41. Тетради - отклики
В силе есть нечто бесконечное, но это бесконечное — конечно по отношению к другому бесконечному.
Понимать одну и ту же вещь в одно и то же время как бесконечную и конечную".
С. Вейль. Тетради.
Сила повсюду, кроме одной единственной точки - трансцендентальной, последняя управляет любой силой(Симона называет её точкой равновесия). Сила всегда предоставлена внешнему, никогда не предоставлена самой себе, сила должна прикладываться, осуществляться, бороться, побеждать или проигрывать, нейтральной она быть не может. Нейтральной или "ничтойной" или потенциальной она может быть только в точке равновесия. Возможность равно динамика, как называл её Аристотель - противоборство противоположных сил, там где эти противоположные силы не разворачиваются, где нет второго и другого - наблюдается покой (этот покой относителен). Но в точке равновесия нет ни покоя, ни динамики самих по себе и в то же время есть нечто похожее на них обоих - энтелехия или совершенная форма движется, но настолько своеобразно, что при этом она покоится.
Движение, вырастающее в энтелехии предстаёт как некоторое второе движение, вырастающее на первом точно "вкось", в какой-то новой проекции, и с первых же своих моментов оно красиво. Оно не деловито, изящно или прекрасно как любое мастерское движение, а вот именно что красиво, поскольку открывает для себя глубокую незанятую, высвобожденную пространственность, простор этого покоя, что лёг в её основу и сообщает всякому действию ощущаемый избыток. Всё происходит так, как будто не человек уже направляет и управляет силами, перераспределяя их в необходимости действия, а сами они, надёжно переплетясь между собой направляют в каждый осуществляемый момент ансамбль всех своих сил. Больше не действует одна сила, а потом вторая, но всякий раз действует и одна и вторая в гармоничном сочетании. Таким образом то, что мы видим и чем наслаждаемся являет нам гармонию и привлекает нас именно этим содружеством. Энтелехия это симфония всех сил в совершенной форме. И она способна вырастать из любого вида деятельности, даже из самого грубого человеческого действа (где несмотря на примитив сил всё же необходимо уравновешивать допустим какие-нибудь взмахи и положение собственного тела). Даже когда мы рубим дрова, мы можем достигнуть энтелехии, и самое главное мы никогда не ошибёмся и не спутаем её с чем-то другим, если хоть раз почувствовали что это такое.
Однако количество наших движений здесь никогда не перерастает в качество само по себе, можно годами рубить дрова и не достигнуть энтелехии, скорее достигает нового качества исключительно безмерно уплотнённое количество, то есть такие движения в которых важны не числа повторяемых операций, а их сумасшествие, их отчаяние, когда они ложатся друг на друга уже не так как они привыкли, а в силу того, что некуда деваться по-иному. Плотность и скорость разрушают границы путей, проложенных силами и они подвергаются уже не простой корректировке как в мастерстве, а тотальному переосуществлению - новой настроенности. Такой процесс несёт в себе огромную долю деструкции и "схватывается" через "ничто" - через полоску хаоса, в которых все силы бесятся в последнем диком сопротивлении. Этот хаос может также отбросить нас как некая пороговая ситуация и мы так и не достигнем энтелехии, но если и этот порог мы пройдём, то красота вольётся в нас или выльется через нас неминуемо. Никакие силы не могут быть уничтожены в абсолютном смысле, посему когда мы их подвергаем якобы тотальному уничтожению, они просто перестраиваются в самый экономичный и последний допустимый режим, который и оказывается тем, что мы называем красотой и гармонией.
За пределами нашего обычного восприятия, на кончике безмерного давления и усилия, через поток хаоса, мы наглядно обнаруживаем, что наш мир в последнем и первом допустимом смысле есть Красота.
Принципом энтелехии пользуются и поэты, когда сочиняют свои стихотворения по безумному вдохновению, а не по писательскому мастерству - поэзия единственная энтелехийная форма языка, в которой слова складываются совершенно не так как положено - не реально, а запредельно, но при этом являют волшебную красоту, созвучие и гармонию. В какой-то мере действует энтелехия и в философии, направляя все слова и все силы, к ним прикладываемые в совершенно иное русло, но философия не может до конца переработать язык, если бы однажды это случилось, мы услышали бы как звучит чистый Логос.
В принципе энтелехия действует везде, потому что совершенная форма есть причина несовершенной (Аристотель), но не везде она становится явной и осуществлённой, не везде исполняется как уникальный феномен и в большинстве случаев остаётся на позициях цели и причины, когда явной, а когда и неявной.
Сама форма, любая, всё то, что мы называем формой вообще скорее всего и есть эта энтелехия - крайнее содружество перед лицом бездны самых разнообразных сил, то есть разного рода ансамбль "единой разноголосицы" - исполненный в лучшей или худшей мере. Энтелехия - мера формы, образец формы, "эйдос" (вид) формы - предел формы. Энтелехия - найденная трансцендентальная точка, которая закручивает вокруг себя вихрь сил.
Отдельно взятая, грубая сила направлена к прямо противоположной силе, слепа и движется по заранее проложенному пути (не в смысле пространства, а в смысле образа действия). Она встречает противоположную, как равную себе (не в смысле количества, а в смысле того же образа действия) и реагирует на неё, остальные же силы с другими образами действия для неё неведомы. Такая сила "думает" что она одна единственная во всём мире и что она бесконечна, потому что для такой силы недоступен её предел. Но действие равно противодействию (хотя и не в смысле открытом Ньютоном) - на самом деле сила приуготовлена к своей другой, приуготовлена к покою. Сила для силы есть предел - вот как должна была бы звучать формулировка того, что озвучил Ньютон. Но предел этот относительный, отчего он и колеблется, отчего движение и продолжается. Между тем как покой является границей прихождения к абсолютному пределу или границей приближения к таковому. Круговое движение даёт нам образ "змеи, кусающей саму себя за хвост". Круг это сила, бегающая по кругу, потому что она обрела свою противоположность и открыла свой путь. Однако над кругом покоя водворяется точка, из которой растёт совершенно новый путь - чтобы это продемонстрировать нужны уже многие круги с различными осями вращения - только тогда мы приблизимся к образу энтелехии - настолько она сложна в предварительных условиях своего осуществления. Но когда энтелехия схвачена, она сама простота. Энтелехия - подвижная сфера "центр которой нигде, а окружность везде". В своём пути (как множестве путей) она полная, поэтому в целом она никуда не движется, а покоится; а в каждой части своей она максимально подвижна (никогда не стоит на месте). На Востоке её именуют деянием способом не-деяния, а на Западе с лёгкой руки Аристотеля - чистой энергией( то есть ключевым принципом действия всех сил - их эссенцией). Наши физики ищут её в пределах одной только физики как Теорию всего.
Свидетельство о публикации №120102900996