Голосование Зеркало, символическая поэзия
Начинаем ТАЙНОЕ голосование. ПРОШУ ПОД ЭТОЙ СТАТЬЁЙ ГОЛОСОВАНИЕ НЕ ПУБЛИКОВАТЬ! ГОЛОСОВАНИЕ ОТПРАВЛЯЕМ НА ПОЧТУ ВЕДУЩЕЙ: i_kren@mail.ru
Голосуют только участники конкурса. Кто не проголосовал - выбывает из Конкурса.
СТРОГОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: некоторые авторы написали про зеркало или как-то упомянули этот предмет туалета. Но это было НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО делать. ТЕМА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЙ, без включения в текст слова "Зеркало".
Никак на оценку это влиять НЕ ДОЛЖНО !
Это первый подобный конкурс, прошу отнестись с пониманием: многие участники пробуют этот жанр впервые.
На Конкурс поступило 19 произведений.
Все стихотворения размещены в порядке поступления заявок. Каждому произведению присвоен свой номер.
Сегодня мы будем искать ТАЙНОЕ, находить и разгадывать СИМВОЛЫ.
Прошу ознакомиться с теорией символизма, которая поможет вам правильно оценить произведения. Что такое СИМВОЛ, его отличие от метафоры:
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*
«Символ в переводе с греческого означает “знак”, причем знак, понятный только определенной группе лиц. (Например, знак рыбы был у первых христиан и служил своеобразным паролем в условиях преследования христиан язычниками). Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стали предметы, мысли или информация.
Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать эмоциональное воздействие.
В “Поэтическом словаре” А. Квятковского символ определяется как “многозначный, предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой (поэтом) действительности на основе их существенной общности, родственности”.
Отмечается присущее символу метафорическое начало, “содержащееся и в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом”. Отмечается и объясняется коренная черта символа - МНОГОЗНАЧНОСТЬ:
“многозначность символического образа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к различным аспектам бытия”.
Разнообразнейшие значения знаков-символов не заучиваются нами, а закрепляются во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики.
Ассоциация, то есть создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, заставляет зрителя домыслить то, о чем только заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего.
Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратить в штамп. Создание новых символов - это открытие новых связей между понятием и предметом.
Символ очень тесно связан со своими «соседями» - метафорой и аллегорией. При этом важно установить и связь, и, прежде всего, существенные различия.
Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением, на которое переносим это обозначение. Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры.
Прежде всего тем, что он наделен огромным множеством значений (по сути дела - неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.
Формальное отличие символа и метафоры в том, что метафора создается как бы «на наших глазах»: мы видим, какие именно слова, понятия сопоставлены, и поэтому догадываемся какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно.»
СИМВОЛ ЖЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ТЕКСТ НЕОЖИДАННО, подразумевая то, что читатель знает его значение, или может ИНТУИТИВНО понять его НЕЗАВИСИМО от контекста.
СИМВОЛ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТО, ЧТО ЧИТАТЕЛЬ ОСТАНОВИТСЯ НАД НИМ И СТАНЕТ ДУМАТЬ, понимая его в соответствии со своим опытом, эрудицией, ИНТУИЦИЕЙ.
"Символ, уточняет Д. Мережковский, привносит в поэзию ту "безграничную сторону мысли", что составляет таинство мироздания; он всегда прикасается к первородному, изначальному, выводит поэта в сферы запредельные через его Внутреннее "Я".
В. Брюсов определяет символизм как "поэзию намеков", веху невидимого пути. Внутренняя связь в такой словесной речи создает превосходство в ней интуиции над логикой и делает ее способом "касания миров иных".
Одновременно с Брюсовым тему иррационального внутреннего чувства исследовали В. Иванов, А. Белый, К. Бальмонт, А. Блок Исходя из идей Шопенгауэра и Ницше, они проповедовали познавательную ценность в творческом акте свободной интуиции поэта, его "откровений".
А. Белый, размышляя о природе символа, пришел к выводу, что он "всегда музыкален" и что мелодии души идеально выражают его, представляя собой "окно, из которого льются в нас очаровательные потоки Вечности и брызжет магия".
Вячеслав Иванов, говоря о символизме и символическом образе, особо подчеркивал МИСТИКО-РЕЛИГИОЗНОЕ начало поэзии, утверждая, что поэт является "устроителем жизни, истолкователем и укрепителем божественной связи сущего."
