Наш популярнейший художник

Наш популярнейший художник

0н, как и Пушкин, и Толстой, Некрасов,
Не отделим от нас, от наших дум,
Культуры и породы,
И как они прекрасен и любим.

Вчера я побывал на Новой Третьяковке.
Там нас большая экспозиция Репиным дарит.
Хоть я знаком с его искусством,
В музеях разных видел множество его картин.

Но, всё равно, хотелось просто побывать,
В его интимной атмосфере,
И ощутить его прозрение на мир,
И, как бы слиться в осязании едином,
Земного бурного жизни проявленья,
Рука об руку, вместе с ним.

Да, экспозиция большая!
Всю просто обойти и осмотреть устанешь.
К каждому творенью вплотную прикоснуться
Трудно, взгляд не устремишь.

Поэтому, рысцою пробежав три этажа, и не застав
Собрания рисунков и эскизов, (опоздал: оно уже снялось),
Я обратил своё вниманье лишь на портреты,
И, это правильно, от них я получил
Заряд познанья мастерства его!

Полотна же большие я пропустил:
Я помню и люблю их,
На каждое из них отдельно,
Надо, для познаванья шедевров этих,
Не по одному бы разу созерцать.

Сказать, что мне по нраву всё, не смею.
Но Протодьякон, Лев Толстой, и многие другие -
Не фотографии. Люди все живые.
Как можно кистью, мазком и смесью красок,
Так душу оживить, одухотворить лицо?!

Вот, к примеру, портрет Шаляпина.
В вальяжной позе, отдыхает.
Спокойно олицетворяет
Свою способность каждой мышцей управлять.

Какая мощь натуры, и красота во всём:
Лицо, фигура, рука, костюм!
Он взглядом, жестом, бровью
Всей своей натурой,
Вниманье и эмоции толпы людей,
Способен обуздать, встряхнуть,
За сердце взять, очаровать!

Как прекрасны все портреты
Талантливых, одухотворённых,
Наполненных идеей, мыслью, вдохновеньем,
Людей всех этих, мне хочется ощутить, понять.

У Репина портреты – фрагменты жизни.
Он их использует в создании больших картин.
А, часто они и есть сами картины:
Тот же Шаляпин, ВасилиВаныч.
Не портрет – картина!

Сейчас позирует и отдыхает.
Вдруг встрепенётся, встанет,
Гений его взыграет, роль любую
Так исполнит, как никто!

Но, в то же время, гений Живописца,
Способен отразить никчёмность,
Иль пустоту и вялость таких людей,
В портретах чьих сквозит
Безликая прозрачность и бездуховность глаз.

Всё это собралось, представилось,
На выставке объёмной.
И разобраться в ней, прочувствовать серьёзно,
Необходимо обойти и видеть много раз.

От этого похода чувства разыгрались.
И захотелось мне, встать на колени
Пред гением. Но места для такового откровенья,
В толкотне людской, я просто не нашёл.
И не встал, наверно потому,
Что неудобно, ведь не поймут и осмеют.

В начале экспозиции, во внимательном,
Неспешном рассмотреньи,
Я, вдруг, заметил, на одном
Знакомом мне портрете
На лбу и на щеках, и на носу,
Блестящие и натуральные капли пота:
В мастерской, в сеансе, была жара?
Ну, просто чудо мастерства!

Я поражён, не оторву от лика глаз.
Сменил позицию, ещё, ещё, ещё не раз.
Со сменой позицией моей,
Менялись блески пота,
Понятно стало: это
Игра и преломленье света,
Освещения экстаз.

Естественно. такое не предусмотрено проектом,
Скорее светотехника ошибка,
Неровность и прозрачность лака,
Иллюзия, особенности зренья моего.

Но было так восхитительно, прекрасно то,
Что расставаться с незадачливым эффектом
Мне было жалко, он пленил меня.

Проверил я его и на других портретах,
Проблеск света также был,
Но не столь заметен,
И менее эффектен, как в тот раз.

Мне не понятно происхожденье этого эффекта.
Дефект то лакировки иль освещенья,
Или обоих в сумме их. Я в сомненьи.
Но он эффектен и красив. Глаз не оторвать!

Конечно, в целом выставка по праву удалась.
Он, Репин гениален, он великолепен!
На ум приходят всякие сравненья.
Ну, на пример Серов,
Чья выставка лет несколько назад была
И несомненно удалась.

Там тоже любовался я портретом.
Серов в портрете то ж великолепен.
Но, по мненью моему, (я дилетант)
- он совсем другой.
Не столь он ярок и конкретен,
Не так и динамичен он, как Репин,
И в красках мягче, но не хуже он,
А психологичен столь же и глубок,
Как Репин,
Так же понимает всю сущность человека,
И тонко воспроизводит характеры людей.

В сравненьи познаётся истина,
Но разве мне возможно,
Оценки, рейтинг им прописать.
Ведь гении портрета оба.
И в поклоненьи им, нам обыкновенным,
Без сомненья, их работы
Гениальными должны были
На выставке предстать!

И, предстали!
Спасибо и поклон глубокий
Устроителям за это!


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →