Систематизация и классификация стихов. Принципы

    Вопрос классификации своих стихов по категориям очень важен для поэта. Какие создать рубрики?
    Такая система, которую нашел Менделеев для химических элементов, чтобы каждое стихотворение четко укладывалось на свое место, пока не создана. Менделеев открыл, что свойства элементов различаются по мере возрастания атомного веса.
    Мне представляется, что у каждого стихотворения есть тоже свой атомный вес и их тоже нужно классифицировать по атомному весу. Но, так как любое стихотворение - это объединенная система разных элементов, то и определить его свойства, чтобы классифицировать и занести в какую-то одну из множества ячеек будет непросто.
    Начнем с двух ячеек. Стихотворения-шедевры и все остальные. Все остальные - это поэтический мусор, представляющий интерес только для их авторов, он нас интересовать не должен. Человечество интересуют только шедевры, и мы будем классифицировать только их. Но для этого надо определить, что такое шедевр и что такое мусор, чтобы отделить одно от другого. Кстати, мусор тоже можно и нужно научиться научно классифицировать, на предмет полезных образов и интересных находок, которые могут пригодиться для создания шедевров.
(Текст пишется дальше, следите за мыслью...)
    Одно из определений шедевра: Новизна мысли, стройность изложения, не исчезающая со временем актуальность.
    Встает вопрос, как распознать шедевр и отличить его от нешедевра? Может ли поэт, который не умеет писать шедевры, понять, прочитав шедевр, что это шедевр? Конечно, нет!
    Большинство поэтов - конформисты, представители обычного усредненного по своим навыкам и образованию поэтического сообщества и ничего нового ни воспринять, ни понять не могут. Вот почему они никогда не отзываются на талантливые стихи и даже шедевры восторженными рецензиями, для них прочитанный шедевр - рядовое стихотворение, такое же заурядное, как все прочие, только еще более аляповатое и заумное.
    Как ведет себя человек, случайно нашедший что-то ценное? Он всегда начинает искать поблизости еще подобные предметы, его охватывает поисковый и накопительско-собирательский азарт.
Ничего подобного на Стихире мы не наблюдаем . Даже найдя поэта - творца шедевров, мы видим, что, прочитав одно два стихотворения, всякий поэт утрачивает интерес и случайно наткнувшись на один шедевр, не ищет остальные.
    Это говорит о том, что он не умеет писать шедевры, и, следовательно, не различает их у тех, кто пишет щедевры. Поэтому шедевры ему так же не интересны, как и остальные стихи. Однако, тем не менее, он что-то ищет, постоянно читая чужие стихи. Он как нищий или бомж, из дня в день, и даже по ночам роется в мусорных баках чужих  поэтических отбросов.
Этому есть простое и понятное объяснение - он недавно овладел азами рифмовки и у него стали получаться простенькие осмысленные тексты, и он сравнивает, насколько они хуже или лучше, чем у прочих. Это обычное человеческое тщеславие, которому Стихира и другие поэтические сайты дают питательную почву.
    Кроме поэтов, есть еще филолги и профессиональные критики, которым по роду их профессинальной деятельности, казалось бы, должны были отличать шедевры от нешедевров. Но этого, как мы видим на бессчетных примерах, не происходит. Филологи оказываются полностью слепыми в этом вопросе, а критики еще и ангажированными лжецами - из политической или финансовой заинтересованности готовыми стихи любого автора объявлять шедеврами или наоборот.
   И все же, пока не будет понято, что такое шедевр, мы не сможем отличать в стихах золото от меди. И дать определение шедевру может только тот, кто умеет их писать.
В шедевре всегда происходит либо  преображение или запрет на него главного объекта или основной мысли, и это преображение или его запрет позволяют по новому рассматривать привычные отношения или противоречия между людьми или объектами, чтобы сделать какое-либо новое или важное умозаключение или вывод.
   Например, рассмотрим стихотворение Александра Блока "Ночь, улица, фонарь аптека". В нем поэт рассматривает невозможность преображения даже в повторной жизни, отрицая преображение той местности, в которой состоится эта повторная жизнь:

Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

    Теперь рассмотрим, работает ли наше правило в стихах Сергея Есенина? Прочитаем его последнее стихотворение:

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

    В этом стихотворении напрямую говорится о преображении, которое ждет поэта в ближайшее время и делается сразу два новых по форме вывода: что "предназначенное расставанье обещает встречу впереди" и что " в нашей жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей".

