Залы Петербурга. 15. Чесменский зал
самый известный из всех залов дворца.
Своё название носит в память о Чесменском сражении 25-26 июня
(6-7 июля по новому стилю) 1770 года в Эгейском море,
в ходе которого российский флот одержал решающую победу
в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов благодаря русскому уму, умениям и воле.
Екатерина II, получив известие об уничтожении турецкого флота в Чесменском сражении,
задумала увековечить славное событие в серии картин.
В том же 1770 году немецкий художник Якоб Филипп Гаккерт,
имевший репутацию мастерского пейзажиста, получил заказ на создание цикла картин.
Флот находился ещё в «архипелагском походе» (завершился в 1774 году),
когда началась работа над картинами. Гаккерт в то время жил и работал в Италии;
для того, чтобы художник мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле в том году,
в присутствии многотысячной толпы зевак
был взорван и потоплен по приказу командования российского флота
старый 60-пушечный фрегат «Св. Варвара» на рейде Ливорно в один из ночей 1771 года.
Эпизод нужен был для работы над некоторыми полотнами,
в том числе - над самой известной картиной серии знаменитого похода
«Сожжение турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года».
Непосредственно Чесменскому сражению посвящены 6 из 12 картин серии.
Другие полотна отражают последующие сражения с остатками турецкого флота
и различные этапы похода русской эскадры
под командованием Г.А Спиридова и А. Г. Орлова - многолетнего победного похода.
Картины создавались на основе документальных описаний
и схем непосредственных участников боевых действий, а не просто чьих-то сказаний.
В 1773 году художник завершил работу над полотнами для дворца;
место для них было определено заранее, им стал Аванзал Петергофского дворца.
Руководил перестройкой зала Ю.М. Фельтен.
От первоначального растреллиевского интерьера был оставлен только паркет,
зеркала в простенках и плафон работы Л. Вернера
«Церера, вручающая колосья Триптолему», служившие немало лет.
В 1779 году крупные полотна (размер каждого около 3,2 х 2,2 м) заняли своё нынешнее место.
В Великую Отечественную войну интерьер был уничтожен фашистами - ужасный год.
Картины эвакуировали, но плафон в спешке демонтировать не удалось, он сгорел,
при реставрации нашли замену - работу А. Тервестена «Жертвоприношение Ифигении» (1690 год).
Тематически плафон даже более прежнего вписывается в интерьер Чесменского зала,
так как создан на сюжет из истории Троянской войны, принесшей много горя,
развернувшейся на берегах Эгейского моря.
Появление мемориального зала именно в Петергофе не случайно:
Пётр I обустраивал морскую императорскую резиденцию продуманно необычайно -
как памятник победам России в Северной войне;
тема прославления русского оружия получила своё развитие в Чесменском зале.
Чесменский зал не стал единственным памятником славной победы:
на том месте, где Екатерина получила известие о сожжении турецкого флота - потопили беды,
воздвигнута Чесменская церковь, был построен Чесменский дворец,
в парке Царского Села соорудили Чесменскую колонну, в Гатчине - Чесменский обелиск,
как напоминание, что сражаться с нами – вражьей жизни конец;
в гатчинском дворце впоследствии была обустроена Чесменская галерея –
художники создавали её во имя величия России, таланта не жалея!
Свидетельство о публикации №120102607242