Вновь я посетил

Вновь я посетил родную Третьяковку.
Устав от похорон подруги институтской Бэлы,
Отдав её потомкам посвященье,
И внемля уговорам Нины,
На следующий день,
Отправились с утра мы в Третьяковку.
Что б отдохнуть, проветриться,
Одухотворенье поймать,
И в восхищеньи созерцать
Большую, представительную выставку,
Художника природы, бытия,
Поленова Василия – художника-поэта.
.

Пришли к открытию,
Что бы в толкучке не пропасть.
Нам повезло, мы свободно, без помех,
Успели пробежать и просмотреть
То, что нам хотелось, и подновить
Познания и впечатленья,
До того, как собралась топа,
И разбрелась, рассыпалась,
По всем представленным разделам.

Про московский дворик помолчу –
- Многотираж. Хоть хорошо, но надоело.
Своё же отношение к прекрасному художнику
Я, в общем, сохранил.
Оценку, осмысленную дать могу.
И, кое что сказать,
Что в моих силах.

Оценка, быть может,
Со мнением других,
Не будет совпадать.
Но, тем не менее,
Мне интересно, её опубликовать,
Чтобы услышать критику, понять,
Где я прав, или неправ,
И, может поменять мои сужденья.

Сначала, чем я восхищён.
Пейзажи хороши, там, где спокойная вода.
Где отражение в воде деревьев, неба
И других пейзажа элементов.
Там, где нет воды они тусклей,
Он, это понимал. Поэтому их мало,
Их, почти не видно.

Ещё удачно и профессионально
Он видит и рисует перспективу.
Не только в пейзажЕ, но и
В больших полотнах и картинах.

Конечно, это объяснимо:
Поленов архитектор от природы,
Он с перспективой заодно,
Он ею овладел, она с ним воедино.

Большие же полотна, пожалуй, схематичны.
Но колорит в них есть,
Художник управляет светотенью.
Особенно наглядно это видно,
На двух, отдельно представленных картинах:
«Больная».
Одна, поменьше,
Скорей всего подготовительна к большой,
С прекрасной прорисовкой и перспективой.
Но, слишком, как чертёж,
Проста и схематична.
Другая, что значительно побольше,
Почти что, копия её.
Но, обладает всему присущему Поленову,
Глубокому искусству светотени.
Смотреть их обе, переводя поочерёдно взор,
Ошеломляет, блестящее владенье светотенью.
Их рассмотренью я посвятил,
Времени, наверно, половину.

Большие полотна мне показались малоинтересны.
Понятно, что художник в них вложил
И душу, и академическое мастерство.
Но они не оставляют глубокого и
Проникновенного вниманья, впечатленья.
В этом он явно не Крамской иль Репин.
Не Репин он и в образе, в портрете.
На мой взгляд, он там сухой академист.
И не оставил удовлетворенья.

Мне, кажется, удачно
Составлены и размещены
Все справки, поясненья,
Разъясненья.
Развеска, расположение разделов,
Продуманы, понятны.
Всё это позволяет пожелать,
Продолжить экспозировать
Других прекрасных живописцев.
Крамского, например, иль Врубеля.
Успех мероприятия, опять,
Будет однозначно близким.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →