Легенда о последнем походе Урызмага ч. 1
Часть II. Урызмаг и Шатана.
Вот снова мы в селенье нартов,
Там одряхлевший Урызмаг
Сидит, взгрустнувшись без азарта,
А это всё - недобрый знак.
Уже не радуют восходы,
И душу боль его гнетёт.
Не ходит больше он в походы,
Советов больше не даёт.
И с каждым днём гадливо, едко,
Ему «втыкали в спину нож».
Смеяться стали и не редко,
К нему не добра молодёжь.
Поразмышлявши над юдолью,
Он на нихас* пришёл и вот,
воскликнул там с душевной болью:
«Эх, мне б сходить ещё в поход?!»
Его задумка была смЕла,
И где-то дерзновенно-зла.
А там с утра уже сидела,
Вся молодежь того села…
К ним начал Урызмаг с размаху:
«Вот, что я вам сейчас скажу,
Хоть головой ложись на плаху,
Я своей жизнью дорожу.
Пусть голова седа, обузой
В селенье быть уж не могу.
Я раньше был для вас всех дюзой**,
Теперь не нужен и врагу.
А хоронить в погост у нартов,
Меня, мои друзья, нельзя***.
Сундук исполните с азартом,
Да бросьте в море вы меня!»
«Как будем жить без Урызмага,
Ведь он – главнейший в роду нарт?!
Как жить без мудрости, без знака,
Кто нас наставит, даст нам фарт!»
Но были те, кто злую долю:
«Он – стар уже, не тот накал!
Давайте-ка исполним волю,
Раз сам того он пожелал!»
Решили – сделали и вскоре.
Тот там, то тут раздался стук.
Дня через три, никак не боле,
Построен быстро был сундук.
Лёг Урызмаг, как в ту постЕлю,
Смиренно, всё, закрыт был вход.
Вложив в него еды с неделю,
Придали воле бурных вод.
Сколь море Чёрное носило,
Никто не ведал, волны, стук.
Морская бездна нежно-мило,
И бережно несла сундук.
Пел песню ветер, брызги в клочья,
Но вот о берег стук-удар.
Случилось то однажды ночью,
Коней там поит царь-алдар****.
Как встали тут строптивы кони,
И не идут на водопой.
Как будто их там кто-то гонит,
Трусят лишь только головой.
Все слуги бросились на берег,
И диво видят там – сундук.
Они к нему в душевной вере,
Чуть подошли и что-то ждут...
Но тишина, а ночь такая,
что страх в сознание проник.
Сорвали, крышку не мигая,
Лежит там крепенький старик…
И в изумленье: «Эко, диво!», -
Раздался возглас, как вопрос,
«Кто ты такой?», уже учтиво,
«И Бог какой тебя принёс?»
Тут начал Урызмаг с размаху:
«Вот, что я вам сейчас скажу,
Хоть головой ложись на плаху,
Я своей жизнью дорожу.
Пусть голова седа, обузой
В селенье быть уж не могу.
Для всех был раньше первой дюзой,
Теперь не нужен и врагу.
А хоронить в погост у нартов,
Меня, никак уже, нельзя.
в сундук забрался я с азартом,
Чтоб в море вы нашли меня!»
Увидев, что то главный нартов,
Средь первых первый Урызмаг.
Слуга домой бежит с азартом,
К царю царе: «О, добрый знак!
Пусть будет милость благосклонна,
Но не найдёшь ты здесь измен.
Сам Урызмаг, у нас преклонно,
Живым сдаётся в твой, царь, плен!»
Царь черноморский: «Дело благо!
Свершится месть моя в делах.
Ведите нарта Урызмага,
Давно мечтал о нём во снах!»
И побежали тут же слуги,
Царёв исполнить сей приказ.
И в кандалы–железо-дуги,
Закован Урызмаг тотчас…
*)Ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов
**)дюза - устаревшее название наконечника
***) В прошлом по осетинским обычаям смерть мужчины далеко от дома, в борьбе с врагом, считалась славной смертью. О погибшем складывали песни, в которых воспевали его подвиги.
****)Алдар - владетель, господин; в эпоху развития феодальных отношений - князь, феодал, помещик.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №120103001011
Галина Чурсанова 03.11.2020 08:49 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 03.11.2020 12:36 Заявить о нарушении