    Теперь возьмем стихотворение Лермонтва "На севере диком"

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.

    В этом стихотворении происходит преображение сосны, она превращается в человекоподобное существо, способное, дремать и видеть сны, воображая какой-либо важный для себя объект. Все это позволяет сделать читателям вывод о её недостижимой любви.

    Подтвердим наше определение шедевра еще одним стихотворение Осипа Мандельштама:

Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.

Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.

Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.

    Уже в первой строфе поэт говорит о духовном преображенни - "из глубокой печали восстать". Но далее происходит запрет на преображение в силу смертельной усталости поэта и несмотря на его любовь к своей бедной земле. Чтобы подтвердить неибежность запрета на преображение, он рисует прекрасную картину качелей, на которых, скорее всего качался с возлюбленной, но это воспоминание происходит в туманном бреду.
    Финальное упоминание бреда подводит нас к окончательному выводу, что герой стихотворения окончательно сломлен духовно и физически и преображение для новой жизни для него невозможно.
    Преображение - это не поверхностная бутафория или маскировка, надевание на себя масок и сверкающих одеяний орлов, принцев или рогатых демонов. Преображение - это всегда серьезно, это драматичные или даже трагичные изменения, даже когда они происходят в сказочной или мистической среде литературного вымысла, даже тогда они неразрывно связаны с реальностью и фактами реальной повседневной жизни людей.
    В шедевре не может быть лишних строф или стихов, лишних или пустых слов. В шедевре каждая строка работает на новый по форме или содержание вывод, который дается читателю автором. Шедевр дает возможность читателю лучше понять реалии человеческого бытия, законы природы и общества. Именно это осмысление и приводит к главному преображению - преображению читателя, превращая его суммой прочитанных и осмысленных шедевров в духовно преображенную личность.


Рецензии
Что такое шедевр, ты не знаешь?
Мало кто это знает, похоже...
Коль шедевр настояший читаешь,
прочитал - и мурашки по коже...

Будит чувства он магией слова -
восхищенье ли, радость ли, грусть...
Перечитывать хочется снова,
или даже учить наизусть!

Он в душе, завороженной трансом,
доберётся до каждой струны -
и ответит душа резонансом,
"со-звучанием" из глубины.

И поскольку двух душ нет похожих,
в каждой - свой "микроклимат и нерв",
что кому-то - пустяк и негоже,
для другого - прекрасный шедевр!

Михаил, перевод "Стекольщика" готов - http://stihi.ru/2020/10/28/7136

С наилучшими пожеланиями, Эмма.

Акростихи Эммы Ивановой   29.10.2020 14:07     Заявить о нарушении
Хорошие стихи получились, Эмма, спасибо за "Стекольщика". Это стихотворение тоже входит в ту часть, что Вы сейчас переводите.
Мне это очень радостно.

Михаил Гуськов   29.10.2020 15:54   Заявить о нарушении
Эмма, преображение объекта стихотворения и вывод новый по сути или по форме - вот главные признаки шедевра.
В "Стекольщике" это вывод "как много людей готовых уничтожить хорошую работу".

Михаил Гуськов   29.10.2020 16:00   Заявить о нарушении
Михаил, ваши слова "хорошие стихи получились" - это о моём экспромте или о переводе?)))
Сомневаюсь, что мой экспромт Вам понравился, ибо он полностью отрицает вашу трактовку понятия "шедевр". И я думаю, что с моей трактовкой многие согласятся!
Стихотворение - это не научный трактат, где обязательно нужно открыть что-то новое.
Поэзия сродни музыке и живописи, она обращена в первую очередь к чувствам и эмоциям, а уже через их призму - к разуму.

Акростихи Эммы Ивановой   30.10.2020 08:49   Заявить о нарушении
Спасибо, Эмма!

Михаил Гуськов   30.10.2020 13:48   Заявить о нарушении
Эмма и и Михаил!
И о переводах и "..., но истина дороже":
http://www.culture.ru/poems/37198/na-severe-dikom-stoit-odinoko
С ппочтением и приязнью,
Юра

Юрий Заров   30.10.2020 19:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за эту заметку. Да, это перевод, но он лег на русское сердце в силу гениальности двух поэтов. Такие шедевры нечасты даже для гениев.

Михаил Гуськов   31.10.2020 06:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.