К. Бальмонт был уверен, что "поэты-символисты пересоздают вещественность своей впечатлительностью". Символисты искали Бога в образном слове, таким образом обожествляя его, приписывая языку способность произвести мифотворческие преобразования в живой действительности.
Символическая концепция поэтического языка, по мнению их авторов, восстанавливала истинное, "магическое" его предназначение.
Библейское изречение гласит: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". С данного момента, собственно, и мчалась человеческая история, которая, по мысли Андрея Белого, есть "произнесение Словом слов".
Перестраивая стих в "божественном ключе" З. Гиппиус писала о процессе разгадывания символов:
Уж третий день ни с кем не говорю...
А мысли — жадные и злые.
Болит спина; куда ни посмотрю —
Повсюду пятна голубые.
Церковный колокол гудел; умолк;
Я всё наедине с собою.
Скрипит и гнется жарко-алый шелк
Под неумелою иглою.
На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно, стараюсь угадать
За ним другое — то, что скрыто.
И этот шелк мне кажется — Огнем.
И вот уж не огнем — а Кровью.
А кровь — лишь знак того, что мы зовем
На бедном языке — Любовью.
Любовь — лишь звук... Но в этот поздний час
Того, что дальше,— не открою.
Нет, не огонь, не кровь... а лишь атлас
Скрипит под робкою иглою.
Из материалов и «Массовые (Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru)
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*
На голосование отводится 7 дней - по 1 НОЯБРЯ включительно.
Это время дано, чтобы вы голосовали не спеша, могли вникнуть в произведения и оценить каждое по достоинству, а не для того, чтобы вы наспех голосовали в последний день. В символизме нельзя голосовать наспех!
Очень прошу не придираться и не заниматься выискиванием и "ловлей блох"!
ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ:
ВЫБИРАЕМ ОТ 5 ДО 10 ПОНРАВИВШИХСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - НЕ МЕНЕЕ 5 И НЕ БОЛЕЕ 10 !
И ПИЩЕМ ИХ В СТРОЧКУ, СОГЛАСНО НОМЕРАМ В СПИСКЕ КОНКУРСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Можно после выбранных номеров произведений, поместить КРАТКИЕ КОММЕНТАРИИ К ВЫБРАННЫМ произведениям или высказать общее мнение о ВЫБРАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. Комментарии будут опубликованы в Итогах под ником комментатора.
КОММЕНТАРИИ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА И ДЕЙСТВИЯХ ВЕДУЩЕЙ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ.
Образец посылаемого шорта:
1, 2, 3, (и т. до 10 произведений)
Комментарий к ВЫБРАННЫМ произведениям или общее мнение обо всех ВЫБРАННЫХ (по желанию)
Своё голосование посылайте на электронную почту ведущей. Адрес:
i_kren@mail.ru
или в личные сообщения на авторской странице ведущей Марии Абазинки, здесь: http://www.stihi.ru/avtor/mercy
ЕСЛИ Я НЕ ОТВЕТИЛА ВАМ В ЛИЧНЫХ СООБЩЕНИЯХ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ - ПИШИТЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ!
ОБСУЖДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГОЛОСОВАНИЯ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ! СОХРАНЯЕМ АНОНИМНОСТЬ ДО ИТОГОВ.
Ведущая принимает вопросы только в личные сообщения или на почту.
ЕЩЁ РАЗ: ГОЛОСУЕМ ПО 1 НОЯБРЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО.
А теперь - ваши уникальные произведения...
Желаю приятного чтения!
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*
1. za сто тысяч парсек от нас…
мне странно думать что что-нибудь было до
небесное небо и солнце в твою ладонь
но не было ничего уходя до дна
твоя глубина и нежность одна волна
по памяти карандашно пройдя изгиб
здесь каждый живёт невидимо всем нагим
но там это было зримая полутьма
тобою насколько можно слетать с ума
страною далёкой временем из зимы
всё так же всё там же всё те же
прежние мы
за точкой тепла
в ледяных космически днях
летящих в иллюминаторах мимо
меня…
2. Заяц
Не беру до конечной билет,
путешествую по́ миру зайцем,
лишь вода родниковая в ранце
и любимая пачка галет.
Можно спрыгнуть на полном ходу.
Пусть лихачество связано с риском,
но ты знаешь – конечная близко,
а ещё не готова к суду.
Пробурчит кто-то:
– самообман…
Оптимист улыбнётся:
– согласен!
Безбилетному финиш не страшен,
есть в запасе привычный стоп-кран.
