не годного Вадима. Думаю, только по одной причине – слишком много скрытых до времени тяжких пороков хранит он в глубине своего сознания и своей слабой души. И они всегда будут толкать его к  свободе от всего…


Рецензии