Залы Петербурга. 17 Картинный зал
он создан ещё при строительстве «Нагорных палат» Петра I – задумка творца.
В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением.
Объёмы и пропорции зала за все последующие перестройки не изменялись за годы эти;
он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора,
который воплощали Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.
К ним относятся лепной карниз, роспись падуг и плафон работы Бартоломео Тарсия
на тему «История иероглифики», созданный в 1726 году,
сложное многофигурное полотно (более 30 персонажей) прославляет героя - Петра I ;
над ним развевается штандарт с двуглавым орлом, вошедшем при Петре Великом в моду.
Вокруг него – античные боги Фемида, Афина, Церера, Меркурий;
аллегории Вечности в виде крылатой женщины с кольцом необычного цвета,
Истины, поражающей Невежество и Порока, убегающего от Света.
Выполненная в монохромной манере темперная роспись на падугах,
композиционно слитная с их формой, продолжает тематику плафона.
Здесь изображены атрибуты и эмблемы воинской славы в окружении золотого фона,
крупномасштабные фигуры символизируют время, истину, могущество,
патриотизм и морские победы – флота России торжество.
В окружённые знамёнами угловые медальоны
вписаны профили Марса, Нептуна, Аполлона и богини защиты Родины Беллоны.
На продольных падугах присутствуют также аллегории четырёх стихий
известных живописцев-мудрецов.
При Петре I интерьер украшали гобелены французской работы, но зал именовался
Итальянским салоном - из-за 16 картин итальянских живописцев.
В 50-е годы XVIII века интерьер был изменён по проекту Растрелли:
в зале появился паркет, заменивший мраморную плитку, зеркала в барочных рамах,
а также изысканные десюдепорты – здесь словно птицы пели,
их выразительная скульптурная композиция из женского бюста мастера-творца
в окружении птиц с распростёртыми крыльями
многократно повторяется в различных вариациях в дальнейших покоях дворца.
Зал обрёл свой нынешний вид в 1764 году,
когда по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин,
принадлежащих кисти П. Ротари, который приехал в Россию в 1756 году.
Он пользовался репутацией мастера идеализированного портрета – портреты шедеврам равны,
Ротари был назначен придворным художником
и пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны.
Он оставил след в русской живописи: у него учились Ф. С. Рокотов и И. С. Аргунов.
В 1762 году Ротари умер и Екатерина II распорядилась почтить его покой -
приобрести у вдовы итальянского художника все его полотна, оставшиеся в мастерской.
Большой знаток костюма, Ротари любил рисовать идеализированные портреты
молодых девушек или мужчин в национальных одеждах
(польских, русских, турецких, венгерских, татарских и иных) и чудные вокруг сюжеты.
Большинство работ художника, попавших в Петергоф, - как раз такие портреты.
Ротари был плодовитым и модным художником, попавшим прекрасному в плен,
но самое крупное собрание работ художника представлено в Картинном зале:
368 полотен занимают почти всю площадь стен.
Шпалерная развеска часто применялась для украшения интерьеров;
в Петергофе таким же образом отделан павильон «Эрмитаж», где забываешь про мир забот,
в Большом Екатерининском дворце тоже есть Картинный зал,
где реализован тот же принцип размещения живописных работ.
Однако не было случая, чтобы шпалеры были составлены из работ только одного художника;
в этом плане интерьер не имеет аналогов – зал очаровывающего лика!
Зал во времена Елизаветы Петровны недолго называвшийся Старым,
стали именовать Кабинетом мод и граций или Галереей Ротари – красивое для зала звание,
но со временем за ним закрепилось современное название.
В музейной экспозиции зала в качестве иллюстрации представлены некоторые предметы мебели,
напоминающие о прежнем использовании зала.
Складные ломберные столики XVIII века указывают на то,
что здесь нередко устраивались карточные игры для тех, кого императрица приглашала.
В зале установлено фортепиано, изготовленное в Москве в 1794 году и понравившееся двору;
в XIX веке здесь проводились музыкальные вечера для узкого круга приближённых ко двору.
В годы Великой Отечественной войны центральная часть дворца,
где находится Картинный зал, была взорвана фашистами, всё под собой похоронив.
Кроме крыши и межэтажных перекрытий обрушилась и северная стена,
смотревшая на Морской канал и Финский залив.
От всего зала остались лишь три стены. Дворец и зал надо было создавать заново.
Восстановлен зал одним из первых - в 1964 году.
Его плафон и падуга воссозданы художниками бригады Я. Казакова.
Свидетельство о публикации №120102903932