Свет в туннеле хотя и мани́т,
что за ним, никому неизвестно:
родники иль терновая местность,
кущи Евы иль царство Лилит…
Зазывает сакральная даль –
к ней ведут неизменно дороги,
но у зайца отменные ноги:
прыг да скок –
снова к старту удрал…
3. Громады
Встречала с песней рассвет,
с крутой смеялась вершины,
любила марши побед;
возни боялась мышиной.
Закат за моим окном.
Опять ночами не спится –
листает память альбом
былых семейных традиций.
До пика – новый уступ.
Мой вечный двигатель – надо,
давай присядем мы тут…
Кругом такие громады!
4. Соты
На зеркальном стекле – приговор всё яснее мне…
Под сгорающим солнцем, в соблазне чужих огней,
до кровавой луны непосильное тащим бремя,
от рождения к вечным заветам глухи́ и немы.
Только кто-то неведомый – там, на краю небес,
до секунд отмеряя фигуры и каждый жест,
грациозно и мерно танцует медовый танец.
Повторяя ходы, над своими кружи́м цветами,
и опять занимая пропавших друзей места,
каждой осенью веря – откроется высота,
обречённо взираем: опять улетела стая –
это игра такая…
А пока не узнали, что этот наш дом – не дом,
мы смеёмся и плачем, но всё-таки в нём живём,
говорим отрешённо «привет» и «спокойной ночи»;
но ни слова в ответ – видно, он говорить не хочет.
Ловим отблески образов, нижем слова, как бисер,
и не видим, как танец кончается в синей выси,
замирает и падает колкою бледной крошкой…
На блуждания вечные каждый рождён и брошен,
друг для друга – планеты и тусклые зеркала.
Но качнутся весы, и на крылья падёт зола,
и придётся пропа́сть, не поняв – по какой причине…
Преломляя молчание, только одно скажи мне,
прежде ночи бесчувствия всё же секрет открой:
если вслед за тобою танцуя, пчелиный рой
неизменно рисует всё те же узоры в сотах,
то кто ты?
5. Голос
Тварь я дрожащая
или право имею – не зверь?
В конце страдания
появится дверь.
Но чаша сия из огня
и водою едва ли сумею
наполнить.
Выслушайте меня:
то, что вы называете смертью,
я помню.
Ну, хорошо – грехи! Без дыхания, мертвея:
пропал? Сердце не бьётся
почти – ничего, наверное, сплю.
Сверху шорохи, колыхания ветвей.
И – провал. Тусклое солнце
мерцает над голой поверхностью.
Важно
не сдаться заранее,
нужно быть злей в этой чёртовой мгле.
Страшно,
оставаясь сознанием,
быть похороненным в чёрной земле.
Глупо и пошло. Я – не воин, не витязь,
не герой, опьянённый рычанием
ночи, но впрочем азартный. Молясь,
как умею, то с конца, то с начала,
я каюсь, что так и не стал никем…
И это прошло. То, чего вы боитесь,
быть душой, погружённой в молчание,
кончилось внезапно; земля
чуть подалась – первое, что различаю:
птиц, мелькающих в низком кустарнике.
Вы, не знавшие
Иерихона – не то, что Рима.
Вы, не помнящие
переход из другого мира,
сшитые из неясного внутри,
слышите? – я снова могу говорить.
Там, где небо на лоскуты распоролось,
тлеющим пеплом развеянный,
возвращающийся из забвения
возвращается… чтобы найти свой голос.
6. Тайна.
Может, небо на избранных ставит свою печать?
Ведь вся жизнь человечья зависит от воли свыше.
Был он в тайне, покрытой трагической тьмой, зачат,
Но однажды открыто на свет ради жизни вышел.
День за днём он бродяжил среди неродных миров,
Чтобы тайну открыть и узнать про своё начало,
Только тщетно: когда он с неё совлекал покров,
То она почему-то таинственно улетала.
Вечный поиск с надеждой на ясность — тяжёлый рок,
Что за веру безжалостно лупит и мучит крайне.
Сколько он ни старался, а цели достичь не мог,
И в итоге, оставивши свет, растворился в тайне.
7. Манифест символиста
Кто сказал, что я не символист?
Лист бумаги рядом пуст и чист.
Под ночным покровом тишины
Смыслы в нём сосредоточены!
Вновь, включая электронику,
Там я чувствую гармонику.
Белая колдунья ворожит.
Быстро мысль по клавишам бежит.
