Ариосто. Заговор Джулио д Эсте
пер. с итальянского
Феррара: красивый город и маленький блестящий двор д'Эсте. Находясь в толпе
придворных, поэт наблюдал за действиями, не всегда соответствовавшими высоким
принципам, не всегда безупречными.
Первые годы шестнадцатого века были нелёгким временем;
д'Эсте не были героями, а всего лишь людьми: местами мудрыми, местами интриганами,
иногда жестокими, иногда трусоватыми, вульгарными, а иногда, наоборот, изысканны-
ми; но всегда следовавшие неумолимому и беспощадному закону "государственного
интереса".
Лудовико Ариосто хорошо это знает. Входит в их окружение,- под "игом" карди-
нала Ипполита; видит, как они действуют и понимает их сложные и многочисленные
мотивы; стремится бежать их при первой возможности; находит духовное прибежище
в заколдованном мире своих паладинов.
В 1506 году умер герцог Эрколе Первый, ему наследовал его старший сын Аль-
фонсо. Характером взрывной, грубый, равнодушный к искусствам, любитель вульгар-
ных весёлых шуток, став правителем, демонстрирует неожиданную твёрдость и лов-
кость. Брат Ипполит, с которым прежде часто горячо спорил, становится его под-
держкой и опорой, помогая ему в любых задуманных предприятиях; такое согла-
сие между братьями продлится всю жизнь. Хотя их характеры удивительно разнились:
Ипполит был элегантен, вплоть до жеманства, образован, расчётлив, легко приходил
в ярость,с железной волей.
Кардинальская алая мантия, которую он получил в 14 лет по причинам отнюдь
не религиозным, совершенно не подходила его вспыльчивому темпераменту. Союз
Альфонса и Ипполита привёл в большое раздражение Ферранте, их брата, который
чувствовал себя отстранённым от дел, но который не хотел мириться с отведённой
для него второстепенной ролью.
В детстве он воспитывался при дворе своего деда, неаполитанского короля Фер-
ранте, был любимцем Папы Юлия Второго, который хотел именно ему отдать герцогст-
во и руку своей дочери. Ферранте считал себя намного более подходящим управлять
государством по сравнению с Альфонсо; заменить его собой было мечтой его жизни.
Вместе с этими тремя братьями жил дон Джулио, незаконный сын Эрколе, но
воспитывавшийся и живший вместе с ними. Дон Джулио был красивым легкомысленным
распутником. Его интересовала не политика, а красивые женщины.
В любовных похождениях часто компанию ему составляли Ферранте и Ипполито.
Но именно он, менее опасный из всех четырёх, стал причиной начала настоящей
драмы.
Джулио был обладателем пары примечательно красивых глаз и удачливым ухажё-
ром Анджелы Борджа, двоюродной сестры герцогини Лукреции и её придворной дамы.
Ипполито тоже воспылал любовью к той же синьорине, но Анджела, влюблённая в
Джулио, имела неосторожность иронично заметить кардиналу, что "глаза Джулио
ей намного дороже его любви."
Ипполит, вне себя от ревности приготовил ловушку для сводного брата, Джулио
жестоко избивают и целятся именно по глазам. Джулио теряет один глаз, другой
очень серьёзно пострадал, Джулио почти ослеплён.
Герцог Альфонсо в замешательстве, но больше озабочен, как бы этот скандал
не был бы замечен другими дворами и использован против него; пытается преумень-
шить серьёзность случившегося и не наказывает Ипполита, как тот заслуживал.
Но Джулио ничего не знает о "государственных интересах"; он почти потерял
зрение, он переносит страшные боли во время своего долгого и трудного выздоров-
ления. Ипполит развлекается, как ни в чём не бывало, Альфонсо делает вид, что
ничего не произошло. В душе Джулио растёт неумолимая, глухая ненависть к Иппо-
литу, с каждым днём становясь всё больше, и обида на Альфонсо: Ферранте
обретает союзника.
Они решают объединиться, чтобы убить Альфонсо и Ипполита: один удовлетворит
жажду мщения, другой получит герцогство. Заговор приобретает зримые черты,
они проводят лихорадочные ночи, обсуждая и споря о плане, выборе оружия, месте,
и очерёдности действий. В этом месте план буксует: Ферранте предлагает первым
убить Альфонсо, но Джулио хочет, чтобы первым был убит Ипполито.
Тем временем, герцог Альфонсо требует публичного примирения между двумя бра-
тьями и оно происходит. Формальное, разыгранное на публику, оно никого не
может обмануть, кроме герцога, который утешается и даже, расстрогавшись, плачет.
Ипполит же чует неладное: хладнокровный и внимательный, он настораживает-
ся, наблюдает и следит, Джулио и Ферранте продолжают споры, думают и передумыва-
ют, в их планах нет определённости, они топчутся на месте. Кардинал их переигры-
вает: заговор раскрыт. Два молодых человека, которым не исполнилось и тридца-
ти, приговариваются к смерти, затем приговор заменен пожизненным заключением.
Идёт сентябрь 1506 года.
Напрасно потом Ариосто много лет спустя напомнит в третьей песне "Роланда" о
судьбе пленников и призовёт герцога дать возможность "состраданью победить
справедливость". Ферранте умирает в подземельи замка в 63 года. Дон Джулио выхо-
дит на свободу, когда ему уже больше восьмидесяти, во времена Альфонсо Второго.
Всех, кого он помнил в молодости, включая Ариосто, уже нет в живых.
Портрет Джулио д'Эсте.
Свидетельство о публикации №120102905865
Татьяна Теплинская 05.09.2022 18:43 Заявить о нарушении