Залы Петербурга. 16. Аудиенц-зал
в числе парадных помещений дворца, интерьер которого разработан Растрелли.
Первоначальный план постройки дворца
предполагал на месте зала наличие двух комнат, имеющих друг к другу изысканные двери
через световой дворик между ними, но этот план архитектора был отклонён.
Ему пришлось в те же размеры попытаться вписать Аудиенц-зал. Так вопрос о зале был решён.
Сложность заключалась в том, что пространство для помещения
оказалось зажатым Большим (Тронным) залом с одной стороны,
и Белой столовой - с другой стороны;
а большие двухсветные окна при этом должны были от дворца выходить на обе стороны.
Получалось узкое и высокое, вытянутое поперёк дворца пространство.
Архитектор продемонстрировал незаурядное композиционное мастерство,
успешно справившись с декорированием сложного пространства.
Узкий зал Растрелли как бы распахнул ввысь, не расширяясь в стороны,
использовав характерный приём с устройством ложных зеркальных окон
во втором ярусе продольных стен (по пять с каждой стороны).
Падуга потолка в отличие от других растреллиевских интерьеров дворца
создана подчёркнуто-объёмной, с чётким золочёным декором, создав золотую клетку,
имитирующую трельяжную сетку.
Другим средством выделения вертикального объёма зала стали пилястры по углам
и на продольных стенах, завершающиеся выразительными резными капителями зала.
Зеркала, традиционный барочный элемент оформления, в полной мере использован
в нижнем ярусе зала.
Огромное зеркало - в центре над камином и напротив него,
от них зеркала чуть поменьше справа и слева на продольных стенах, отражающие убранство,
и ещё два в простенках окон - такое множество иллюзорных перспектив
способствует зрительному расширению пространства.
Основной элемент декора традиционен для Растрелли - это золочёная резьба по дереву.
Орнаменты зеркальных рам отличаются особо сложным и прихотливым рисунком,
свойственному не каждому сказочному древу.
Интересной деталью интерьера являются женские бюсты,
венчающие орнамент вокруг окон; мотив повторён -
в виде женских головок над окнами-обманками второго яруса,
каждый увидевший их – красотою их покорён!
Свод украшен единственным живописным произведением в Аудиенц-зале:
плафоном, изображающим заключительный эпизод поэмы Т. Тассо
«Освобождённый Иерусалим» - сцену давней поры.
Плафон был написан в 1754 году П. Балларини специально для «Аудиенц-камеры».
Живописная работа отличается от остальных плафонов дворца необычным выбором темы:
вместо условных аллегорий избрана любовно-героическая поэма.
Интересно, что со времён Растрелли зал ни разу не подвергался переделкам-
вплоть до 1941 года. Плафон при пожаре дворца погиб в войну в 1941 году,
сейчас на его месте – копия, воссозданная в 1979 году.
Зал использовался для малых государственных приёмов.
В середине XIX века, когда стало практикой очаровывать яствами – императрицы желание -
накрывать столы во всех парадных залах дворца для торжественных обедов,
здесь отводилось место статс-дамам; Статс-дамская – стало у зала второе название.
Свидетельство о публикации №120102708070