Без оглядки на смущение
Зарождается творение.
В нём и жизни продолжение,
И твоё отображение.
Нить протянется нетленная
Паутинкой сквозь Вселеную.
Скоро встретимся. И ты, и я
Вздрогнем от масштабов бытия!
8. ***
Травы последние,
Осенью смятые,
Утренней негою
В росах объятые!
Вы ещё дышите,
Вы ещё смотрите, –
Нам говорите:
"Живите и помните:
Всё умирает
И в прах превращается…
Не унывайте, –
Жизнь возвращается!"
9. Упадническое
Здоровое питанье… Променад…
И кажется, что сотни лет подряд
живу у моря,
в пышных кущах рая.
Все планы на́ день: швабра, пылесос,
проре́дить огород, чтоб не зарос,
и «мыло»* досмотреть,
не засыпая…
Нет лепета детей: моих внучат
не будет летом. Пару лет назад
развёлся сын. Жена
теперь другая.
На кладбище поход – души печаль:
там муж любимый спит. Безумно жаль,
что лишь в легендах смерть
одновременно
казнит супругов. Это - Божий дар.
А мне не повезло: пору мытарств
душевных старость принесла…
Гиенной
кроваво-адской испугать нельзя.
Все умерли: ровесники, друзья…
Лишь одиночество подругой
верной, -
оно страшит меня сильней всего…
Как долго ждать мне часа своего?
Упадничества дух ввергает
в скверну.
И мысли волком череп мой грызут,-
их не изгнать. Так долго я живу
без смысла и любви… Спасёт ли
вера?
_________________
*Мыльная опера, сериал по телевизору
10. Так ждет пустыня дождь
Я жду тебя, как строгий приговор
к весеннему безумию цветений.
Так ждет пустыня дождь… и тихий вздор
несет в бреду миражных заблуждений,
где призрак ливня входит в глубину
иссохшей дюны, чтоб насладиться
покорностью, пугая тишину.
А та, вдруг обернувшись тенью птицы,
взлетает с оживленного песка.
Дверь тоже робко ждет. Но входит осень
разбрасывая клювиком носка
листву с наброском жесткого допроса.
И мне пришлось открыться… Я люблю.
Чтоб из умело вырванных признаний
пошили белый парус кораблю,
нацеленному в бурю испытаний.
11. Мы – зеркала…
В себе я отражаю этот мир,
Мы – зеркала друг друга, и не боле,
А значит, только ты и есть кумир,
Собой любимый на века до боли.
Смотри в себя, там отраженье Света,
Идущего из глубины души.
Свети собой и назовут Поэтом,
Ты о себе, как о других, пиши.
И в зеркалах увидев отраженье,
Весь мир Поэтом станет в этот миг,
Миров других произойдёт смещенье
Лишь оттого, что ты себя постиг.
12. Пастернак
Посадили его по весне –
сколько слёз пролилось дождями!
За окном силуэт в пенсне
и землистые краски пластами.
Пожелали его заказать,
пожалели потом об этом.
Он тянулся вверх к небесам,
Потому что сродни поэтам.
Не окучивай – РОСТА* нет,
все усилия в переводы –
На Кавказ, где тепло и свет,
процветает дружба народов.
Вместо света сплошная тьма.
По законам упрямой природы,
Где родной дом – сума и тюрьма,
Он сумел претерпеть невзгоды.
Ни болезни ему не страшны,
ни какие-то паразиты.
Как дитя с колыбели весны
вдохновением свежести сыто.
Только людям дают имена,
а растению это ли надо?
Вышел корнем и дал семена,
и живёшь до сих пор – вот награда!
13. ***
Как много стало многоточий
На тротуаре под ногой…
Как будто это осень хочет
Все высказать одной строкой.
И жизнь, и осень – верно, обе
Уже устали вдаль смотреть,
И дню прошедшему подобен
Любой листок в любом костре.
Они не ведают позора –
Стыда конца… Но сможет – кто
Прочесть остывшие узоры
На куче пепла золотой?
14. Нарцисс
Утекла вода тысячелетий,
Но всё также смотрят в зеркала
Говорящих рек не только дети,
Убирая вихры от чела,
Девушки, и юноши, и старцы.
Кто-нибудь расскажет нам с азартом
О красивом юноше влюблённом,
Обликом своим заворожённый.
Он, склонённый целый день над прудом,
Никого не замечал вокруг,
И, наверное, считал за чудо
Выраженье глаз и лика круг.
А вокруг его вздыхали девы,
Он не отвлекался на напевы,
Не влекли его ни стан, ни речи,
Будто не был сын он человечий.
Не смогли, поддержаны богами,
Суть любви растолковать ему,
Выслушав, он, опершись на камни,
Рёк, что не мешает никому.
Рассердились на Олимпе боги,
И решили: «Смотрит пусть под ноги
В зеркало любого водоёма»…
Очага семейного и дома
Не познав, застыв цветком склонённым,
Он не озирается вокруг.
Коль услышишь ты: «Нарцисс влюблённый», –
Он оставит любящих подруг,
Сердце в твёрдый превратили камень,
И такой не выдержит экзамен:
Дар души, тепла не даст другому,
И сегодня это нам знакомо.
15. Сердце
Когда – не помню,
сердце первый раз
качнулось к Вам, ломая жизни ритм.
И ночью тёмной,
днём оно подчас
подпрыгивает радостно, дурит.
Прильнуть желает
нежностью томясь,
молчать и слушать позднюю весну.
Дыханье мая
пишет эту вязь,
И я прочесть её возьмусь. Дерзну.
16. Кое-кто
Кое-кто
будто глух и нем –
звёздный слепок.
Золотая орда проблем
ходит следом.
Убежать бы куда от них –
грозно иго…
Позабыть бы всего на миг
об амиго…
Не хватает счастливых строф –
не поётся.
Мой журавлик, что сто́ит трёх –
ковш колодца,
где живою водою слов –
сон последний.
То ли сердце не видит снов –
то ль ослепли
сны…
17. Монолог зеркалу
Поёт мираж, создав глухую стену
для душ, успевших вечности вкусить.
Познав Вселенской славы перемену,
сумей ей многоточьем возразить.
Звонить мольбой, оставив дань услады,
где горизонт размыт до тайны – жить…
Пусть всё тебе! Мне ничего не надо,
узрев в забвеньи зазеркалья нить.
Срисуй мотив, он гложет постоянно
и память мнёт до хрипоты вершин.
Поёт певец регистром нот пиано,
шептанье в окруженьи клавиш – мим.
О, зеркало! Ты отврати все взоры,
не надо обнажать игрой тылы,
прими от нравов щедрые укоры,
заблудших мыслей округли углы…
18. молох осени
пробуждаясь порою осеннею
на престоле владыка владык
разоденется будто к спасению
будто он для исхода возник
заливаясь слезами высокими
возвращается к тайным делам
а сатрапы питаются соками
разлагаются души… тела
опускаются в землю до времени
повергаясь в таинственный шок
а луна и красна и беременна
только видимо срок не пришёл
да и кони наверно замедлили
белый рыжий и тот вороной
у последнего с гривою бледною
не оплачены счёты со мной
что вы рощи дубовые молитесь
вам всё мнится что стали святей
возлагая на жертвенник молоху
за себя – нерождённых детей
осыпаются спелые жёлуди
на погибель валяться и гнить
но в зародышах ласковым шёпотом –
что у времени долгая нить
что у падшего есть воскресение
безнадёжность – и смерти гнусней
но раздавленные и смиренные
оживают опять по весне
ты потерянный смятый и брошенный
но в бесчувствии горьких потерь
не останься безликим подножием
в окончательность смерти не верь
19. Мать и дочь
Ты – отражение моё, ты – копия.
Движения, ужимки повторяешь.
Кто первая из нас, а кто вторая,
если вся жизнь рывками да синкопами?
Мы обе шли дорогами неверными…
Ты, как и я, за призраком умчалась:
фальшивая мелодия с начала
и до конца – всё нами исковеркано.
Ах, дочь, ты – зеркало.
________________
P.S. Прошу не путать автора с ЛГ: моя бы дочь повторила совсем другую судьбу.
ЕЩЁ РАЗ: ПОД ЭТОЙ СТАТЬЁЙ НЕ ГОЛОСОВАТЬ И НИЧЕГО НЕ ПУБЛИКОВАТЬ!
Ведущая и автор Конкурса - Мария Абазинка.
В качестве иллюстрации картина художника Владимира Куша.
Свидетельство о публикации №120102601806
Итоги Конкурса опубликованы здесь - http://stihi.ru/2020/11/01/5800
Всегда к вашим услугам и с особенным подчтением, - ведущая.
Мария Абазинка 01.11.2020 15:58 Заявить о нарушении